Пристроенный гараж: удобство, которое всегда «под рукой»

Как компактно и удобно разместить на небольшом участке жилой дом и гараж? Казалось бы, оптимален комбинированный вариант, когда встроенный «автодомик» является неотъемлемой частью основного здания. Но такое тесное соседство не всем по душе: слишком велик риск проникновения в жилую зону запахов и грязи, бороться с которыми не так уж просто. Да и осуществить проект возможно только во время строительства самого дома.

Для постройки отдельностоящего гаража потребуется достаточно свободного места (минимум 30 кв.м. + санитарная зона), но часто из-за особой геометрии участка нормально расположить рядом два здания весьма проблематично.

Все больше автовладельцев останавливают свой выбор на «золотой серединке» - пристроенный гараж к дому. Особенность такой конструкции заключается в том, что два сооружения сливаются воедино, но в тоже время сохраняют свою автономность. Пристроенный гараж гармонично вписывается в жилое здание, полностью повторяет его дизайн и архитектурный стиль. Но в тоже время техническое помещение отделено от дома небольшим тамбуром, который препятствует распространению лишних «ароматов», пыли и грязи. Такой гараж легко обеспечить всеми удобствами цивилизации: светом, отоплением и водой – стоит лишь продлить инженерные линии от «центра».

Пристроенный гараж: особенности и правила размещения конструкции

Пристроенный гараж располагается с правого или левого бока основного здания (то есть перпендикулярно его парадной части) так, чтобы обеспечить машине самый кротчайший путь от въезда до стоянки. Фактически местонахождение ворот и диктует его нужную ориентацию по отношению к жилому дому.

«Автодомик» сливается со зданием под средством общей стены, а иногда и крыши. В идеале данный тип гаража нужно строить одновременно с домом, где оба сооружения размещаются на одном фундаменте. Общая «основа» крепко держит их вместе, позволяя дружно «пережить» период усадки грунта.

Учтите, что сэкономить на нулевом этапе строительства не удастся. Популярная ошибка начинающих строителей – уменьшение глубины «подошвы» под гаражом. Да, пристройка намного легче основного здания, что вполне логично наталкивает на мысль, что можно обойтись более дешевым фундаментом, «облегчив» его часть под пристройкой. В результате возникает дисбаланс, а это грозит серьезными последствиями для обоих зданий: при усадке и сезонных колебаниях почвы велика вероятность появления деформаций в наземной и подземной части конструкций.

Одной из особенностей планировки пристроенного «автодомика» является два входа: первый – ворота и калитка, второй – внутренний проход в основное здание. В таком случае упомянутый выше тамбур предохраняет жилую зону от возможных агрессий со стороны технического помещения. Чтобы избежать малейшего риска, некоторые автовладельцы предпочитают избавиться от дополнительного удобства и обходятся лишь стандартным входом/выходом (воротами).


Существует ряд строительных норм, указывающих на правильное расположение окон и дверей дома по отношению к пристроенному гаражу:

    2,5 м – минимальное расстояние, на котором может располагаться окно или входная дверь основного здания от пристройки в горизонтальной площади2 м – минимальный уровень между окном (балконом) основного здания и коньком крыши пристройки

Если гараж предназначен для хранения мотоциклов или мопедов, то требования еще жестче: «красная зона» увеличивается до 5 м.

Гараж – пожароопасное техническое помещение, поэтому налагаются строгие требования для соблюдения безопасности жильцов:

    Общая стена основного здания и пристройки должна быть выполнена из негорючих стройматериаловГараж должен быть обязательно оснащен пожарной сигнализацией

Что касается конструкции ворот, то роллетные и секционные модели – идеальный вариант для пристроенного к дому гаража. Стандартные распашные двери требуют наличия «слепой зоны» - дополнительного пространства для движения полотен, вынуждая учитывать этот нюанс при проектировании пристройки. Подъемные ворота лишены такого недостатка и потребуют минимум места для выполнения маневра. Для нашего региона наиболее оптимальный выбор – утепленные секционные модели, позволяющие эффективно теплоизолировать помещение.

Отдельно хотелось бы остановиться на конструкции крыши автодомика. Пристроенный гараж чаще всего оснащают простой односкатной кровлей, что удешевляет строительство и подчеркивает компактность всей конструкции.

Популярным проектом является пристроенный двухэтажный «автодомик». Два сооружения упрятаны под общую крышу, а помещение над гаражом используется по усмотрению хозяина. Здесь можно обустроить бильярдную, кабинет, зимний сад – все, кроме спальни.

