На Крышу «отсылают» вышедшие из употребления ритуальные предметы: пасхальные вербовые прутья (морав.); свадебные реквизиты (знамя, деревце. покрывало невесты. лопату, которой сажали каравай в печь ); мусор. подметенный в доме в субботу перед Пасхой (чеш.); венок. через который кумились в Фомино воскресенье (Воеводина), и др.

Чтобы уберечь дом от молнии, грома. бури, пожара. на Крышу или под Крышу помещали освященные предметы, например кости пасхального поросенка, майскую или троицкую зелень, а также солому из постели умершего (словац.), рождественскую солому (болг.), топор. положенный острием кверху (серб.), и др.

Для защиты от нечистой силы в канун Иванова дня на Крышу клали листья лопуха (пол.), венки из «ивановских цветов» (серб.), освященные травы. серп, косу (полес.).

На Крышу выставляли обрядовые предметы как знаки, оповещающие о важных событиях в жизни семьи: свадебное деревце (вост.-слав.), свадебное знамя (серб. макед. болг.), венок невесты (словац.), свадебное соломенное чучело «Дед » (пол.). В случае «нечестности» невесты выставляли на Крышу ее дома разъезженное колесо (рус.); залезали на Крышу и сообщали всему селу, что невеста оказалась недевственной (болг.). У мораван Майское деревце, поставленное парнем на Крышу дома своей возлюбленной, означало брачное предложение. Под Крышу повитуха прятала послед новорожденного (русс. тамбов.), туда же клали послед отелившейся коровы (рус. перм.). Повсеместно при завершении строительства нового дома на Крыше укрепляли деревце или ветку (восточные и западные славяне), крест из плодового дерева (болг.). Карпатские русины, построив дом, на целый год оставляли незаделанным небольшое отверстие в крыше, чтобы через нее вылетал из дома все несчастья.

Через Крышу как верхнюю границу дома по верованиям славян, выходит из дома душа умирающего, поэтому в случае длительной агонии приподнимали или снимали конек Крыши (см. также Чердак ).

Через Крышу происходило общение с «иным миром», с мифологическими персонажами и духами. В день св. Андрея оставляли на Крыше вареную кукурузу «для медведя » (серб.), во вторник первой He дели Великого поста — кусок обрядового хлеба. помазанного медом — для облаков, чтобы летом они давали дожди (болг.). Во время эпидемии чумы старые женщины поднимались на Крышу крайнего дома в селе и за одну ночь пряли и ткали полотно «для Чумы» (болг.). В сербском юрьевском обряде с Крыши произносили магическое заклинание летних дождей. В Сочельник, стоя на Крыше. приглашали градовую тучу на обед (Косово), приглашая тучу на обед, оставляли на всю ночь на Крыше цедилку, которая приобретала способность отгонять градовые тучи (макед.); выносили на Крышу чашку с киселем для угощения Мороза. прося взамен не губить посевы овса (рус.).

Перебрасывание предметов через Крышу. зачастую имело значение оберега. В Словакии пасхальное яйцо перебрасывали для защиты от молнии, в Белоруссии то же делали после окончания строительства: чтобы ветер не срывал Крышу (витеб.). В Сочельник сербы перебрасывали через Крышу огарок бадняка , чтобы защитить дом от злых сил.

Иногда это действие имело функцию гадания. Если переброшенное через Крышу в Фомино воскресенье яйцо разобьется, то считали, что в доме кто-нибудь умрет в течение года (бел.). На святки девушки перебрасывали через Крышу свою обувь. считая, что перелетевший башмак пророчит замужество (вост.-слав.), и др.


В ритуалах бесчинств у восточных и западных славян на Крышу затаскивали украденные у соседей калитки, возы, плуги, бороны и другой хозяйственный инвентарь и домашнюю утварь.

По материалам сайта: http://pagan.ru