Статьи и новости

Кровельные работы обычно выполняют в теплое время года. При выпадении обильных осадков целесообразно применять переносные бре­зентовые навесы, выполненные из легких трубчатых каркасов. В зимнее время работы по устройству рулонных кровель можно производить, ес­ли температура воздуха не ниже -20°С. При этом Строительными нормами и правилами допускается наклейка только одного слоя рубероида с мел­кой посыпкой или толя-кожи с последующим покрытием его горячей дегтевой мастикой. После этого работы должны приостанавливаться до наступления теплого времени.

Кровельные работы выполняют по схеме поточного производства. Чтобы обеспечивать бесперебойную подачу материалов на кровлю, рабочие используют сигнализацию и средства связи. При больших пло­щадях кровельных покрытий утеплитель и рулонные материалы подают к месту работы с помощью универсальных мототележек. Растворы для стяжек транспортируют по шлангам. Холодные и горячие мастики пе­рекачивают на кровли по трубопроводам и подвозят к месту работы на мотокарах в специальных термосах.

В целях защиты готовых ковровых покрытий от механических пов­реждений в результате перемещения по ним механизмов и хождения ра­бочих работы начинают выполнять с дальних участков.

Кровельные работы с использованием средств механизации выполня­ют бригады и звенья, состоящие из квалифицированных рабочих. Техни­ческое руководство осуществляют мастера кровельного дела.

Успешное выполнение кровельных работ обеспечивается правильным комплектованием бригад и звеньев. Звенья составляют в соответствии с видами основных операций, выполнение которых предусмотрено про­ектом работ.

Выполнение наиболее сложных и ответственных операций поручают рабочим высокой квалификации; остальные рабочие выполняют более простую или подсобную работу. Для выполнения работ по устройству рулонных кровель обычно требуются рабочие многих специальностей: бетонщики, асфальтировщики, грузчики, водители электрокар и авто­погрузчики, машинисты, непосредственно кровельщики и подсобные ра­бочие. Поэтому звенья обычно объединяют в комплексные бригады, ко­торые работают тем успешнее, чем больше родственных специальностей освоит каждый рабочий.

В состав звена для устройства рулонных покрытий на мастике БЛК входят: машинист 4-го разряда, обеспечивающий наполнение агрегата мастикой, доставку его на объект и обслуживание агрегата при подаче мастик на крышу; кровельщик 3-го разряда (сопловщик), наносящий мастику на основание с помощью факельного сопла или удочки; кро­вельщик 2-го разряда (помощник сопловщика), который устанавливает, подносит и поддерживает шланги при нанесении мастики на основание; кровельщик 4-го разряда (клейщик), наклеивающий рулонные материа­лы с помощью катка-раскатчика; кровельщик 3-го разряда (пример­щик), примеряющий полотнища перед наклеиванием; кровельщик 4-го разряда и кровельщик 3-го разряда, оклеивающие воронки внутренних водостоков, ендовы, разжелобки,места примыкания к парапетам, сте­нам, бортам фонарей и другим вертикальным поверхностям.


При массовом и рассредоточенном строительстве следует использо­вать комплект механизмов, состоящий из термоса и установки для транспортирования битума на крышу. Такой комплект разработан Гпавмосстроем и широко применяется на стройках Москвы. Автогудронатор (рис. 33 ) служит для перевозки горячей мастики от места ее централизованного приготовления до строительного объек­та. Обезвоженная мастика подогревается в нем до 180-200°С и перекачи­вается в котел-термос. Котел-термос имеет двойные стенки из листовой стали, между которыми проложен слой минеральной ваты, предохраняю­щий битум от быстрого охлаждения. Котел оборудован горелкой, рабо­тающей на сжиженном газе пропан-бутан, и откидной трубой, обеспечи­вающей интенсивную тягу при сгорании газа.

Котел снабжен полозьями, благодаря чему его можно перетаскивать в пределах строительной площадки. Котел приспособлен для погрузки на автомашины и перевозки его на другие строительные объекты. Вмес­тимость котла - 2 м З .

Применение котла-термоса позволяет ликвидировать ручной труд, применявшийся раньше для приготовления битумных мастик на строи­тельных площадках, сократить потери битума и расход жидкого или твердого топлива на его разогрев.

Передвижная установка для подачи горячего битума на крышу состо­ит из насосной группы, трансформатора, трубопроводов и пульта управ­ления. Горячий битум, подогретый в котле-термосе до 175°С, поступает к насосу самотеком.

Терморегуляторы позволяют включать насос при температуре не ни­же 120°С. Чтобы не допустить охлаждения битума в трубопроводах последние обогреваются электрическим током напряжением 36 В от сва­рочного трансформатора. Электропроводность и герметичность стыков трубопроводов обеспечивается постановкой между фланцами алюминие­вых прокладок.

Пульт управления установкой обеспечивает четкую подачу битума к рабочему месту для распыления его на оклеиваемую поверхность через специальное сопло или для заполнения горячим битумом рабочих объе­мов наклеечных машин. Пульт может находиться на крыше.

