Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим "Дом под крышей голубой"

Цель:

- Дать детям понять, что природа - это наш общий дом;

- Учить детей различать природу и не природу;

- Называть объекты живой и неживой природы;

- Развивать связную речь, умение говорить с использованием сравнений;

- Активизировать внимание.

Ход занятия:


Воспитатель читает стихотворение В. Орлова "Дом под крышей голубой":

И поляны и цветы, и, конечно,

Я и ты.

Ребята, что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, звери, птицы, рыбы, почва.

Воспитатель: А что же нельзя назвать природой?

Дети: то, что сделано руками человека. Например, машина, мебель, посуда…

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу:

Вертолет похож на (дети: стрекозу);

Самолет на (дети: птицу);

Подводная лодка (дети: на кита).

Ребята, мне так с вами хочется поиграть! В игре "Четвертый лишний" есть лишнее слово, послушайте и назовите его:

Вода, сосна, шкаф, медведь, пчела, песок, стрекоза, чашка, машина, сыр, книга, воробей.

Дорогие мои, приглашаю вас на волшебную поляну. К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Но почему-то такой расстроенный.

Лесовичок шепчет воспитателю на ухо.

Воспитатель: он перепутал карточки и никак не может понять, что относится к природе, а что - нет; карточки с изображением природы и предметов, сделанных руками человека. Помогите ему, пожалуйста! Отберите и положите около растения или вазы (куда вы посчитаете нужным).

А в группе у нас есть природа?

Дети: Да - растения, вода, воздух, солнечные лучи, хомячки, рыбы…

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

Ребята, я вам предлагаю игру "Живая и неживая природа". Я буду называть предметы живой природы - вы двигайтесь по группе, неживой - стойте на месте.

(медведь, снег, солнце, птицы, деревья, вода, жук, почва…)

Воспитатель: Ребята, каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, мы попадаем в другой дом - это дом - природа. Давным-давно человек не мог строить дома, и для него единственным домом была природа. Он охотился, ловил рыбу, собирал растения для еды - все под открытым небом.

Шло время и человек научился строить дома, но все равно самый дорогой дом для него - это природа. Почему?

Дети: Потому что человек не может прожить без природы.

Воспитатель и дети подходят к двум домикам: дом природы и обычный дом, начинают сравнивать.

Воспитатель: Отчего в нашем доме бывает светло?

Дети: Свет идет от лампы.

Воспитатель: А что можно сравнить с лампой в природе?

Дети: Солнце.

Воспитатель: В природе идет дождь.

Дети: А в нашем доме есть душ.

Воспитатель: В природе - ветер.

Дети: А в доме - вентилятор.

Воспитатель: В доме есть пол.

Дети: А в природе под ногами - почва.

Воспитатель: В доме на пол стелят ковер.

Дети: На земле растет трава.

Воспитатель: В обычном доме - каменные и деревянные стены.

Дети: А в природе - горы и деревья.

Молодцы, ребята, вы разобрались прекрасно, где природа и не природа, вы научились различать и называть живую и неживую природу. Я вами довольна.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой,

Дом кружится возле Солнца,

По материалам сайта: http://dou4kalinka.narod.ru