Устройство чердачного перекрытия гаража

Правильное устройство чердачного перекрытия гаража является залогом сухости автожилья и оптимальных условий хранения автомобиля. Специалисты рекомендуют ответственно подойти к этому этапу строительства и обеспечить автомобилю надежную защиту от атмосферных осадков. Кроме того, от выбора материала перекрытия зависит бюджет строительства, а от расположения элементов — способы утепления. Поэтому до начала работ рекомендуется изучить все нюансы и подобрать оптимальное соотношение качества и стоимости.

Виды перекрытий

Все конструктивные варианты перекрытий классифицируются на 3 основных вида: междуэтажные, подвальные, чердачные. Основная задача перекрытий, независимо от вида, – разделять строение по высоте и передавать нагрузку на стены. Подвальные отделяют подпольное пространство и первый этаж, междуэтажные устраиваются над цокольным этажом и в случае, если на чердаке располагают жилое помещение.

Чердачные – особая конструкция, которая подойдет владельцу гаража для разделения высоты на место хранения автомобиля и мастерскую или склад. В зависимости от материала, из которого изготовлены перекрытия, чердачные различаются на два вида:

  1. Плитные

Если в доме встроенный гараж или большой подвал, то рекомендуется предпочесть перекрытие из сборного железобетона или монолитную конструкцию. Оптимальным вариантом в гаражном строительстве является плитное чердачное перекрытие из бетонных шести- и семипустотных плит, которые устанавливают с учетом расположения несущих стен: поперек, вдоль гаража.

Популярная конструкция чердачного перекрытия балочного типа из металлических или деревянных балок – более доступный по стоимости, но капризный вариант, так как изделия необходимо защитить от огня и/или влаги. Деревянные элементы обязательно обработать антисептиками и тщательно подойти к выбору материала, так как конструкция, по нормам пожаробезопасности, должна получиться надежной и жесткой.

При выборе конструктивного решения можно остановиться на монтаже чердачного перекрытия с использованием балочной системы, но выбрать надежные железобетонные балки. Процесс устройства таких конструкций не отличается от деревянных и металлических, однако для монтажа ж/б изделий на коробку потребуется аренда грузоподъемного оборудования – крана. Кроме того, для устройства надежной брони гаража потребуется выбрать усиленный и, соответственно, дорогостоящий фундамент.

Бюджетный вариант заключается в монтаже конструкции деревянных чердачных перекрытий и настила из досок. Основное преимущество – простота монтажа и легкий вес, поэтому крыша создает минимальную нагрузку на грунт и можно ограничиться скромными расходами на простой тип фундамента. Однако древесина – легкий в обработке, но уязвимый для влаги материал. Поэтому при выборе деревянного перекрытия необходимо предусмотреть защиту:


  • обернуть балки рубероидом;
  • покрыть битумом;
  • выстлать дно гнезда двумя слоями рубероида;
  • заделать места монтажа раствором.

Немаловажным фактором при выборе вида материала являются нагрузки – вес мебели, инструментов, оборудования, которые планируется разместить на чердаке. Параметр, на который рекомендуется ориентироваться, — полезная нагрузка до 105 кг/ м 2. Кроме того, важно учесть допустимую величину прогиба конструкции (1/200 пролета), степень звукоизоляции и оптимальные пределы огнестойкости: бетон и ж/б – час, дерево – 5 мин, дерево+штукатурка – 15 мин, дерево+засыпка+штукатурка – 45 мин.

Плитное перекрытие

При возведении гаража из бетона, кирпича, прочих тяжелых элементов, плитное перекрытие – оптимальный вариант основательной конструкции, где несущую нагрузку воспринимает плита, являясь, одновременно, основой для тепло- и звукоизоляции. Кроме того, на плиту крепится подвесной потолок и укладывается пол, поэтому рекомендуется использовать для устройства конструкции 2 варианта ж/б панелей: пустотные, сплошные.

Процесс монтажа прост: опереть панели на внешние стены на глубину 10-12 см и закрепить цементным раствором. В гаражном строительстве используются ж/б панели толщиной от 12 см, так как при меньших параметрах необходимо дополнительно улучшать звукоизоляционные свойства изделий. Оптимальный вариант для пролета 4,2 м – монолитные панели толщиной 12 см, для 6,6 м – пустотные плиты толщиной 22 см или монолитные толщиной 16 см.

