Автоматизация монтажных работ стала осуществляться лишь в последнее десятилетие, причем ряд решений еще до сих пор носит локальный характер.

Развитие автоматизации тесно связано с разработкой и внедрением прогрессивных высокотехнологичных сборных элементов зданий и сооружений, новых принципов организации и технологии монтажных работ, современного монтажного оборудования, оснастки и т.п.

Почти повсеместно монтаж ведется свободным методом — кранами с гибкой тросовой подвеской грузов. Элементы зданий вследствие этого ориентируются и устанавливаются при изменяющихся по величине и направлению отклонениях от проектного положения, а потому трудозатраты и затраты машинного времени, а также точность окончательного положения элементов почти исключительно зависят от квалификации машиниста и монтажников.

Автоматизация монтажных работ основывается на новых методах принудительной установки монтируемых элементов в проектное положение, принудительного ориентирования и контроля за положением конструкций в пространстве относительно установочных осей. При этом осуществляется принудительный метод монтажа, начиная с захвата (строповки) панелей и кончая установкой их в проектное положение. Принудительная установка элементов с заданной точностью достигается благодаря полному ограничению конечного положения элементов. Наиболее рационален метод полной пространственной самофиксации, при котором поло жение элемента с заданной точностью определяется точностью установки на заводе фиксирующих устройств в конструкциях соединений и сопряжений элементов.

Один из основных принципов прогрессивной технологии монтажа — укрупнение сборных железобетонных элементов в монтажные блоки — уменьшает количество стыковых соединений, выполняемых на высоте, и тем самым делает более безопасными эти операции, одновременно сокращая трудоемкость и продолжительность монтажа. Дальнейшее совершенствование технологии монтажа крупнопанельных зданий связано с созданием так называемых трафаретов, оснащенных автоматически действующими системами, приводящими элементы конструкций здания в проектное положение.

Перспективен также координатный метод монтажа крупнопанельных зданий, основанный на принудительной подаче и координировании положения элементов в пространстве. Этот метод, основанный на жестком захвате и точной подаче панелей в проектное положение, полностью исключает ручной труд при строповке, ориентации, установке и расстроповке монтируемых элементов.

Для управляемого монтажа, начиная с захвата элементов до их установки в заданное положение, необходимы монтажные машины с жесткими связями и управляемыми грузозахватными устройствами. К таким устройствам относится автоматизированная грузозахватная траверса. Опытный монтаж стеновых панелей башенным краном с подобной траверсой показал возможность полной автоматизации всех монтажных операций при возведении крупнопанельных зданий, а также возможность программированного управления монтажом.

Представляет интерес метод автоматической выверки некоторых конструкций, и особенно тяжелых колонн промышленных зданий, осуществляемый путем введения в регулируемые удерживающие устройства (например, подкосы) приводов и средств автоматического контроля. Положение конструкций определяется оптическими системами — датчиками, связанными с приводами. При этом методе ставится ограниченная задача — выверка элементов и автоматический контроль за их положением.


Применение монтажных кранов, управляемых по радио, является одним из важных факторов автоматизации монтажных работ. Система управления таким краном основана на передаче кодовых команд по радиоканалу. Используемая с этой целью установка обладает высокой помехоустойчивостью к действию городских, индустриальных и радиопомех. В ее передающий полукомплект входит ультракоротковолновый передатчик, кодовые генераторы, источник питания, пульт управления и антенна, они размещены в заплечной сумке в специальной легкой коробке монтажника. Приемный полукомплект, расположенный в кабине крана, состоит из радиоприемника, управляющего реле и блоков питания.

При радиоуправлении функции крановщика выполняет монтажник, который с помощью переносного пульта управления, оборудованного портативным командоаппаратом, с рабочего места управляет всеми движениями крана (передвижение по путям; поворот и подъем стрелы, подъем и опускание грузового троса с грузом и без него, установка изделия в проектное положение).

Благодаря исключению ошибочных и лишних операций, неизбежных при управлении краном из кабины и вызываемых обычно плохой видимостью места монтажа, сокращается время на монтаж элементов здания. Кроме того, лучше удовлетворяются требования техники безопасности. Система дистанционного управления башенным краном по радио сохраняет все блокировки, предусмотренные основной электросхемой. Надежность работы такой установки проверена на стройках Главленинградстроя и дает достаточно оснований для ее широкого внедрения. Многолетний опыт показал, что метод принудительной самофиксации сборных элементов с помощью башенного крана с дистанционным радиоуправлением имеет большие преимущества по сравнению с обычным монтажом. В связи с этим трест «Ленинградоргстрой» совместно с ЦПКБ треста «Севзапмонтажавтоматика» разработал проект усовершенствования башенного крана-манипулятора М-223. В качестве базового крана принят мобильный складывающийся кран МСК-8-20, в котором использованы узлы серийно выпускаемых башенных кранов. Такой кран-манипулятор грузоподъемностью 4,9 т предназначен для автоматизированной высокоточной сборки крупнопанельных домов методом замкового монтажа, отличительной особенностью которого является программно дистанционное управление, а также управляемая грузозахватная траверса-манипулятор с пространственной подвеской, обеспечивающей стабильность положения монтируемого элемента независимо от ветровых инерционных нагрузок.

Программно-дистанционное управление позволяет автоматизировать транспортные операции и заменить бригаду монтажников одним монтажником-оператором, который во время автоматического выполнения транспортных операций может производить другие работы (замоноличивание стыков и др.).

Транспортные операции выполняются на наибольшей скорости, при посадке же деталей скорость Можно снизить в 8 раз по сравнению со скоростью обычных кранов. Пространственная подвеска манипулятора дает возможность осуществлять посадку панелей в замки путем маневрирования механизмами крана, а не за счет физических усилий монтажников. Поворотный управляемый манипулятор обеспечивает подачу деталей в зону монтажа в нужном для посадки положении.

Программное и дистанционное управление краном и управляемое грузозахватное устройство позволяют вести замковый монтаж зданий со значительно меньшей трудоемкостью и более высокими темпами.