Кровельный материал для крыши гаража используют тот же, что и для основного здания. На покрытии сэкономить не удастся, так как предельная близость двух сооружений заставляет выполнить облицовку «автодомика» теми же материалами, что и жилой блок. При обустройстве фасада пристройки можно «схитрить»: подобать профнастил точно в тон дорогой отделке фасада дома.

Пристроенный «автодомик» дает возможность оснастить помещение всеми традиционными «удобствами»: смотровой ямой, погребом или мастерской.

Как пристроить гараж к дому?

Не всегда есть возможность вести строительство дома с нуля и предусмотреть в его конструкции все необходимые удобства. Чаще всего здание уже давно построено, а у хозяина возникла гениальная мысль усовершенствовать свое жилище и пристроить к нему гараж.

Для начала проанализируем возможность такой реконструкции:

    Из какого материала построен дом?

Пристроить гараж можно лишь к стене, которая соответствует всем нормам пожаробезопасности (противопожарная перегородка І типа из негорючих материалов). Деревянные сооружения автоматически попадают в «черный» список.

Насколько глубоко упрятан дом на участке?

Гараж должен располагаться недалеко от ворот, чтобы въездная дорога по участку была максимально короткой. Если здание находится далеко от входа, то оцените уровень потери свободной земли под обустройство въезда/выезда. Не жалко? Тогда все ок.

Есть ли сбоку дома место для пристройки, которое соответствует всем строительным требованиям

Указанные выше нормы расположения окон и дверей должны быть строго выполнены. Так же учтите удаленность от края соседнего участка (минимум - 5 м).

Сохранился ли у вас проект построенного дома?

В первую очередь интересует все выходные данные имеющегося под домом фундамента, поскольку следует точно знать особенности его конструкции.

Все нормально? Отлично! Следующий шаг – получение разрешения на реконструкцию здания. Да, да, оно нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО. Все капитальные здания (коим является любой дом с фундаментом) занесены в реестр, а любое кардинальное изменение в проекте карается «замораживанием» объекта: недвижимость нельзя официально продать, купить или завещать. Самострой придется легализовать, а это хлопотная, дорогая и не всегда возможная процедура.

Для получения разрешения следует обратиться в местный орган Архитектуры с заявлением, где приложить подробный план участка и проект пристройки.

Какие трудности вас ждут…

Главная проблема – обустройство фундамента пристройки, а точнее – его правильное включение в уже устроенную «подошву» основного здания. Вот здесь и спрятана загвоздка: дом уже прошел неспокойный период усадки, а пристройка лишь вступает на этот тернистый путь. Слишком велик риск, что фундаменты «не сдружатся» и начнут «игру» порознь. В результате велика вероятность появления трещин в точках соприкосновения двух сооружений (еще хуже – перекосы), то есть будет страдать не только пристройка, но и жилое здание.

Как же пристроить гараж к дому так, чтобы избежать всех этих неприятностей?

Есть два способа решить конструктивную «задачку»:

    «Намертво» связать два фундаментаВыполнить «мягкую» стыковку фундаментов

В первом случае «подошву» основного здания вскрывают и на одинаковом уровне заливают аналогичный фундамент пристройки. Две подземные конструкции связывают между собой арматурой. Но это еще не все: чтобы добавить устойчивости «основе» гаража, нужна дополнительная фиксация сваями.

Например, дом установлен на ленточном фундаменте. Для пристройки обустраивают такую же «подошву», но через каждые 1-1,5 м пробуривают сваи, которые играют роль «тормоза» и «стабилизатора».

Помимо дополнительного «якоря» готовый фундамент для гаража должен год оставаться «в покое», чтобы за этот период можно было оценить степень его устойчивости. Только по истечении «профилактического» срока можно начинать возведение наземной части пристройки.

Связка фундаментов – технологически тяжелый строительный этап, успех которого зависит от конструктивных особенностей «подошвы» основного здания. Если связаться с ним невозможно (не выпуска арматуры и нет его проектной документации), то есть второй, более простой вариант, который часто на практике применяют самоделкины.

Метод «мягкой» стыковки фундаментов заключается в обустройстве «основы» пристройки впритык к «основе» дома так, чтобы небольшая щель между ними была заполнена гибким пластичным материалом (чаще всего рубероидом или одним из его аналогов). В результате «подошвы» как бы вместе и в тоже время обладают некой «свободой», которую, конечно, надо максимально ограничить. По крайней мере, это спасет от возникновения разрушений и сколов.

Готовый гараж-пристройка кажется влитым в дом, но на самом деле его так же отделяет страховочная перемычка, предохраняющая обе конструкции от резких «движений».

Еще про ремонт:

Приватизація гаража - із чого почати?

По материалам сайта: http://sucre7.com