Деревянное перекрытие балочного типа

Популярное деревянное чердачное перекрытие по балкам – технология устройства «разделителя этажей», в которой несущая способность обеспечивается балками из древесины. Простая и недорогая технология обладает преимуществами в сравнении с плитным «конкурентом» – высокими теплоизоляционными свойствами, отсутствием расходов на спецтехнику. Однако для создания надежной защиты гаража от атмосферных осадков предстоит правильно выбрать материал, защитить древесину от влаги и огня, а также создать пирог чердачного перекрытия из паро-, звуко-, ветро- и теплоизоляционных материалов.

Оптимальным сечением опорных элементов для гаража признаны соответствующие характеристики массивного/клееного бруса 5-8 см. Для малых пролетов можно сделать устройство деревянного чердачного перекрытия дешево – использовать сбитые спаренные доски и балки минимальной толщиной 5 см из хвойных пород древесины.

Порядок работ:

  1. Разметить мелом места монтажа балок.
  2. Обработать элементы конструкции антипиренами и антисептиками.
  3. Упереть концы бруса на внешние стены. Если конструкция гаража большепролетная, то внутреннюю часть необходимо установить на внутренние стены. В процессе монтажа балок обязательно контролировать правильность укладки, используя нивелир или строительный уровень. Опоры укладывают в направлении «от края — к центру», соблюдая шаг по проекту. Если выбран готовый проект, но точные размеры не совпадают с построенным гаражом, то можно уменьшать рекомендованный шаг в меньшую сторону от чертежей. Перед заделкой балок в кирпичных и каменных стенах, опорные конструкции деревянных чердачных перекрытий обязательно защитить от влаги: обернуть рубероидом, просмолить. Кроме того, в промежуток со стеной необходимо проложить утеплитель с учетом вентзазора. Крепить брусья к стене необходимо анкерами и заделать элементы крепежа в кирпичную кладку или ж/б пояс. В каркасном гараже балки опирают на обвязку, а крепление выполняется шпильками, гвоздями или скобами.
  1. Выровнять по нитке или рейке промежуточные брусья и закрепить.
  2. Заполнить промежутки между опорами паро-, звуко- и теплоизоляционными материалами.

Особое внимание при укладке деревянных балок рекомендуется уделить участкам, где проходят вентиляционные, печные или каминные трубы, соблюдая зазор с элементами перекрытия от 25 см. Вокруг труб обязательно выполнить теплоизолирующую прокладку, используя листовой асбест или минеральное волокно. При монтаже балок в бревенчатом гараже рекомендуется заменить крепежный элемент плотным способом соединения – врубить глубоко концы бруса.

Перекрытие по железным балкам

Железные балки – отличное решение по долговечности и надежности конструкции, однако такой материал дороже популярной древесины по стоимости. Поэтому железные балки используются, когда чердачное перекрытие по деревянным балкам установить затруднительно, например, при длинных пролетах от шести метров. Преимущество металла – высокая устойчивость к микробиологическим воздействиям, негорючесть и меньшая толщина, что позволит сэкономить полезное пространство.

Технология монтажа повторяет устройство чердачного перекрытия с деревянными элементами с той разницей, что дополнительных мероприятий по защите от огня не требуется. Однако при расчете перекрытия необходимо помнить, что железные балки отличаются значительным весом и создают нагрузку 400 кг/м 2 и более. Поэтому при выборе готового проекта или проведении расчетов, обязательно учесть вес изделий и точно рассчитать полезную нагрузку.

Для заполнения проемов между балками рекомендуется использовать щиты, деревянный накат или вставки из легкого бетона. При выборе железных элементов перекрытия предстоит позаботиться о мероприятиях по улучшению тепло-, звукоизоляции и защите от коррозии. Как правило, эффективно справляется с недостатками металла войлок – обернуть материалом концы балок перед укладкой.

Утепление чердачного перекрытия

Эффективная защита чердака, который утрачивает тепло намного интенсивнее самого гаража, – непрерывный утепляющий контур. Как правильно утеплить чердачное перекрытие в соответствии со СНиП 23-02-2003 и учесть оптимальную толщину теплоизоляции:

  1. 20 см для вспененного пенополистирола и минеральной базальтовой ваты.
  2. 15 см для экструдированного пенополистирола.

Кроме того, в соответствии с рекомендациями «Тепловой защиты зданий», теплоизоляцию нужно выполнять многослойной, что позволит сместить листы в шахматном порядке и перекрыть уязвимые места стыков. Поэтому утепление чердачного перекрытия минватой выполняется несколькими слоями, что позволяет эффективно бороться с известным недостатком – «мостиками холода».

