Ремонт мягкой, плоской, кровли из рулонных материалов

Д авайте посмотрим в глаза грустной правде – ремонт мягкой кровли, плоской, кровли из рулонных материалов требуется гораздо чаще чем хотелось бы. Но всё не так плохо! Если этот ремонт Вы выполните согласно требованиям технологии, прослужит она минимум десять – двенадцать лет, а то и дольше. Здесь мы и рассмотрим как отремонтировать мягкую, рулонную или плоскую кровлю. наиболее распространённые повреждения, методы их устранения. А так же узнаем разрушающие факторы, приводящие к порче покрытия.

Содержание

Что такое и как ремонтировать мягкую кровлю

Для начала необходимо понять, что такое и из чего состоит мягкая, рулонная кровля, для того чтобы определить характер повреждения и необходимые мероприятия для ремонта. Мягкая кровля (она же плоская или кровля из рулонных материалов), называется так потому, что защитой от влаги служит слой из гибких, «мягких» материалов, выпускаемых в виде рулонов. Они представляют собой основу из картона, стеклохолста, ткани, поверх которых нанесён слой битума.

Название «плоская» такая кровля получила из-за малых уклонов (3-5%), в отличие от кровель скатных. из листовых и штучных материалов. Подробнее о кровле крыш можно узнать по ссылке.

Основными способами укладки рулонной кровли являются:

1. приклеивание на битумной мастике;

2. наплавление газовой горелкой, либо иным устройством, создающим высокотемпературную струю воздуха.


Впрочем, различия методов устройства мягкой кровли, относятся к завершающему этапу работ – укладке рулонного ковра. Разрез «бутерброда» мягкой кровли состоит из следующих слоёв (см. рис. 1).

1. Основание. Основанием служат конструкции перекрытия. Это могут быть железобетонные плиты (панели), деревянный или металлический настил.

2. Пароизоляция. Устраивается, при наличии утепления. Задача пароизоляции, оградить утеплитель от парообразной влаги.

3. Утеплитель. Чаще применяются засыпные, жёсткие утеплители (керамзитовый щебень, шлак печной или доменный; пено- газобетоны), реже плиты из жёсткой минплиты. Этим слоем часто устраивают необходимый уклон кровли.

4. Стяжка. Создаёт твёрдую, ровную «скорлупу» поверх утеплителя, для наклеивания собственно рулонного ковра. Выполняется из цементно-песчаного раствора марки 120-150. Для повышения прочности стяжку нередко армируют проволочной сеткой имеющей ячейки 100х100, 150х150 мм из гладкой проволоки 2,5-3 мм.

5. Грунтовка. Служит для повышения адгезии цементной стяжки. Изготавливается из битума и растворителей. Грунтовку можно изготовить самостоятельно, смешав расплавленный битум с соляркой в соотношением 1:3. Вместо солярки, для удешевления, применяют недорогое масло. Например, трансформаторное, «осевое», отработанное моторное. Битумная грунтовка известна ещё под названием «праймер».

6. Рулонный ковёр, рулонная кровля.

Технических и торговых наименований рулонных материалов великое множество. Делятся они на две группы: основные и безосновные. Первые изготавливаются покрытием основы (картон, асбокартон, стеклоткань) битумами с различными добавками.

Определяем характер повреждения мягкой (плоской, кровли из рулонных материалов) кровли

С тем, что ремонт мягкой, рулонной кровли нужен, обычно все соглашаются без споров. Мокрое пятно, а то вода, капающая с потолка, аргумент весомый. Задача состоит в определении серьёзности нужных мероприятий.

Необходимость ремонта основания может быть вызвана форс-мажорными обстоятельствами (землетрясения, воздействие каких либо взрывов, ударов). Часто, конструкции перекрытия бесхозного здания, где длительное время протекала кровля, оказываются разрушенными. Необходимость ремонта тут очевидна: перекрытие просело, провалилось, зияет дырами. Здесь уже нужен капитальный ремонт, даже восстановление крыши.

Пароизоляция, защищённая слоем утеплителя, портится редко. Как правило, одновременно с разрушением перекрытия.

К порче слоя утеплителя, часто приводят механические воздействия. Установка, либо ремонт конструкций, расположенных, поверх кровельного слоя (например – кирпичного дымохода, парапетов). Нередко, вода попавшая через повреждения кровли, вымывает частицы насыпного утеплителя.

Такое разрушение заметно даже при поверхностном осмотре – по просевшим участкам крыши. Кроме того, кровля под ногами подаётся, когда наступаешь ногой. При простукивании прослушиваются пустоты.

Стяжка, особенно, неармированная, сделанная из раствора низкой марки, выходит из строя практически одновременно с рулонным ковром. Впрочем, делая ремонт мягкой кровли своими руками, снимая разрушенный старый ковёр, некачественная стяжка тоже разрушается.

Распространённая причина разрушения крыши (несерьёзная вроде бы, но весьма печальная последствиями) – растения.

Забавно выглядит бодро зеленеющий над крышей развесистый сорняк, а то и настоящее дерево! Увы, последствия этого ботанического курьёза для крыши катастрофичны! Причина же проста: семечко, попавшее в незаметную глазом трещину, небольшую раковинку, или даже между крошками защитной посыпки. Со временем, пуская корешки, оно буквально взламывает стяжку, разрывая рубероид, открывая путь воде.

Необходимость ремонта стяжки, заметна при внимательном осмотре кровли, а так же, как кровля себя ведёт, когда вы по ней ходите. Под нажимом может слышаться хруст, отдельные места проминаются.

