Цель архитектурного выражения

(Красивые дома в Европе)

Даже стотомная работа под таким названием могла бы представить лишь малую часть домов, характеризующих архитектуру рубежа тысячелетий - начиная от газетного киоска до гигантского здания, служащего местом работы для нескольких тысяч людей. Прежде чем дать архитектурную оценку, следует упомянуть одну тенденцию, ставшую заметной в последние годы, - это, фигурально выражаясь, духовный вызов-взвешивание, которое должны пройти творцы перед выходом на ринг, когда они представляют свои проекты на конкурс. В этом случае знаменитые архитекторы сталкиваются лицом к лицу с задачей, а также - почти незаметно - друг с другом, что, в конечном счете, идет на пользу жителям городов, потому что пространство, среда, в которой они живут, будет становиться все краше. Можно также заметить, что «заглушающие» друг друга дома, соревнование отдельных районов города обретает нормальный характер, а цель, способ архитектурного выражения уже состоит не в монументальности, не в блеске, а в создании красивых, «четко сформулированных» домов. Такая концепция означает, что основное правило, основное требование состоит в том, чтобы приспосабливаться к месту, к окружающей среде, хотя уже упомянутая нами банковская сфера с трудом принимает такой подход, а если это все-таки приходится делать, тогда она воплощает свое стремление к необычности, к экстремальности в интерьере здания. Хотя дизайн интерьера - это также часть нашей архитектуры, подобное тщеславие в большинстве случаев остается частным делом или имиджем фирмы. Направление, которое родилось на нашем континенте под действием «азиатских тигрят» и Америки, к счастью, уже затихает, и, как мы уже говорили, оно ограничивается всего лишь несколькими крупными городами, интеллектуальность которых, к сожалению, далеко отстает от роли, которую они играют в мире денег. И здесь мы можем познакомиться с некоторыми моментами архитектурной жизни Парижа, который знаменит своим степенным характером и высокохудожественной систематичностью. «Подземная архитектура» Лувра и новая, рвущаяся ввысь Триумфальная арка отнюдь не поколебали его славу как центра мировой культуры ни в кругах архитекторов, ни среди людей непосвященных, в то же время невиданный динамизм обретавшего самостоятельность Берлина в последние десятилетия прошлого века полностью изменил облик некоторых его районов. Схожесть с прошлым обликом в некоторых местах можно обнаружить, уже только имея карту в руках, потому что районы, которые раньше были знамениты своими доходными домами, без всякого переходного периода сразу превратились в цитадель крупного промышленного и финансового капитала.

Отдельно стоящий семейный особняк с садом и садовым прудом а) внешний вид; b) первый этаж, вид сверху; с) мансарда, вид сверху.


Одноквартирный, но пригодный и для семьи из двух поколений семейный особняк, который, несмотря на простой внешний вид, излучает красоту: а) фасад; b) торцовая стена; с) боковая стена, обращенная к саду; d) первый этаж, вид сверху; е) мансарда, вид сверху.

Семейные особняки традиционной конструкции

Внешний вид дома, представленного ниже; его характерная особенность состоит в том, что он имеет неровные формы. Гармонично подобрана цветовая гамма дома, в которой красная черепичная крыша прекрасно сочетается с белыми деревянными деталями и пастельным оттенком стен.

Изображение в плане дома, наглядно отражает простоту как первого этажа, так и мансарды: а) внешний вид; b) первый этаж, вид сверху; с) мансарда, вид сверху; d) подвал, вид сверху; е) общий вид.

Семейный особняк традиционной конструкции, частично изготовленный из сборных элементов: треугольник играет доминирующую роль в его формах. Треугольная крыша дополняется треугольным элементом, который служит продолжением плоскости ската, и треугольной надстройкой с окном на крыше; своеобразие планировки первого этажа состоит в том, что она дополнена элементом, выступающим из плоскости стены: а) внешний вид дома; b) первый этаж, вид сверху; с) мансарда, вид сверху; d) подвал, вид сверху; е) общий вид.

Внешний вид дома, представленного ниже. Архитектору не надо было ни сдерживать полет фантазии, ни ограничивать бюджет строительства.

Фасад дома, представленного на фото выше, во всей полноте, вместе с тщательно разработанными деталями, можно изобразить с помощью так называемых «послойных» чертежей.

Простой, но художественно отделанный вход в дом, выступающие на левом и правом крыльях дома окна, напоминающие очки, примыкающие к ним балконы - все это придает строению изысканный вид.

