Крыша Вестминстерского дворца, каркас Статуи Свободы и венецианские дома – сделаны на Урале «Следы» мастеров Среднего Урала можно увидеть по всему миру (ФОТО)

Екатеринбург, Сентябрь 07 (Новый Регион, Ольга Тарасова, Юлия Пастух) – В Екатеринбурге и других городах Свердловской области несколько веков назад были произведены решетки набережных Петербурга, создавшие неповторимый образ северной столицы, именно здесь отливалась крыша Британского парламента и каркас Статуи Свободы. Работы мастеров Среднего Урала представлены во многих мировых музеях. «Новый Регион» попытался изучить, где «наследили» уральские мастера, в каких городах мира можно с гордостью сказать – «это сделано на Урале» и даже похвастать перед местными жителями.

Тайна за 7-ю печатями

Вообще, как рассказали «Новому Региону» специалисты Екатеринбургского художественного фонда, в минувшие века в Свердловской области было создано множество произведений искусства, архитектурных объектов и деталей для них, которые впоследствии вывезли из региона или вообще из страны. Но обо всех них узнать сегодня уже невозможно, поскольку долгое время Урал был закрытой территорией и информация о спецзаказах не распространялась.

«По крайней мере, во времена СССР в Свердловске делалось очень много изделий по госзаказам. Но большинство из них были засекречены. Конечно, в архивах сейчас можно восстановить что-то, но далеко не все», – подчеркивают эксперты.

Но, несмотря на это, в открытых источниках тоже есть информация о сделанных на Урале предметах, которые впоследствии стали украшениями или достопримечательностями в других городах мира.

Если б не уральцы, Британский Парламент остался бы без крыши

Как известно, Урал в прошлые столетия славился тем, что именно здесь производили хорошие и прочные материалы, которые заказывали из разных стран для строительства зданий. Особенно в XIX веке ценились металлы, которые производились на Среднем Урале.


Большинству жителей Свердловской области наверняка известно, что каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге. Возможно, если бы не прочность конструкции, одна из известнейших мировых достопримечательностей высотой почти 100 метров, не дожила бы до наших времен.

Применение уральскому металлу нашли и в столице Великобритании – Лондоне. Здесь кровельным железом из Екатеринбурга в свое время покрыли крышу здания Британского Парламента – Вестминстерского дворца на берегу Темзы. Дворец был построен полтора столетия назад и вскоре закроется на реставрацию, и неизвестно, обратятся ли на этот раз британцы за материалами к уральским мастерам. Также, по некоторым данным листовое железо, произведенное на заводах Свердловской области, использовали для кровли Собора Парижской Богоматери, но документальных подтверждений этому факту нет.

Помимо металлов, за границу, преимущественно в Европу, отправляли очень много уральского леса. Например, известно, что опоры домов в Венеции сделаны из лиственницы, привезенной со Среднего Урала, поскольку благодаря своим характеристикам, дерево может веками выдерживать большую влажность.

Звезды Кремля и дворцы Петергофа

Благодаря тому, что в минувшие века на Среднем Урале были хорошо развиты металлургическая промышленность, камнедобыча и камнерезное искусство, во многих российских городах есть свой уральский «след»: где-то это мраморные полы, где-то каменные мозаики, где-то литые ограждения набережных и так далее. Но, конечно, больше всего материалов и изделий уральских мастеров вывозилось в столицы – Санкт-Петербург и Москву. И мало кто из нас, гуляя по дворцовым залам Петербурга, сегодня знает, что если бы не рабочие и художники Свердловской области, этой красоты могло бы и не быть.

Так, именно Урал считается родиной промышленной обработки мрамора – материала, которым отделаны стены многих исторических зданий. В частности, именно уральцы сделали мраморные детали – ступени, плиты, поручни, колонны – для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. А из твердых пород (топазов, сердолика, горного хрусталя) в 18 веке делали мелкие предметы – печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков – вещи, которые до сих пор хранятся во многих российских музеях. В Эрмитаже каменным поделкам из Свердловской области посвящен отдельный зал.

Конечно, нельзя забывать и о малахитовом производстве. На Гумешевском руднике около Полевского завода добывались куски до 1500 килограммов весом, а на руднике Меднорудянском в районе Нижнего Тагила была открыта глыба в 25 тонн. Впоследствии эта глыба, разбитая на куски весом по 2 тонны, была использована на облицовку знаменитого малахитового зала Зимнего дворца. А вообще изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург очень много. Кроме того, в середине XIX века была мода на малахит в отделке интерьеров, поэтому все богатые дома России нанимали уральских мастеров для украшения своих домов. Лучшие изделия Екатеринбургской фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды и до сих хранятся в европейских музеях и в частных коллекциях.

