Устройство карниза крыши своими руками

Карнизный свес представляет собой выступающий за границы стен здания элемент кровельной конструкции, предназначенный для защиты дома и прилегающего к фундаменты пространства от атмосферных осадков.

Данная статья расскажет о том, как производится устройство карниза крыши, какой должна быть оптимальная длина выступа и какие разновидности карнизных свесов существуют на сегодняшний день.

Общие сведения об устройстве карнизов

Монтаж кровельного карниза

В деревянных домах карнизы крыш обустраиваются путем прибивания или врезки специальных профильных кронштейнов-шаблонов по периметру всех четырех фасадов при отсутствии с северного фасада пристройки в виде подворья.

К данным кронштейнам крепят просмоленные либо обработанные антисептиком доски. Первая прибитая доска в зависимости от ширины полосы карниза может быть шире остальных на 3-5 сантиметров, поскольку является по сути заменой капельника.

Для украшения досок может использоваться декоративная сквозная резьба.


Более простой способ обустройства карниза заключается в обшивании концов балок тесом, при этом, если стропила не выступают за границы стен, производится наращивание их длины путем прибивания кусков доски к концам балок.

Следует также учитывать, что при создании каких-либо карнизных архитектурных профилях на стенах из кирпича толщина намета штукатурки не должна превышать 50 миллиметров.

Учитывая данное условие, при необходимости производится нанесение раствора на одну из поверхностей:

  • Дощатые конструкции;
  • Специально обустроенные выносы кладки;
  • Обтянутый сеткой металлический каркас.

Схема карнизного свеса

Для выполнения профилей штукатурных карнизов применяются шаблоны профильной доски с двойной оковкой, где вторая оковка используется для вытягивания профиля по грунту, после чего снимается и выполнение по накрывке чистого профиля производится при помощи первой оковки.

Если выполняется отделка карниза крыши, обладающего значительным поперечным сечением, то вместо полозка применяются ролики, облегчающие перемещение тяжеловесного шаблона, тщательно следя при этом за соблюдением правил.

Находящиеся во входящих углах карнизы профилируются при помощи специальных шаблонов.

Полезно: для того, чтобы обеспечить благополучное достижение вершины угла профильной доской шаблона, ее следует расположить относительно стены под углом, составляющим 45 градусов.

Прямоугольный треугольник, вдоль биссектрисы прямого угла которого прикреплена профильная доска, изготовленная из пары досок с предварительным снятием с них фасок, будет использоваться в качестве салазок для шаблона.

Основа, изготовленная из металлопрофиля, закрепляется между досками так, чтобы фаски были обращены наружу.

Для украшения различных профилей карнизов применяется декоративная штукатурка, заполнителем для которой являются гранитная и мраморная крошка, кварцевый песок, размельченное стекло, слюда и т.д.

Обычно наносят три слоя штукатурки:

  1. Первый слой, называющийся обрызгом, предназначен для сцепления намета штукатурки с основанием, данный слой выполняется при помощи раствора, обладающего жидкой консистенцией, а его толщина выбирается от 5 до 9 мм в соответствии с материалом основания.
  2. Второй слой (грунт) изготавливается из раствора заданной заранее консистенции по обрызгу, который должен уже схватиться. Толщина слоя выбирается от 5 до 12 миллиметров.
  3. Третий слой, он же лицевой, наносят внакрывку, его толщина не превышает 2 мм.

После нанесения штукатурки приступают к лепным работам, включающим профильные тяги непосредственно карниза.

Основные виды карнизов

Различают два основных типа карнизного свеса кровли дома:

  • фронтальный. предназначенный для защиты фасада здания и выполняемый в виде выступающих за границы стены фронтона края скатов кровли, установленных под наклоном;
  • боковой. изготовленный в виде расположенных по бокам здания свесов.

Пример карнизного свеса

Ширина карниза крыши напрямую зависит от его расположения. Для боковых свесов чаще всего бывает достаточно выпуска конструкций на 50-60 сантиметров за границы стен дома, тогда как для фронтальных свесов данное расстояние может быть увеличено до 1 метра .

Обустройство фронтального свеса такой конструкции, как двускатная стандартная крыша. производится путем выпускания коньковой доски на определенное заранее расстояние за границы фасада, после чего аналогичным образом производится выпускание несущих кровельных перекладин, закрепленных на стропилах.