Внешний вид семейного особняка в небольшом городке; каждая из его сторон органично связана с остальными, неяркий цвет крыши дополняет вид фасада. Все это хорошо сочетается с зеленью окружающей природы и белым цветом деревянных деталей и выступающих частей дома.

Сегодня трудно писать о положении в архитектуре. Почему? Потому что если мы беседуем об архитектуре, то никогда не ограничиваемся только проблемами отдельного вида искусства или проблемами специальной отрасли; мы проецируем их на все общество. Выдающийся философ Николай Хартманн с полным правом писал: «Дом - даже незначительный, неудавшийся дом - это непосредственное дело общественности. даже простой жилой дом имеет такое же отношение к узкому семейному сообществу, как платье к человеку, - это выражение его самоидентификации и сознательного самоформирования». Так и жилой дом свидетельствует о своеобразных чертах человеческой сущности. А некое монументальное строение воплощает то, что его идеи ставят перед человеком в качестве цели, то, кем хочет стать человек, о чем он мечтает. Таким образом, архитектура - это точное отражение общества, в котором она рождается; она отражает его внутренние взаимоотношения, его техническую подготовленность, его систему символов, ценностную ориентацию, его подлинный или желанный общественный дух, в то же время она придает обществу легитимность; она не только обеспечивает ему среду, «культурное пространство», но и формирует его менталитет. Таким образом, когда мы критикуем архитектуру, говоря, что она переживает кризис, что в ней царит путаница, суета, тогда мы, так или иначе, даем оценку и самому обществу, системе учреждений, управляющих этим обществом, а ведь общественный самоанализ - это всегда и везде болезненный вопрос.

Так происходит во всем мире, и особенно у нас, в Европе, где со стороны общества отсутствует уважение к архитектуре, а ее структурная система устарела, само искусство архитектуры отдано на произвол технократических, бюрократических и узкоутилитарных сил.

Разумеется, архитектурную среду, дом или его внутреннее пространство можно критиковать со многих точек зрения, но все-таки это, прежде всего, дело профессиональных критиков и специальных ведомств.

Мы, архитекторы, ценители архитектуры, видим все по-другому, и не важно, нравится нам в целом или не нравится здание, которому предстоит дать оценку. В этой главе мы несколько подробнее поговорим о том, что было представлено выше. Мы уже коротко говорили о цветовой гамме, останавливались на вопросах формы, говорили о крыше, об основных помещениях квартиры, проанализировали связанные с ними вопросы. Наш анализ распространялся на пространство от входа в квартиру вплоть до сада и коридоров строения, разумеется, лишь в очень сжатой форме. Те, кто знаком с этой темой с профессиональной точки зрения, понимает, что можно написать не одну книгу про кухню или про ванную, и все равно тема не будет охвачена полностью.

Функциональные чертежи семейного особняка, представленного выше: а) вид с улицы; b) стена, обращенная к саду, который расположен сбоку; с) первый этаж, вид сверху; d) мансарда, вид сверху.

Чертежи и фото дома, изображенного на фото ниже. В отличие от дома, представленного до этого, его особенность заключается в том, что стены, детали и вся форма в целом делают его уникальным и красивым: a) первый этаж, вид сверху; b) второй этаж и мансарда, вид сверху; c) общий вид.

Простой семейный особняк, форма которого позволяет свободно расположить его. Простые очертания проекции дома; его форму удачно дополняют закругленный выступ на первом этаже и полукруглое окно в надстройке на крыше: а) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; с) сторона, обращенная к саду; d) северная сторона; е) фасад; f) южная торцовая стена.

Семейный особняк с садом, с квартирой, рассчитанной на совместное проживание двух поколений. Архитектору удалось найти удачную форму для свободно стоящего дома с простой планировкой: а) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; с) общий вид.

Внешний вид дома смешанной конструкции - с деревянным каркасом и кирпичными стенами - в дневном и вечернем освещении (схемы приведены ниже).

Интересная планировка дома, изображенного выше. Используя наклонный характер рельефа - с целью соответствующего распределения функциональных помещений, - входная дверь, ведущая в дом с улицы, помещена на первом этаже, а со следующего этажа, который выходит в сад, открывается идиллическая картина: а) первый этаж, вид сверху; b) второй этаж, вид сверху; с) мансарда, вид сверху; d) функциональная схема, вид в разрезе. 1 вход в квартиру, детские комнаты (на нижнем уровне) и хозяйственные помещения; 2 жилые комнаты; 3 спальни; спальня родителей и галерея.

