Односкатная крыша гаража: устройство, оборудование и неоспоримые плюсы

Те, у кого есть автомобиль, знают — насколько бы качественно не был построен гараж, все усилия могут оказаться бессмысленными, если у него будет ненадежная крыша.

Она защищает стены и фундамент от влаги, дождя, снега и, разумеется, от нежелательных гостей.

Поэтому, задумав строить гараж своими руками, нужно тщательно продумать, какое покрытие лучше всего справится с этими задачами. Не стоит экономить на материалах и стараться закончить строительство побыстрее — спешка в таком деле может сослужить плохую службу.

И, разумеется, нужно придерживаться всех рекомендаций по строительству и тщательно выполнять инструкции по применению тех или иных кровельных материалов.

Каким бы эстетом вы ни были, вам вряд ли придет в голову оборудовать на своем гараже многоскатную крышу, делая его похожим на сказочный домик.

Может быть, это и красиво, но непрактично. Несмотря на некоторые достоинства (например, возможность устройства чердака) более простая двускатная крыша для небольшого гаража также не подходит, особенно если он частично встроен в дом или пристроен к нему. Двускатные крыши обычно делают на отдельно стоящих капитальных гаражах, и чаще в том случае, если их размер позволяет оборудовать полноценное чердачное помещение для хранения инструментов и т. п.


Самый недорогой и надежный тип крыш, который используется при строительстве гаражей, это односкатная крыша гаража — простейшая кровельная конструкция, наклон которой обусловлен тем, что она опирается на разновысокие стены.

Именно такой крышей чаще всего оборудуют «cлужебные» здания и помещения: беседки, сараи, ангары, магазины и, разумеется, гаражи.

Односкатная крыша имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Невысокая стоимость и экономия строительных материалов;
  • Простота сооружения;
  • Устойчивость к сильному порывистому ветру.

Расчет наклона крыши

Для того чтобы понимать, как оборудуется односкатная крыша, нужно разобраться в ее конструктивных особенностях.

Угол ее наклона зависит от привычной погоды той или иной местности (количество осадков, сила ветра) и того, какой кровельный материал вы собираетесь использовать.

Однако он не может быть меньше 5 град. и превышать 60 град. Для односкатной крыши в нашем регионе этот угол равен приблизительно 25-30 град.

Каждый кровельный материал требует индивидуального минимального наклона, что обусловливается его техническими свойствами и особенностями:

  • Рубероид (мягкая кровля): до 5 град.;
  • Профнастил: до 8 град.;
  • Фальцевая (металлическая) кровля: 18-30 град.;
  • Шиферная кровля: 20-35 град.;
  • Черепица и металлочерепица: до 30 град.

Объясняется такая разница тем, что каждый из кровельных материалов по-своему реагирует на так называемые «зимние» нагрузки.

К примеру, легкие материалы (оцинкованный металл или профнастил), уложенные с недостаточным наклоном, прогибаются под весом снега или льда, а значительно больший наклон при использовании металлочерепицы и шифера нужен для того, чтобы стыковочные узлы не протекали при оттепелях.

Для удобства расчетов строительными нормами определен средний (оптимальный) угол наклона односкатной крыши для каждого климатического региона, и руководствуясь ими, легко подобрать для крыши своего гаража подходящий кровельный материал.

Так, в средней полосе России этот угол наклона составляет от 20 до 30 град. а если вы живете там, где часто случаются обильные снегопады или частые дожди с грозами, крышу придется наклонить не менее чем на 45 град.

Определение разницы высоты стен

Основу любой крыши составляют стропила, которые, как правило, изготавливаются из сосновой (еловой) древесины без сучков.

Перед использованием балки хорошо просушиваются и обрабатываются антисептиками от древесных вредителей, а также специальными пропитками для придания дереву большей прочности, влаго— и огнестойкости.

Систему стропил для изготовления односкатной крыши называют наклонной системой, и первое, с чего начинается устройство крыши — расчет перепада противоположных стен для образования нужного наклона.

Сделать это несложно, используя тригонометрическую функцию из школьного учебника:

[величина перепада стен] = [ширина гаража] х [тангенс угла наклона крыши].

Предположим, ширина вашего гаража 5 м, а нужный наклон ската — 25 град. Тогда величина перепада стен составит 5 х [тангенс 25 град.] = 2,33 м, то есть передняя стена гаража должна быть выше противоположной на 2,33 метра.

Изготовление каркаса крыши

Основной конструктивный элемент любой крыши — поддерживающие ее стропила. Стропила вмуровывают в стены или крепят к ним с помощью направляющих балок-мауэрлатов толщиной 100 х 100 либо 120 х 120 миллиметров — в зависимости от ширины гаражных стен.

Вместо мауэрлатов можно уложить по периметру гаража отдельные бруски, замуровав между ними просветы. Мауэрлаты соединяются со стеной длинными анкерными болтами.

На поверхность направляющих балок, вырубив в них специальные гнезда, устанавливают стропила с шагом 65-70 сантиметров, дополнительно закрепив их анкерами или проволочными хомутами, надетыми на вмурованные в стену металлические костыли.