Возможность дополнительного подогрева битумной мастики в авто­гудронаторе до рабочей температуры при помощи керосиновых форсу­нок и оснащения автогудронаторов комплектом рабочего оборудования позволило по-новому организовать кровельные работы и в четыре-пять раз повысить производительность труда кровельщиков при устройстве рулонного ковра. В автогудронаторе доставляют на строительный объект горячую мастику (рис. 34 ). Шестеренчатым насосом ее подают на кровлю через рукав диаметром 50 мм. Мастику наносят удочкой с двумя со­плами (рис. 35 ) .

Наклейка рубероида на поверхность кровли ручным способом не позволяет резко повысить производительность труда.

Рационализаторы давно задумывались над этим вопросом. Основная задача сводилась к тому, чтобы совместить операции по нанесению клея­щих мастик, раскатке рулонов и плотному прижатию полотнищ к по­верхности кровли в единый механизированный процесс.

Строители треста Углсметаллургстрой изготовили и внедрили простейшее приспособление (рис.36 ), состоящее из рамы, направляю­щего и прикатывающего катков. На верхнем подкосе рамы шарнирно закреплен бак для мастики, разделанный на секции. Бак вместимостью 30 л имеет широкий раструб, и ряд мелких отверстий в нижней части, через которое мастика вытекает на поверхность кровли. Для подо­грева мастики используют электроэнергию.

За баком, на оси, опирающейся на два кронштейна, устанавливается полотнище, свернутое в рулон. Конец рулона заправляют под прикаты­вающий каток. После этого рабочий с помощью тяги устанавливает бак в рабочее положение и толкает машину вперед, направляя ее по меловой разметке со скоростью 500 м/ч. На 1 м 2 поверхности кровли расходует­ся 1,5 кг горячей мастики. Машину обслуживают двое рабочих.

Минский опытно-экспериментальный завод научно-производственного объединения ВНИИСМИ разработал для комплексной механизации наклейку рулонного ковра как на горячих, так и на холодных мастиках машину, которая может передвигаться по наклонной поверхности кров­ли при помощи электродвигателя со скоростью 12,6 м/мин. При этом она может выполнять следующие технологические операции: наносить мастику на основание кровли, разравнивать ее, разматывать рулон ру­бероида или другого кровельного материала, производить прикатку по­лотнища и приклейку его кромок к основанию кровли.

Машина (рис. 37 ), получившая индекс СО-99, опирается натри колеса, имеет бак для мастики вместимостью 100 л и устройство для равномер­ного поступления и распределения мастики по основанию кровли, ка­ретку, прикатывающие катки и контрольные приборы, позволяющие ре­гулировать технологический режим наклейки рулонных материалов. При транспортировке машины с объекта на объект или при длительном хра­нении используют специальный контейнер. В комплект машины входят также направляющие, по которым она перемещается во время работы.

В состав нормокомплекта входит также машина СО-122, предназначен­ная для приема на кровлю битумных мастик и производства гидроизоля­ционных, парогидроизоляционных и огрунтовочных работ. Машина име­ет нагреватели и шестеренчатый насос с обогревом. Конструкция центро­бежной форсунки позволяет регулировать толщину наносимого слоя мастики. Производительность машины 300 м2/ч.

В практику кровельных работ внедряется более совершенная машина СО-100А (рис. 38 ) для хранения и перекачивания горячих битумных мастик на кровли. С помощью такой машины мастика перекачивается при автоматическом поддерживании требуемых технологических темпе­ратур.

Разработаны и широко внедряются машины для удаления воды с поверхности кровли, перевозки по ним кровельных материалов и др.

Рубероид очищают от слюдяного покрытия на специальном станке, работающем от электродвигателя. Станок обслуживается одним рабо­чим. На нем можно очистить одну сторону рубероида длиной 20 м за 50с. От слюдяной посыпки очищается благодаря вращению против хода полотнища очистного барабана, обмотанного кардолентой с металличе­ским волосом длиной 8мм. Нажимной барабан, подшипники которого вместе с направляющими прикреплены к пружинам, обеспечивает мяг­кое прижатие полотнища рубероида к очистному барабану.

Очищенное полотнище наматывается на разъемный вал, получающий вращение от редуктора. За 1 ч с помощью станка можно выполнить двухстороннюю очистку 10-12 рулонов от слюдяного покрытия.

Более совершенный станок СО-98А (рис. 39 ) для перемотки рулонов и очистки их от заводской посыпки был специально разработан для се­рийного выпуска. Станок имеет более совершенные формы, удобен в эксплуатации, оборудован пультом управления и имеет приспособление для принудительного улавливания пыли, что значительно улучшает про­изводственную санитарию.

Конструкторы и работники научно-исследовательских учреждений, опираясь на опыт рационализаторов и изобретателей строек, внедривших много различных приспособлений для комплексной механизации кро­вельных работ, привлекли к созданию новых машин и художников-ди­зайнеров, которые немало потрудились, чтобы придать новым средствам механизации красивый и современный вид.

Конструкции кровельных машин разрабатываются с учетом того, что в ближайшие годы рулонные кровли сохранятся, как основной вид кро­вельного покрытия, будет расширено применение безрулонных кровель на основе полимеров, армированных стекловолокном, а также устрой­ство кровельных покрытий из панелей полной заводской готовности.

Бабак В. В. Кровельщик. - М. Стройиздат, 1987. - 46 с.

По материалам сайта: http://novostrojka.ru