Именно многослойный пирог признан надежной защитой гаража от холода зимой и барьером, который защитит гараж от поступления тепла внутрь помещения летом. Единственный недостаток большинства утеплителей – снижение качественных и эксплуатационных характеристик при увлажнении. Поэтому перед тем, как утеплять чердачное перекрытие своими руками, необходимо изучить эффективные способы защиты материала от паров влаги:

  1. Создать правильную структуру многослойного пирога, которая защитит утеплитель от конденсата,  водяных паров (из воздуха, помещения) и атмосферных осадков, которые скапливаются на кровле;
  2. Предусмотреть минимум 2 вида защитных пленок: гидро-, пароизоляционную;
  3. Обеспечить устройство в кровле вентзазоров.

При грамотном выполнении всех трех пунктов будет создан надежный многослойный пирог, который защитит утеплитель от разрушительного воздействия влаги, а гараж – от температурных перепадов и образования конденсата. Экономить на элементах многослойного пирога специалисты не рекомендуют, так как ошибки в монтаже или некачественный материал любого слоя станет причиной частого ремонта автомобиля.

Технология монтажа утеплителя

При создании непрерывного утепляющего контура можно превратить чердак в полноценное помещение и использовать, например, как мансарду. Поэтому требования к структуре многослойного пирога определяются на этапе планирования материалов:

  • для обустройства мансарды необходимо уложить утеплитель по скатам;
  • в обычном чердаке достаточно закрепить материал между потолочными балками. Популярный вариант «теплого» чердака – утепление стекловатой, опилками, керамзитом, шлаком и другими теплоизолирующими материалами. Для обустройства такого чердака достаточно поверх досок расстелить рубероид или строительную бумагу, нанести смесь наполнителя с глиной в соотношении 3:1. После этого можно насыпать наполнители — рубленую солому, опилки, порошковый асбест и засыпать утеплитель. При устройстве такого утепления важно не утрамбовывать смесь, так как воздух обеспечит дополнительную теплоизоляцию;
  • при устройстве на чердаке нежилой комнаты, утеплитель для чердачного перекрытия необходимо защитить от механических повреждений настилом прочного материала. В этом случае подойдет самый простой вариант утепления – рубероид+любой искусственный утеплитель. Для выполнения недорогого утепления сначала необходимо уложить рубероид, выполнить засыпку, затем – еще один слой гидроизолятора, после чего уложить балки пола. На балки обязательно раскатать рулон рубероида или толь, и только после этого уложить лаги;
  • если чердак не планируется эксплуатировать, то достаточно устроить пешеходные трапы. Минимальный объем работ по теплоизоляции такого чердака включает засыпку гравием и керамзитом.

Аккуратное соблюдение рекомендаций на подготовительном этапе позволит избежать расходов на ремонт перекрытия в будущем. Кроме того, при выполнении работ необходимо помнить, что теплоизоляция чердачных перекрытий «не прощает» ошибок и для исправления работ на любом этапе потребуется вскрыть кровельное покрытие.

Самыми популярными материалами для утепления гаража остаются плиты минеральной ваты и пенополистирола. Однако при выборе любого теплоизолятора необходимо соблюдать технологию монтажа:

  1. Пароизоляция чердачного перекрытия толстой полиэтиленовой или специальными пленками – устройство защитной преграды влаге. Единственное исключение, когда пароизоляция не обязательна – устройство перекрытий из железобетонных панелей с низкими показателями паропроницаемости. В остальных случаях, включая перекрытия из пустотной/монолитной железобетонных плит, укладывать защитный слой из пленок обязательно. Универсальный вариант защиты — укладка ветрозащитной паропроницаемой пленки. Использование такой пленки снизит потери тепла и защитит утеплитель от сквозняков и ветра. Кроме того, специальная пленка защитит утеплитель от намокания при проникновении воды вследствие протечек и незначительных повреждений крыши.
  1. После укладки пленок можно приступить к монтажу утеплителя, располагая плиты непрерывным слоем и перекрывая утеплитель стен, расположенный вертикально. При определении толщины слоев материала рекомендуется руководствоваться проверенными на практике нормами СНиП (15-20 см, в зависимости от материала).
  2. Уложить изолирующий материал высокой плотности, например, базальтовую вату со стороны карниза для защиты утеплителя от ветра.

При укладке утеплителя необходимо контролировать, чтобы несущие части не нарушали и/или не прерывали слой изолятора в местах опоры на стену. Кроме того, утепление деревянного чердачного перекрытия современными утеплителями можно считать выгодным решением при строительстве гаража, так как материалы обладают спектром характеристик и позволят решить сразу 2 вопроса: улучшат микроклимат, снизят расходы на обогрев почти наполовину. Кроме того, гаражное перекрытие, утепленное по современной технологии – это несколько лет беззаботной и комфортной эксплуатации постройки без дополнительных расходов на ремонт и отопление.

По материалам сайта: http://garazhguru.ru