Под крышей дома

21 марта в «Доме на Брестской» состоялась церемония награждения лауреатов XIII Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». По мнению членов жюри, проекты-победители демонстрируют самое высокое качество архитектурно-планировочных решений в отечественном «частном секторе». Правда, несмотря даже на столь оптимистичные оценки, гран-при в этом году не был присужден .

Как нам рассказал один из членов жюри Дмитрий Фесенко, главный редактор журнала «Архитектурный вестник», среди поданных в этом году на конкурс проектов не оказалось такого, который бы был на голову выше всех остальных. «Уровень представленных работ в целом очень высок и свидетельствует о том, что архитектурное сообщество успешно преодолело экономический кризис, – говорит Дмитрий Фесенко. – Однако проекта, который бы поразил своей принципиальной новизной, жюри не увидело, поэтому было принято решение не вручать в этом году гран-при».

Не было в рядах судей единства и по поводу проектов, достойных первого и второго мест, поэтому «золото» и «серебро» фестиваля практически в каждой номинации разделили между собой две архитектурных мастерских.

Так, в номинации «Реализованный загородный жилой дом» первое место было присуждено бюро MOSSINEPARTNERS за жилой дом в поселке «Сады Майндорфа» и мастерской Н.В.Белоусова за «Дом-мост». Особняк от MOSSINEPARTNERS – это пример очень дорогого и очень стильного решения загородного дома, тот счастливый случай, когда избыточность средств не мешает хорошему вкусу, а наоборот, помогает воплотить в жизнь максимально выверенную и чистую архитектуру. На выставке этот объект запомнился посетителям своим главным фасадом: к улице он обращен стеклянной стеной, защищенной решеткой из полос молочного стекла. Эта конструкция не только создает интересный эффект многослойной поверхности, но и позволяет защитить жилое пространство от избытка солнечного света, за что публика и прозвала постройку «домом-жалюзи». «Дом-мост» – это совсем другая история. Во-первых, по площади он в 6 раз меньше своего соседа по номинации и, видимо, примерно во столько же раз дешевле, а во-вторых, типологически этот небольшой деревянный особняк, скорее, является дачей, чем постоянной загородной резиденцией. Своим названием постройка обязана необычному конструктивному решению, призванному компенсировать наличие на участке глубокого оврага. Общественные зоны сгруппированы в небольшом рубленом объеме, уместившемся на ровной поверхности, а через овраг переброшен 30-метровый одноэтажный мост, в котором разместились спальни и санузел, а также палуба, предназначенная для прогулок и позволяющая попасть на противоположную сторону оврага.

Второе место в этой номинации разделили «Дом яхтсмена» Владимира Плоткина и Ольги Головиной и дом с галереей бюро «Robot Architects» (Самара). И вновь перед нами объекты, не сопоставимые по своему бюджету. Объект Плоткина – это искусно ограненный алмаз, постройка «Robot Architects» – шедевр ручной ковки. И если в первом случае восхищает абсолютная самодостаточность архитектурного произведения, то во втором очаровывает именно рукотворность. Сравнение с творением кузнеца, кстати, совсем не случайно: дом замысловатой, не сразу считываемой целиком формы облицован листами железа. «Бронза» за «Реализованный загородный жилой дом» была вручена бюро «Архитекторы Гикало Купцов» за проект House 4L – еще один деревянный виртуозно скомпонованный дом с запоминающимся фасадом.

В номинации «Проект-идея загородного дома» победителей гораздо меньше. Первое место присуждено группе архитекторов FAS(t) за проект Villa (дж), уже знакомый нашим читателям по конкурсу «Пермский деревянный дом», где он был признан лучшим деревянным особняком категории «премиум». Архитекторы Александр Рябский и Дмитрий Барьюдин формируют жилое пространство с помощью вертикальных цилиндрованных бревен, выставленных по кругу в четыре яруса, а приватные зоны решают как обособленные блоки, «разбросанные» на разных уровнях дома. Второе место завоевал Константин Ларин с проектом «Мечты городских». Это очень остроумное архитектурно-социологическое исследование нереализованных потребностей и тайных желаний жителей мегаполиса, которые, приобретая вожделенные шесть соток, начинают строить на них дворцы с каминами и застекленными балконами, гаражи-«ракушки», теннисные корты и альпийские горки.

«Проблем с определением победителей в «архитектурных» номинациях не было, так как в конкурсе участвовало очень много достойных проектов. Наоборот, некоторые из очень качественных домов по этой причине даже не смогли пробиться в финал: например, дом в Горках-6 мастерской «Атриум». который в итоге был удостоен специального приза Москомархитектуры, – рассказывает Дмитрий Фесенко. – А вот в таких номинациях, как «Деталь» или «Декорирование интерьера» наблюдался явный недостаток качественных проектов, и спасти положение удалось только, переведя сюда часть работ из других номинаций. Так, например, случилось с «Домом-пазлом» Тотана Кузембаева и с «Домиком-трельяжем» бюро «Терра».

К чести жюри, в этом году в числе лауреатов «Под крышей дома» нет ни одного проекта, который можно было бы отнести к категории «гламур», хотя в самом конкурсе таких работ хватало. «В этом смысле итоги фестиваля, конечно, не очень объективны, – признается Дмитрий Фесенко. – Мы выбрали лучшие работы, но не самые характерные для мейнстрима». Впрочем, пожалуй, в этом и состоит высокая просветительская миссия архитектурного конкурса – не подстраиваться под мейнстрим, а задавать ему новые стандарты. Ради такой цели и гран-при не жалко пожертвовать.


Кстати, часть проектов-победителей уже опубликована в блоге:

Автор текста: Анна Мартовицкая

По материалам сайта: http://www.magazindomov.ru