Садовые беседки в китайском стиле. Характерными чертами этого стиля является легкость, воздушность, изящество. Традиционно их конструкции имеют шести либо восьмигранную форму. И это не случайно. Согласно китайской философии шесть граней соответствуют символам «Книги перемен», а восемь – указывают на направления сторон света.

Экзотический дизайн

Главным украшением китайской архитектуры становятся причудливые крыши с вытянутыми краями, плавно изогнутыми вверх. Создается впечатление, что сооружения подвешены за них к небу.

Особое внимание при сооружении китайских беседок уделялось их внешнему оформлению. Они всегда яркие, контрастные, дополнены росписью с изображением животных и людей. Для воплощения архитектурных деталей требовалось проявление отточенных ремесленных навыков мастеров.

Как правило, деревянные колонны, поддерживающие крышу, окрашивают черным либо красным лаком. Крыша выстилается зеленой, синей либо желтой черепицей. Внутри беседки потолок как таковой отсутствует. Весь акцент сделан на конструкцию потолочных перекладин, украшенных многоцветным орнаментом.

Уникальность садовой беседки в китайском стиле состоит в том, что ее экзотическая вычурность вписывается в практически любой ландшафтный дизайн. Иными словами, она вовсе не является атрибутом сада исключительно в китайском стиле. Такое сооружение, скорее, становится капризом, забавным, экстравагантным сооружением, воплощением самовыражения владельца.

Такая своеобразная трактовка малых форм архитектуры в китайском стиле, позиционирует их в качестве самодостаточных экзотических «вкраплений». Несмотря на то, что это позволяет использовать их вне зависимости от стиля сада, конечно же, полноценный образ достигается при обустройстве местного ландшафта в стиле китайских садов.

Зарождение шинуазери в Европе


Истоки становления садового искусства Китая уходят в бесконечное прошлое. Благодаря нестандартности, оригинальности и экстравагантности оно остается на пике мировой славы и сегодня.

Впервые повышенный интерес европейцев к китайской культуре стал проявляться в XVIIIв. Это наложило большой отпечаток на произведения живописи и творения декоративно-прикладного искусства. Но более всего это повлияло на стилистику оформления садовых ансамблей.

В ландшафтном искусстве было выделено новое направление, получившее название шинуазери (франц. chinoiserie – дословно «китайщина»). Его основными инструментами стали национальные мотивы и стилистические тонкости средневекового китайского искусства.

Из дальних поездок европейские купцы возвращались с новыми впечатлениями о чужеземных странах. Рассказы путешественников о великолепных садах китайских императоров, которые были запечатлены на свитках с изображениями лесных пейзажей, видов гор и др. оказали чрезвычайное воздействие на воображение ландшафтных архитекторов.

Тщетно они пытались воссоздать диковинные сады Китая у себя на родине. Перенесенная на европейскую почву экзотика утрачивала восточный смысл, напоминая, скорее, некую иллюстрацию восточной сказки.

Увлечение восточными тематиками диктовало новые тенденции не только во всех областях искусства, но и быта (в частности, мода на фарфор). Европа массово пристращается культуре чаепития. Следствием этого становится возникновение в дворцовых парковых ансамблях «чайных домиков» либо китайских павильонов. К числу первых таких комплексных сооружений относится Китайская деревня, выстроенная в XVIIв. при Дроттнингхольмском дворце близ Стокгольма.

Аналогичные сооружения пожелали иметь и иные государи Европы. Так, в 1759г. по указу английской принцессы Августы в окрестностях Лондона был заложен Королевский сад Кью, площадь которого превышала 3,5га. На этих просторах Л.Браун создал бамбуковый и жасминовый сад, долину рододендронов и др. экзотические композиции. В 1762г. архитектор У.Чамберс сконструировал здесь 50м китайскую пагоду.

Китайская пагода в саду Кью, Лондон

Английские ландшафтоустроители, вдохновленные императорскими садами, старались обязательно выделить часть территории под обустройство в восточном стиле. Со временем экзотический уголок стал здесь столь же неотъемлемой частью, как и узорный партер для французских парков. Для достижения безукоризненной подлинности китайских садов, помимо растительности, в Европу были перенесены и копии малых архитектурных форм (беседок, мостов, пагод и др.).

Псевдокитайский стиль в Российской империи

Китайское веяние отразилось и на становлении садового искусства Российской империи. Особенно яркие проявления отмечены в парках Петергофа, Умани, Ораниенбауме, а также в Царском Селе. Особого внимания заслуживает Китайский дворец в г.Ораниенбауме, созданный в1762-1768гг. под руководством архитектора А.Ринальди. Его уникальность заключается в доскональной подлинности интерьеров.

Фрагмент внутренней отделки стен в Стеклярусной комнате Китайского дворца

В те времена А.Ринальди слыл величайшим мастером псевдокитайского стиля. Он смог воссоздать целую Китайскую деревню с гравюры, принадлежавшей императрице. Комплекс сооружений для размещения гостей включал: театр, павильон Большой каприз, Крестовый мост и два железных через канал, Скрипучую беседку и, собственно, саму Китайскую деревню.

Крестовый мост

Она состояла из 18 домиков, которые предназначались для летнего проживания придворных и знатных гостей. Близ них располагался Скрипучий павильон. Его внутренние стены были отделаны мрамором в дополнении росписью и лепниной с китайскими мотивами. Свое название сооружение получило благодаря флюгеру, который следуя за ветром, поворачивался с пронзительным скрипом.

Актуальность китайской культуры сегодня

В наши дни диковинные сады Китая не перестают удивлять европейцев. Восточные ноу-хау раз за разом производят массовый фурор, диктуя модные тенденции в мировом ландшафтном дизайне. По-прежнему прослеживается повышенный интерес к традициям фэн-шуя, философским учениям и к китайской культуре в целом. В духе со временем остается и китайская беседка для чаепития, которая может стать оригинальным, экзотическим украшением Вашего садового участка.

Китайская беседка своими руками

По материалам сайта: http://www.xn----8sbpahw2al5bza9c.xn--p1ai