Это делается для того, чтобы крышу не сорвало сильным порывом ветра. Допустимый шаг между стропилами и необходимость дополнительного закрепления зависят и от тяжести кровли,то есть:

  • От веса самого используемого кровельного материала;
  • От того, на какую нагрузку рассчитана крыша.

Если гараж шире четырех с половиной метров, стропила могут прогнуться, поэтому в этом случае их нужно подпереть наклонными брусами-подкосами.

Концы балок выносятся за стены на 30-50 сантиметров, на них устанавливается обрешетка: горизонтально к коньку прибивается дощатое покрытие из крепких, сухих, обработанных пропитками и антисептиком струганых досок (толщ. 40-50 мм) или бруса.

Густота обрешетки зависит от кровельного материала — чем он тяжелее, тем гуще придется делать обрешетку. Стыки досок на стропилах располагают в «шахматном» порядке.

Чтобы односкатная крыша прослужила долго, обрешетка должна быть:

  • Достаточно прочной, чтобы выдерживать вес человека (80-100 кг);
  • Ровной, без выпуклостей и вогнутостей;
  • Цельной (не иметь щелей).

    Для того, чтобы крыша не протекала, с помощью валика или малярной кисти на обрешетку наносят бензино-битумный раствор, а когда он высохнет, ее покрывают специальной мастикой на основе битума.

    Укладка кровли

    Теперь на деревянный настил пора укладывать кровлю. Существует достаточно много кровельных материалов, которые можно использовать для крыши гаража, и у каждого из них есть свои преимущества.

    Так, если вы знаете, что через несколько лет вы будете строить новый гараж, можно применить профнастил: он стоек к атмосферным осадкам, относительно недорог и может быть использован повторно.

    Неплохо смотрится и достаточно несложно монтируется шиферная крыша, которая может прослужить 30-40 лет, но для небольших гаражей на один автомобиль она не всегда оправдана.

    Несложна в монтаже и надежна фальцевая кровля (покрытие из полос тонкого листового металла), однако это не самый дешевый вид кровельного покрытия.

    Капитальный каменный гараж среднего и большого размера иногда покрывают и черепицей или металлочерепицей.

    Однако чаще всего при строительстве гаража в качестве кровельного материала используют кровельные рулонные материалы — рубероид или толь.

    Они стоят недорого, но обладают значительной прочностью и эффективно защищают помещение от дождя и снега, а укладывать их очень просто и не занимает много времени. Немаловажно и то, что кровлю из толя или рубероида несложно и недорого ремонтировать.

    Односкатная крыша из рубероида служит до 10-15 лет.

    Сейчас рынок строительных материалов предлагает и более качественные рулонные материалы «последненго поколения»: еврорубероид и рубемаст, которые могут эксплуатироваться в среднем 30-40 лет. Технология работы с ними мало чем отличается от работы с традиционным рубероидом.

    Как правильно укладывать рубероид?

    • На промазанную битумной смазкой основу крыши параллельно ее коньку настилается первый слой рубероида. Полосы нужно накладывать внахлест с перекрытием приблизительно 15 см. По краям рубероид подгибается под свес карниза как минимум на 10 сантиметров и крепится под ним;
    • Крыша промазывается повторно и укладывается второй слой покрытия. При наклеивании очередных полос рубероида на уже уложенное покрытие следите, чтобы нахлестка по всей длине была одинаковой. Рубероидные полосы второго слоя укладывают перпендикулярно первому слою, а края материала снова подгибаются под карниз и закрепляются;
    • Точно так же наклеивается последний слой кровельного материала. Нижний и верхний слой через каждые 30-50 сантиметров прибивают к крыше гвоздями для шифера.

    Под небрежно уложенным рубероидом обычно возникают каверны (пустоты).

    Проще говоря, он пузырится. Поэтому при наклеивании его нужно аккуратно разглаживать — точно так же, как это делается при поклейке обоев. Края полотен тщательно промазывайте мастикой — если они приклеены неплотно, под ними постоянно скапливается влага, которая зимой замерзает, и образовавшийся лед постепенно разрушает кровлю.

    После того как последний слой рубероида уложен, тщательно очистите его от строительного мусора и покройте достаточно толстым (5 мм) слоем битумной мастики.

    После этого готовую кровлю надо посыпать горячим окатанным мелким гравием или густым слоем крупного песка и притрамбовать («втоптать») гравий или песок в кровлю.

    Если гараж отапливаемый — крышу можно дополнительно утеплить. Утепляющий материал (например, минеральную вату) укладывают изнутри помещения между брусьями, образующими каркас.

    Теперь можно переходить ко внутренним работам, то есть к отделке потолка. Как правило, потолок гаража обшивают фанерой или гипсокартоном (лучше влагостойким), но можно использовать для этого и доски, хотя вид у такого потолочного покрытия будет не очень привлекательный.

    По материалам сайта: http://buildhousedesign.info