"Крыша дома твоего" (по повести В.Распутина "ПРОЩАНИЕ С Матерой"

Цели урока: ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его

героев;

обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;

выявить гражданскую позицию художника;

формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны,

чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина; литературный бюллетень, посвященный его


творчеству; фотоэтюды, аудиокассеты с записью песни Ю.Антонова

"Крыша дома твоего" и песни "Дом родной".

Эпиграф урока:                                             Четыре подпорки у человека в жизни:

                                                                           дом с семьей, работа, люди, с кем

                                                                         вместе править праздники и будни, и

                                                                         земля, на которой стоит твой дом.

                                                                                                           В.Рапутин

Записи на доске: "Никакое общество. не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви."

(В. Распутин)

". патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход".

(В. Распутин)

"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к

её святыням".                                      (В. Распутин)

Проститься - 1) с кем-либо обменяться приветствиями

при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

(Звучит песня Ю. Антонова "Крыша дома твоего").

Слово учителя: "Крыша дома своего. " Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию.

- Как? Давайте предоставим слово представителям разных точек зрения.

- Выступления ребят, защищающих свой взгляд на эту ситуацию.

- Какой вы видите Матёру?

(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру. Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля. От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

По вашим описаниям легко можно представить Матёру. Казалось бы, такая отдалённость от столицы, от центров, сотни, тысяч километров. Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?

(Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз". Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

Течет жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней - все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и пошла" Матёра?

- Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением.

Может показаться, что не стоило говорить о прошлм Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. "Прощание с Матёрой" - об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.)

- Как писатель выявляет, кто есть кто?

(Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже).

- Давайте с вами рассмотрим сцену на кладбище и приведём доводы одной и другой сторон.

                                        (Работа по тексту)

-Какая из сторон утверждает справедливость, гуманизм, добро?

-Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

- А я сомневаюсь, что надо затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

- Надо было это делать по-человечески).

- А как "по-человечески"?

- Сцена на кладбище - это "по-человечески"?

(Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет).

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? Благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников - оправдано?

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

( У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

- Кто противопоставлен Воронцову, Жуку? (Дарья)

- Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки. изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".)

  -Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

- Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

-Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

- Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что пердшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

- Какую характеристику вы дадите другим персонажам повести?

-(Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у павла нет основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.

- Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.)

-Подведя итог нашей дискуссии, мы постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой?

- В чём смысл конфликта повести?

(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?)

- Какие проблемы ставит Распутин в повести?

( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно0технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесклнечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

-Какие символы помогают понять авторский замысел?

(Один из традиционных символов жизни - дерево- Старая лиственница- "царский листвень" - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила- не могут справиться с ним.

Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры.

Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.

С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры.

Главный же символ является ужев самом заглавии.

Проститься - 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.

Существительное  прощание, образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания идеи повести сема - "расстаться с одушевленным лицом". Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера - живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она - первооснов

По материалам сайта: http://nsportal.ru