Дополнительные чертежи дома, фотографии которого представлены ниже. Строительство дома - начиная с уровня над фундаментом до конька крыши - велось с применением современных достижений по технологии использования металлических каркасов: a) первый этаж, вид сверху, стоянка для машины и второй вход в дом; b) спальные помещения второго этажа; c) непосредственная связь между домом и улицей осуществляется через главный вход, который находится на уровне третьего этажа дома, где оборудованы жилые комнаты; d) галерея с воздушным пространством, вид сверху; е) в разрезе функциональная схема квартиры.

Вертикальный фрагмент галереи с двойным теплоизоляционным слоем, внутри - стена, облицованная кирпичом-сырцом.

Внешний и внутренний вид дома, представленного выше. Семейный особняк на металлических конструкциях, которые являются отражением архитектуры рубежа тысячелетий, почти полностью стеклянная стена обеспечивает идеальную связь с природой. В процессе строительства надо было решить проблемы соединения дома с местностью, обусловленные рельефом земельного участка, когда разница между уровнями составляла три этажа.

Свободно стоящий семейный особняк простой, традиционной конструкции: а) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; с) фотографии дома.

Фотографии и схемы дома, представленного ниже. Функциональное пространство, вырывающееся в одной точке из прямоугольника, полностью меняет внешний вид дома, в то время как система внутреннего пространства с расположением комнат в два ряда удовлетворяет простые практические потребности в планировке: a) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; c) внешний вид готового дома.

Представленный выше дом благодаря своей простоте считается в Европе образцовым. Дом с удачно подобранным голубым цветом стен, красной крышей и белыми деревянными конструкциями стал хрестоматийным образцом.

Стены домов такой же внешней формы, как представлено выше, окрашиваются в разные цвета с соответствующим подбором оттенков черепичного покрытия крыши, однако детали белого цвета остаются на том же месте и сохраняют свое значение.

На фотографиях и схемах представлен дом, который в Европе рубежа тысячелетий был объявлен современным. Его отличие от привычных строений кроется во внешнем виде и в сочетании новых элементов формы. Крыши закругленной формы пользуются особой популярностью среди молодых архитекторов, а общий вид здания был принят всеми - и молодыми, и стариками: а) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; с) фотографии дома.

Внешний вид дома, представленного ниже. Его своеобразие заключается в простоте и практичности. Вход, расположенный с западной стороны, и трехуровневая стена, обращенная к саду, - прекрасный образец связи с окружающей средой.

Построенный в Западной Европе дом с легкими кирпичными элементами, с расположением комнат в один ряд: а) первый этаж, вид сверху; b) второй этаж, вид сверху; с) третий этаж, вид сверху; d) схема дома в разрезе. 1 жилая часть для пожилых членов семьи; 2 уровень жилых комнат; 3 спальные помещения.

Фотографии и схемы семейного особняка в небольшом городке для проживания семьи из двух поколений. Большую часть дома занимают жилые комнаты родителей и детей. На первом этаже оборудована отдельная квартира с отдельным входом для одного из пожилых членов семьи. Данное строение - хороший образец архитектуры рубежа тысячелетий: а) первый этаж, вид сверху; b) второй этаж, вид сверху; с) схема дома в разрезе.

Внешний вид дома, представленного выше, зимой. Дом со скромным, но прекрасным внешним видом, рассчитан на две семьи. Он представляет собой своеобразное цветовое пятно в зеленом районе небольшого городка.

На фотографиях и рисунках, помещенных на этих страницах, в основном представлены дома или их фрагменты, которые уже воплощены в действительность. В этом разделе мы представим одно-, двух- и многоэтажные здания, которые были построены за последние десять-двадцать лет до нового тысячелетия. На иллюстрациях мы стремились прежде всего представить дома, окружающую их построенную и естественную среду, их связь с природой, уделив при этом особое внимание саду, который их окружает.

Представленные здесь дома мы увидели в разных странах нашего континента, но - главным образом, исходя из интересов владельцев - мы не намерены точно указывать, где находится тот или иной дом.

Жилой дом в Западной Европе, сложенный из пенобетонного кирпича. Построенный традиционными методами, имеющий обычную конструкцию, дом представляет собой отличный образец простоты и связанной с ней эстетики: а) первый этаж, вид сверху; b) мансарда, вид сверху; с) общий вид; d) фрагмент фасада.

В приведенной ниже таблице содержатся некоторые статистические данные по странам, которые мы посетили в ходе нашего «исследовательского путешествия»; именно этими данными руководствовались мы, выбирая дома, излучающие достоинство и простоту.

По материалам сайта: http://www.mukhin.ru