Далее производится крепление карнизной доски к торцевым сторонам конька крыши и несущих брусьев. Подшивка нижней части карнизного фронтального свеса является не обязательной, хотя довольно часто ее все же выполняют в целях улучшения внешнего вида строения.

Важно: для обеспечения наибольшей надежности фронтального карнизного свеса следует выбирать одинаковые значения сечений горизонтального бруса и конструкций стропил.

При изготовлении бокового карнизного свеса балки кровли выпускаются за пределы внешней плоскости стены на расстояние, определяемое шириной отмостки фундамента и высотой строящегося здания.

После того, как произведена укладка материала покрытия кровли, производится крепление торцов балок при помощи дощатой обвязки, которая и будет исполнять функцию карниза, скрывающего край и черновую подложку настила кровли.

Оставшееся в результате открытым пространство свеса подшивают специальным материалом при помощи паза, оборудованного в нижней части доски карниза. Для подшивки наиболее часто применяют виниловый сайдинг или шпунтованную доску.

Данные материалы крепятся к дому под углов 90 градусов.

Вентиляция карнизного свеса

Независимо от того, какой тип свеса выбран и каковы его размеры, обязательным условием является обустройство вентиляции, особенно, если планируется оборудование мансарды в помещении чердака .

Суммарная площадь отверстий для вентиляции должна находиться в диапазоне от 1/600 до 1/400 полной площади помещения, для которого устраивается вентиляция.

В подшивке карнизного свеса изготавливаются зазоры, пропускающие свежий воздух во внутреннее помещение, откуда он затем выводится через имеющиеся в коньке крыши специальные отверстия.

Важно: отверстия для вентиляции необходимо закрывать сеткой во избежание проникновения в помещение мелких птиц или насекомых.

Выбор материала для карниза

Для обшивки карнизных свесов наиболее часто применяется доска любой длины и ширины, толщина которой в обязательном порядке должна составлять от 17 до 22 миллиметров .

Крепление досок небольшой длины может выполняться только на концах, а для досок, длина которых превышает 6 метров, крепление производится на каждом метре их длины.

Наиболее подходящим материалом для создания свеса такой конструкции, как четырехскатная вальмовая крыша является древесина различных хвойных пород (сосна, ель, лиственница и т.д.). Для изготовления досок должен использоваться сухой материал, который не вызовет после усушки линейной деформации досок, приводящей к появлению зазоров, портящих внешний вид подшивки.

Помимо досок обшивка свесов может производиться листами оцинкованной стали, толщина которых составляет 0,6-0,8 миллиметров, а также различными перфорированными листовыми материалами, при использовании которых длина волны не должна превышать 20 мм.

Важно: для работы с подобными материалами требуются специальные навыки и оборудование, кроме того, необходимо покрывать обработанные фрагменты защитным слоем краски после подгонки.

Еще одним материалом для подшивки свесов является покрытый защитным слоем опыления листовой алюминий, ширина которого выбирается в соответствии с параметрами карнизного свеса, наиболее распространенной считается толщина в 0,6 миллиметра.

При этом длина листов должна быть не более 6 метров, поскольку крепление обшивки производится при помощи специальных защелок, в результате чего может появиться провисание листов слишком большой длины.

Полезно: в специализированных магазинах сегодня также предлагается широкий ассортимент декоративных изделий для улучшения внешнего вида карнизных свесов.

Обшивка карнизных свесов

Пример обшивки карниза

В зимний период на кровельном свесе происходит скапливание снега, что может привести к разрушению сначала самого свеса, а затем и карниза и стен.

В случае минимального кровельного свеса вальмовой крыши отсутствие или некачественное изготовление карниза также вызывает разрушение кладки и наружных поверхностей стен, что также вызывает сначала гниение верхних, потом – нижних бревен венцов сруба в деревянных домах.

Если бревна постоянно намокают и высыхают, то происходит их растрескивание, расшиваются швы и выпадает конопатка, даже обшивка сруба, покрытая масляной краской, может испортиться при отсутствии гидроизоляции и плохой чеканке стыков досок обшивки.

В силу этих и многих других причин для небольших (от 15 до 25 см) свесов кровли следует изготовить карниз, который позволяет:

  1. Надежно заделать линию соединения верхней части несущей стены и внутренней конструкции кровельного ската;
  2. Придать фасаду дома законченный вид и обеспечить дополнительную защиту поверхностей стен дома.

По материалам сайта: http://krovlyakryshi.ru