В последние годы в мире все больше внимания уделяется созданию и применению нетрадиционных машин для выполнения строительно-монтажных работ.

Доказана техническая возможность применения вертолетов на монтажных работах. Начало их применения относится к 1960-м годам. В последнее время использование вертолетов в строительстве увеличилось, но все же носит эпизодический характер.

При монтаже мачты телевизионной башни высотой 553,6 м в г. Торонто (Канада) использован вертолет.

Вертолетная техника имеет следующие преимущества:

- отсутствие вылета стрелы и опрокидывающего момента;

- возможность подъема груза практически на любую высоту;

- независимость от условий строительной площадки;

- высокая мобильность;


- возможность сочетания монтажных работ с транспортировкой конструкций на большие расстояния.

Фирма Flugschift (ФРГ) спроектировала три дирижабля грузоподъемностью соответственно 75,125 и 750 т, наполненные невоспламеняющимся гелием и снабженные четырьмя турбовинтовыми двигателями общей мощностью 80 тыс. л.с.

Французские инженеры разработали проект летающего подъемного крана, основой которого являются четыре воздушных шара, наполненных гелием. «Кран» может поднять груз массой 500 т и при необходимости развивать скорость до 80 км/ч.

Конструкторы США создали летательный аппарат, являющийся по сути гибридом самолета и дирижабля. Его полезная нагрузка — 182 т, высота потолка — 5000-5500 м, скорость — 330 км/ч, дальность полета -— до 16 тыс. км.

У России появился собственный 100-тонный кран на шасси автомобильного типа — КС-8973, который родился благодаря совместным усилиям специалистов «Ивановского Автокрана», Брянского завода колесных тягачей при содействии инженеров из Германии.

Из пяти мостов созданной машины первый, второй, четвертый и пятый — ведущие, управляемые. Третья ось — подъемная. Подъем осуществляется при передвижении «крабом».

В комплектацию входят две крановые подвески для поднятия грузов до 60 т и до 100 т, вылет стрелы — 3-46 м, высота подъема с основной стрелой — 42,6 м.

На выставке СТТ-2008 был впервые продемонстрирован другой новый кран — КС-65719-1 (Клинцовского автокранового завода ОАО «КАЗ»), который сейчас находится в серийном производстве.

Кран КС-65719-1 к грузоподъемностью 40 т имеет телескопическую стрелу максимальной длиной 34 м, выполненную на современном техническом уровне из гнутых профилей.

Наряду с освоением тяжелых кранов завод провел модернизацию имеющегося модельного ряда 25-тонных автокранов. Гусеничный кран РДК-36, рабочий проект которого выполнен с участием немецких специалистов, по своим техническим характеристикам превосходит все производимые на рынке стран СНГ аналоги.

Легкая прочная стрела длиной 15-40 м изготовлена с применением труб круглого сечения из высокопрочной стали. Конструкция крана допускает перемещение с грузом массой до 10 т.

Галичский автокрановый завод ОАО «ГАКЗ» увеличил модельный ряд самых распространенных кранов грузоподъемностью 25 т, которые теперь выпускаются со стрелой длиною до 28 м.

ОАО «ГАКЗ» — один из немногих крановых заводов, который освоил серийное производство 50-тонных кранов со стрелой длинною до 34 м (КС-65713-5).

Крановое оборудование нового поколения на шасси VOLVO — автокран высокого технического уровня грузоподъемностью 60 т со стрелой 42 м и гуськом — позволяет превысить при выполнении грузоподъемных работ 50-метровую отметку.

Поставки на внутренний рынок Японии крупногабаритных подъемных кранов постоянно расширяются, в настоящее время в стране работают краны грузоподъемностью 550 т. Все территориальный подъемный кран GA-1000 N относится к кранам класса 120 т, максимальная длина шестисекционной стрелы — 52 м, пятисекционной — 48 м.

Во второй половине XX века в Японии появились сначала первые мощные башенные краны наиболее распространенного в то время класса 30 тм, затем — класса 45, 90, 120, 180, 200 тм.

Технология применения кранов при многоэтажном строительстве заключалась в последовательной установке кранов на этажах возводимого здания.

Мощный башенный кран УСС-900 Н класса 900 тм имеет наибольшую грузоподъемность 47 т и способен поднимать груз на высоту до 300 м. Наибольший вылет стрелы — 30 м. Двигатель мощностью 150 квт обеспечивает подъем грузов массой 35 т со скоростью 20 м/мин, массой 1т — со скоростью 160 м/мин.

Сверхмощный башенный кран УСС-1500Н обеспечивает подъем груза массой 70 т со скоростью 20 м/мин. Максимальный вылет стрелы — 30 м, высота подъема груза — до 300 м.

Представляют интерес итальянские башенные краны серии СТТ Fluttop, выпускаемые известной во всем мире компанией Comedil TEREX. Их грузоподъемность колеблется в зависимости от модификации от 2,5 до 40 т, при этом вылет стрелы — от 41,4 до 85 м, высота 17,75-105,6 м. Если возникает необходимость поднять груз на высоту 285 м, необходимо всего лишь прикрепить кран к стене. Им можно управлять и дистанционно.

ОАО «Ржевский краностроительный завод» (РКЗ) выпускает пять базовых моделей башенных кранов грузоподъемностью 2-12 т высотой подъема груза 14-222 м и с вылетом стрелы 20- ,70 м в стационарном и передвижном исполнении (КБ-473, КБ-474, КБ-571).

ОАО «Механический завод» группы компаний «Конрад» (г. Санкт-Петербург) серийно выпускает три модели передвижных башенных кранов грузоподъемностью 4-12,5 т, с высотой подъема груза до 83 м и вылетом стрелы 20-45 м (КБ-503Б, КБСМ-503 Б). Завод начал выпускать новый башенный кран КБ-581 грузоподъемностью 10 т и максимальной высотой подъема до 174 м.

Объединение «Машстройиндустрия» производит шесть базовых моделей башенных кранов грузоподъемностью 8-12 т, максимальной высотой подъема груза до 160 м и максимальным вылетом стрелы 40 м (КБ-585).

В качестве перспективных задач развития производства мощных и сверхмощных башенных кранов можно выделить следующие:

- разработка устройств, уменьшающих раскачивание грузов на длинных канатах, так как на больших высотах приходится снижать скорость подъема грузов;

- снижение массы кранов в целях уменьшения нагрузок, действующих на опорные поверхности;

- разработка устройств для уменьшения упругих колебаний элементов конструкции крана, возникающих при ветровых нагрузках;

- увеличение жесткости несущих узлов;

- разработка устройств дистанционного управления краном;

- совершенствование устройств управления с жидкокристаллическими дисплеями, установленными в кабине оператора, на экранах которых высвечивается информация об анализе-оценке отказов, о предотвращении соударений крана, радиусе проведения работ, параметрах подъема грузов.