Рубрики

Карниз крыши.

Карниз представляет собой конструкцию, образующую, нависающий над стенами свес кровли. Основная функция карнизов является  защита стен дома от атмосферных осадков. Кроме того, конструкция карниза  должна обеспечивать вентиляцию подкровельного пространства. При достаточной ширине карниз выполняет роль отмостки и предохраняет фундамент от атмосферных осадков.

Существуют два типа карнизов:

  • фронтонный, обеспечивающий защиту фасада дома.  Выполняется в виде выступающих краев скатов кровли за границы стены фронтона;
  • боковой карниз представляет собой свесы кровли, которые располагаются по бокам дома.

Фронтонный карниз представляет собой свес крыши здания, имеющего торцевой фронтон. Величина свеса может быть различной. Чем больше свес тем лучше будет защищен фасад дома. Фронтонный свес не делают слишком большим во избежание прогиба. Как правило, его глубина не превышает полуметра.

Существует два варианта подшивки фронтонного свеса:

  • подшивка по обрешетке крыши;
  • подшивка по стропилам.

По первому варианту свес образуется обрешеткой крыши. Этот вариант подшивки является самым простым в исполнении. Стропила не выводится за пределы фронтонных стен, выпускается только обрешетка.

Этот вариант подшивки является самым простым в исполнении, его лучше делать для легких кровельных материалов: асбестоцементных листов, металлочерепицы, мягкой битумной черепицы.

По второму варианту свес выполняется путем выноса мауэрлата  и конькового бруса за пределы фронтонной стены  и установки стропил. Вынос стропильной ноги определяет глубину свеса. Второй вариант устройства фронтонного карниза обеспечивает вынос свеса на большую величину на крышах с тяжелым кровельным покрытием.

Для устройства боковых карнизных свесов стропильные ноги или затяжки выдвигают за границы стен. Карнизные свесы должны состоять из сплошного настила. Минимальная ширина карниза – 55 см, использование карнизов большей ширины предохраняют стены от дождя, мокрого снега. Кроме того, карнизные свесы играют роль отмостки, так как стекающая с крыши вода падает на достаточно большом расстоянии от фундамента.


Карнизы в домах могут быть открытыми и закрытыми. Если стропильные ноги не выходят за пределы стен, то их удлиняют на величину карнизного свеса, прибивая к концам стропил обрезки досок – «кобылки», к  «кобылкам» и к стене прибивают  пробоины. Затем к ним крепят обшивку. Открытые карнизы применяют очень редко. Закрытые карнизы исключают продувание чердака и попадание снега. При устройстве закрытого карниза  для вентиляции чердачного помещения между подшивкой карниза и стеной оставляют небольшой зазор или в доске делают небольшие вентиляционные отверстия.

Карнизы кирпичных стен могут быть выложены из кирпича с постепенным напуском каждого ряда на величину не более 1/3 длины кирпича. Кирпичный карнизный свес не должен превышать половины толщины стены.

Для крыш с небольшим углом наклона можно делать подшивку карниза по стропилам. Для того, чтобы края стропил лежали в одной плоскости, к ним прикрепляют выравнивающие доски. Сначала прикрепляют выравнивающие доски к крайним стропильным ногам, а затем натягивают шнур и далее крепят остальные доски. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или саморезы.

Материалы для подшивки карнизных свесов.

В качестве материала для подшивки карнизных свесов используются:

  • вагонка;
  • обрезная доска;
  • сайдинг;
  • софиты.

Вагонка.