Наконец само рулонное покрытие. Как уже говорилось, первым признаком его неисправности, служит намокание потолка. Однако, определить точное место где есть повреждение, практически невозможно. Рулонный ковёр возрастом пять, семь лет, выглядит неприглядно на всей площади, поэтому, точно определить, насколько серьёзны повреждения, в том или ином месте простым осмотром поверхности не получается.

Кроме того, вода, просочившись между ковром и стяжкой, дренируя в утеплителе по слою пароизоляции, пустотам перекрытия, может проявить себя в метрах (даже, десятках метров) от того места, где она прошла через рулонный слой.

Как отремонтировать мягкую, плоскую кровлю своими руками

Для демонтажа старого рулонного ковра используют различного рода прочные шпателя. Можно использовать обычную штыковую лопату.

Возможен более предпочтительный вариант, когда старый ковёр не снимается. Его зачищают, затем «подплавляют» с помощью горелки, создавая ровное основание для нового покрытия.

Выгода этого очевидна, ни к чему праймер, общая толщина кровли больше, прочность выше.

Делать это можно когда ковёр держится прочно. Его поверхность без вздутий. Разумеется, нижележащие слои должны иметь хорошее состояние.

Мягкая кровля, часто снабжена различными деталями из листового железа. Это так называемые «обделки». Металлом оформляют свесы, узлы прохода через кровлю различных конструкций (трубы, стойки антенн), козырьки и т. п.

Обязательно проверяем состояние обделок, насколько надёжно они закреплены, хорошо ли сохранился металл. При необходимости заменяем.

Но вернёмся к ремонту. Если стяжка разрушена, её ремонтируют. Для этого, разрушенные участки разбирают, и делают новое покрытие. Толщина стяжки равна 2,5-3 см.

Следует помнить, что для плоской кровли, уклон составляет 3%. То есть, на каждый метр длины, понижение 3 см. Небольшие уклоны диктуют высокие требования к качеству стяжки. Вода должна стекать полностью, не оставляя крупных (более 10 см диаметром) лужиц.

Когда стяжка схватится, хорошо высохнет, грунтуем её. Расход праймера для грунтовки около 300-400 граммов на квадратный метр.

После этого можно клеить рубероид. Наклеиваем полосы снизу вверх, поперёк уклона. Нахлёст следующего рулона на предшествующий, по ширине и по длине, составляет 10% ширины рулона.

Рассчитывая необходимое для покрытия всей площади количество рубероида необходимо учитывать эти проценты. То есть, общую площадь нашего кровельного покрытия, с учётом всех заворотов, нужно умножить на 1,1. Так, для одного слоя покрытия кровли небольшого строения 4х6=24 м 2. понадобится, 24х1,1=26,4 м 2 материалов. При длине рулона 10 м, округляем до целого количества. То есть, нам понадобится три рулона.

Расход пропана при использовании ручной горелки, приблизительно один баллон, для 100 м 2 рубероида (десять десятиметровых рулонов).

При использовании «традиционной» технологии, используя битумную мастику, её готовят прямо на строительной площадке, расплавляя битум в специальном котле – «битумоварке». При небольших объёмах работ, используют подходящую ёмкость (ведро, бочку), закрывая его крышкой.

Чтобы битум не схватывался быстро (особенно при холодной погоде) к нему добавляют пластификаторы: осевое масло, дизельное топливо, всё ту же «отработку». Количество таких присадок от 7 до 10 процентов объёма битума.

Наклеивание рулонного ковра выполняют вдвоём. Один человек раскатывает рулон, второй, наносит битумную мастику, или расплавляет поверхность рулона струёй пламени из горелки.

Какой-либо разметки при раскатывании рулонов обычно не делают. Определения перпендикулярности линии рулона, по отношению к обрезу кровли, «на глаз», как правило, достаточно. Однако отбить начальную линию натёртым мелом шнуром, будет полезно.

Когда повреждение свежее и явно видимо, скорее всего, причина протекания именно тут. В этом случае, достаточно выполнить ремонт отдельными местами – пресловутый латочный ремонт. Он применим, при недавно уложенной кровле.

Чем больше возраст ковра, тем менее надёжен этот метод. А когда причина протекания износ покрытия – бессмыслен.

Прежде чем наклеить латку, повреждённое место аккуратно зачищают, срезают оторванные куски рубероида. Прогревают горелкой до расплавления битумного покрытия. После этого, укладывают латку требуемого размера, хорошо её «приплавляя». Шов по периметру заливаем битумом, плавя его и распределяя струёй горелки прямо по месту.

Латочный ремонт значительно ослабляет кровельное покрытие, поэтому, следует принимать меры, препятствующие повреждениям ковра. Дополнительно про кровлю как плоской так и скатной крыши, Вы можете узнать по ссылке.

Техника безопасности при ремонте рулонной, плоской, мягкой кровли своими руками

Теперь, немного о технике безопасности. Ремонт мягкой кровли своими руками, да и вообще, ремонты любых кровель, серьёзное мероприятие: высота, сложное оборудование, технологии связанные с использованием высоких температур. Даже, газовые баллоны сами по себе, серьёзнейшее средство повышенной опасности.

Поэтому, главное – внимательность. Инструменты должны быть исправны, оборудование заранее проверено. Где необходимо, делаем ограждение, натягивая надёжные страховочные канаты. Используем брезентовые рукавицы. При приготовлении праймера вливаем расплавленный битум в растворитель, но не наоборот!

С техникой безопасности, лучше перестраховаться, чем испытать волнительное, но недолгое чувство полёта! Задавайте вопросы в комментариях либо на странице “Задать вопрос “. Так же на сайте есть информация о шиферной кровле. об устройстве крыш и стропильной системы .

По материалам сайта: http://chonemuzhik.ru