Также из Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Полевского по всей России развозились изделия из чугуна: решетки, ограды, камины. С ростом Петербурга, расположенного на островах, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц. То есть смело можно утверждать, что уральское художественное чугунное литье сформировало одну из черт петербургского архитектурного облика.

Екатеринбуржцы «оставили след» и на здании Кремля в Москве. Сначала на башнях главного российского символа устанавливали самоцветные звезды, сделанные из самоцветов Урала. Затем их поменяли на рубиновые, но выполненные также с участием уральских мастеров. «По некоторым данным, детали для рубиновых звезд на Кремле также делались в Екатеринбурге, причем в строжайшей тайне. Сейчас информацию об этом можно найти разве что в архивах», – пояснили «Новому Региону» в ЕХФ.

Самый большой православный крест и рака Серафима Саровского – родом из Екатеринбурга

Православные люди также могут гордиться тем, что было сделано в Екатеринбурге. В частности, этим летом самый большой православный крест из Екатеринбурга доставлен и освящен в Севастополе. Его навершие составляет 7,5 метра, а масса изделия достигает без малого 23,5 тонны. Крест изготовлен мастерами ЕХФ из уральского гранита и является копией прежнего – разрушившегося от времени и атмосферных явлений. На изготовление креста ушло около года, в Севастополь гигантское изделие везли по частям. Крест установили на Свято-Никольском храме-памятнике Братского военного мемориального кладбища.

А в 2004 году также мастера ЕХФ по секретному заказу изготовили резную кипарисовую раку для мощей Серафима Саровского. «И делали, и везли из Екатеринбурга все тайно, потому что рака была с использованием драгоценных материалов. Когда раку с мощами торжественно заносили в храм в Сарове (Арзамас), в том числе на плечах ее нес Владимир Путин и другие первые лица», – рассказали в ЕХФ.

Также на тогда еще Императорской гранильной фабрике в Екатеринбурге изготовлен шатер, который сейчас установлен в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге над местом убийства императора Александра II.

Современные уральские мастера делают для других городов скульптуры и фонтаны

В последние годы уральским мастерам постоянно поступают заказы из других городов России на создание парковых скульптур, фонтанов, на разработку проектов уличных пространств и так далее. И, оказывается, некоторые работы мастеров становятся впоследствии достопримечательностями.

Так, например, мастерами ЕХФ в Салехарде установлена стела «66-ая параллель». Она в последние годы стала одной из главных городских достопримечательностей, к которой привозят всех важных гостей Салехарда и туристов. Высота стелы 24 метра. Сделана она в виде двух стеклянные пик и радуги между ними, ночью достопримечательность подсвечивают. После того как на Ямале появилась «66 параллель», сувенирную продукцию для туристов стали делать с ее изображением.

«В Тюмени работниками ЕХФ сделана подсветка улиц. На основе подсвеченных объектов местными работниками турсферы разработан маршрут «Ночная Тюмень». Там же установлены фонтаны «Радуга» и «Времена года», которые показывают туристам. А вообще нашим мастерам постоянно заказывают оформление парков, городских улиц во многих городах России. Поэтому почти везде вы можете наткнуться на произведения, созданные в Екатеринбурге», – пояснили в фонде.

Также в Екатеринбургской Епархии «Новому Региону» рассказали, что продукция их Сысертского фарфорового завода популярна во всем мире и зачастую используется в возведении культурных объектов. К примеру, на святой горе Афон в Греции есть фарфоровые иконостасы как раз из наших материалов.

Спектакли по уральским произведениям идут во всем мире

Пару слов можно сказать и о «нематериальных» произведениях жителей Свердловской области, которые «материализуются» во всем мире. В частности, в разных странах постоянно ставятся спектакли по произведениям уральских авторов. Например, одну из пьес Василия Сигарева ставят сейчас в Нью-Йорксом театре the East 13th Street Theater, пьесу «Пластилин» до этого ставили в Лондоне, «Down Way» – в Казахстане. Каждый год из разных городов мира приходят новости о том, что тот или иной иностранный театр ставит в репертуар спектакли по пьесам Николая Коляды. В этом году сыграна премьера «Бабы Шанель» в Польше, премьера «Амиго» – в Чехии, «Ниры Чапай» – в Молдавии, «Мурлин Мурло» – в Варшаве и так далее. Также по произведениям свердловчан снимают фильмы, которые потом получают награды на мировых кинофестивалях.

Каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге

Кровельным железом из Екатеринбурга в свое время покрыли крышу здания Британского Парламента

Екатеринбуржцы «оставили след» и на здании Кремля в Москве.

Знаменитый малахитовый зал Зимнего дворца

По материалам сайта: http://urfo.org