Вагонка наиболее распространённый материал для подшивки карнизов. Она достаточно проста в монтаже.  Вагонка должна быть из древесины, имеющей оптимальную влажность, поэтому перед началом работ доски хранят на улице в течение месяца. Перед подшивкой доски должны быть обработаны антисептиком. При использовании вагонки нужно монтировать специальные решетки для вентиляции подкровельного пространства через каждые 1,5 метра

Обрезная доска

Обрезная доска для подшивки карнизов должна быть из древесины, имеющей оптимальную влажность, поэтому перед началом работ доски хранят на улице в течение месяца. Толщина досок должна находиться в пределах 17 — 22 мм. Перед подшивкой доски должны быть обработаны антисептиком.  Для получения более эстетичного вида доски перед установкой обрабатывают рубанком. Набивая доску, необходимо оставлять зазор, равный 1 — 1,5 сантиметра для того, чтобы пространству под крышей иметь хорошую вентиляцию, чего нельзя сказать о вагонке, при использовании которой нужно монтировать специальные решетки для вентиляции через каждые 1,5 метра.

 Софиты.

Софиты — материал, предназначенный для подшивки карнизных свесов. Подшивка карнизов софитами состоит из отдельных панелей, которые крепятся к коробу, а между собой панели стыкуются с помощью специальных приспособлений.

Существую несколько видов софитов:

  • софит перфорированный;
  • софит сплошной без перфорации;
  • софит, перфорированный по центру.

Софит перфорированный используется при подшивке боковых карнизных свесов. Сплошной софит используется для подшивки фронтонных карнизов. Перфорированный софит обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства.

Существует несколько видов софитов, изготовляемых из различных материалов:

  • медные софиты;
  • софиты пластиковые (виниловые);
  • алюминиевые софиты;
  • софиты металлические.

Медные софиты имеют достаточно привлекательный внешний вид.  Медные софиты — долговечный материал, огнестойкий и прочный. Единственным недостатком медных софитов является их дороговизна.

Пластиковые софиты обладают следующими свойствами:

  • износостойкие;
  • эластичные;
  • не выцветают;
  • устойчивы к резким перепадам температур;
  • удобны в монтаже.

Недостатком пластиковых софитов является довольно высокий коэффициент расширения/сжатия, что может привести к появлению так называемого «волнового эффекта».

Алюминиевые софиты долговечны, огнестойки. Алюминиевые софиты покрыты полимерным составом, имеющим высокую стойкость к неблагоприятным внешним фактором.  По сравнению с пластиковыми софитами алюминиевые имеют более высокую прочность  и у них нет «волнового эффекта».  Недостатком алюминиевого софита является то, что  его производят только двух цветов: белый  и коричневый. По сравнению с пластиковыми софитами алюминиевые более дорогие.

Металлические софиты изготавливаются из оцинкованной листовой стали. Поверхность стали покрывается долговечным полимерным защитным покрытием,  защищающим от коррозии.

К достоинствам металлического софита можно отнести следующее:

    обладает высокой прочностью и жесткостью; не подвержен коррозии; не горюч; обладает большей долговечностью (срок эксплуатации около 20 лет); большая цветовая гамма.

Подшивка карнизных свесов софитами.

Панели софитов закрепляют к коробу по краю крыши. Панели стыкуются между собой замковым соединением, позволяющим скрыть их крепления. Длина софитов составляет чаще всего 3 — 3,6 метров, а ширина 22 — 30,5 сантиметров. Перед тем, как подшить крышу софитами, необходимо сделать утепление стен дома снаружи.

При использовании софитов необходимо соблюдать следующие правила:

  •  обязательно крепить софиты только под прямым углом и через специальные отверстия;
  • длина ножки крепёжного элемента должна быть 3  мм, ширина шляпки 8 мм. Крепежные элементы не должны быть прикручены плотно, зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
  • обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла расширяться или сжиматься;
  • расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
  • резать софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
  • хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
  • несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.

В комплект софитов входят специальные планки, которые имеют формы буквы J или F. Одна из них крепится к деревянному направляющему  бруску, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Для того чтобы  планки должны располагались  ровно по отношению друг к другу, вначале делают разметку.

Затем измеряется ширина карнизного свеса и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.  Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей и  фиксируются саморезами. Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов. Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.

По материалам сайта: http://u-dachniki.ru