Ремонт дымоходов: как продлить жизнь дымоходной трубы

Содержание

Для дымохода, как и любой другой инженерной системы, требуется техническое обслуживание и периодический ремонт. Суть обслуживания дымоотводящего канала – в очистке ее внутренних поверхностей от копоти и сажи. Эту процедуру вполне можно провести самостоятельно с помощью специальных средств. А вот ремонт может оказаться достаточно сложным процессом.

Как оценить сложность ремонтных работ ?

Проведение ремонта, чистки дымоходов, загильзовки, обмуровки и т. д. вслепую категорически запрещено, поскольку это может иметь серьезные последствия. Поэтому любые работы такого рода должны начаться с обследования специалистами дымоходов и вентканалов. Сегодня для этих целей используют видеокамеры, компьютерный анализ.

После составления технического заключения, включающего:

  • описание состояния системы,
  • схемы (в случае необходимости),
  • фотоматериалы,
  • меры, необходимые для ремонта или других мероприятий по приведению системы в соответствие с нормативами выдается специальный Акт обследования дымоходов и вентканалов. Кстати, без подобного акта запрещается подключение газа или замена котла. Согласно действующим нормативам состояние конструкции необходимо проверять ежегодно.

Когда нужен ремонт: естественные и искусственные причины ?

Есть ряд причин, по которым разрушается дымоход. Это может произойти по естественным причинам, скажем, вследствие старения от времени или от воздействия стихийных природных сил – частые дожди и снег, град, резкие колебания температуры. Вода, успевшая впитаться в кладку, периодически то замерзает, то оттаивает, что вызывает образование трещин. Это, в свою очередь, приводит сначала к расшатыванию небольших фрагментов кирпичей, а потом и к выпаданию целых. Однако разрушение кирпичной кладки может быть связано также с

  • использованием кирпича, не соответствующего требованиям кладки труб,
  • некачественной кладкой,
  • воздействием конденсата,
  • отсутствием или неправильной конструкцией защитного зонта и т. д.

Дымоходы из пустотелых кирпичей более надежны и не столь требовательны к обслуживанию.

Объяснить это довольно просто: раствор, попадая в процессе укладки в пустоты кирпича, становится своеобразным буфером, который поглощает влагу, просочившуюся в швы.


В отличие от них, в варианте из монолитных кирпичей, если кладку не герметизировать, то вероятность ее расслоения по растворным швам достаточно велика. В результате зачастую течет крыша у дымохода. Аналогичные проблемы, как правило, возникают при использовании некачественного раствора для кладки, а также избытком или недостатком одного из его компонентов: песка или воды.

Срок службы дымохода связан также с условиями эксплуатации отопительных приборов, ее интенсивностью. Под воздействием постоянного притока тепла из печи дымовая труба становится в зимнее время достаточно теплой, поэтому на ней не задерживается снег не нарастает корка льда. Однако если труба очень долго не прогревалась, а затем резко нагревается до высокой температуры, то могут возникнуть серьезные проблемы.

Как отремонтировать: основные варианты ?

Если трубу сложил опытный каменщик и использовал при этом качественные материалы, то при условии правильной эксплуатации до капитального ремонта дымоход может прослужить 15–30 лет. При регулярном обслуживании этот срок можно увеличить. Для этого внешние поверхности трубы обычно полностью обрабатывают специальной проникающей гидроизоляцией, которая не дает влаге проникнуть в швы кирпичной кладки.

В первые пару лет рекомендуется такую обработку проводить дважды в год, а в дальнейшем достаточно одного раза.

Как справиться с трещинами ?

Ремонт кирпичного дымохода при появившихся трещинах на теле трубы следует проводить, как можно быстрее, желательно до наступления заморозков:

  • трещину и участок вокруг нее сначала расчищают при помощи металлической щетки,
  • пыль и мелкие крошки удаляют кистью, имеющей жесткую щетину,
  • целиком заполняют силиконовым герметиком,
  • им же промазывают всю зону, прилегающую к трещине зону.

Важно проследить, чтобы после подобного ремонта, в трещину не попала дождевая вода либо снег. В противном случае, вполне возможно, что самая на первый взгляд безобидная трещина в кладке начнет быстро увеличиваться до катастрофических размеров.

Работы по восстановлению цементного оголовка ?

Даже регулярное обслуживание не может окончательно защитить от воздействия снега и льда, дождевой воды. И в первую очередь от этого страдает цементный оголовок. При возникновении необходимости ремонта его, как правило, вырубают и заново заливают. Процесс этот сам по себе несложный, однако поскольку ремонт трубы проводится на большой высоте, к нему нужно тщательно подготовиться – соорудить удобные подмостки, трапы и ограждения.

Полуразрушенный цементный оголовок легко можно вырубить перфоратором, но правильнее его разрезать болгаркой на небольшие фрагменты, аккуратно их удалить и, сложив в ведро, спустить с крыши вниз.

Нередко помимо оголовка разрушаются также самые верхние участки керамических дымоходов. Рекомендуется заменить или отремонтировать эти детали до заливки оголовка. Необходимо также внимательно осмотреть все швы кирпичной кладки, прилегающей к оголовку. При необходимости (они ослабли и крошатся), швы вскрывают болгаркой, промывают и заделывают свежим раствором.

Полная перекладка трубы ?

Если же объем и перечень необходимых работ по ремонту слишком велик, то решить все проблемы сразу можно, переложив трубу. К тому при этом можно быть уверенным, что в кладке не осталось незамеченных или скрытых дефектов.

Старые трубы разбирают слой за слоем, кирпич за кирпичом. Кладку не очень большой трубы в стесненных условиях можно разобрать при помощи обычного утяжеленный молотка и скарпеля. Если же размеры трубы большие или раствор достаточно прочный, правильнее воспользоваться перфоратором. Лучше за раз лучше удалять по одному кирпичу, складывать их в ведра, затем безопасно спускать с крыши. Как правило, разобрать и переложить старые дымовые трубы удается в основном без особых хлопот.

Полной переделки шахты можно в некоторых случаях избежать, если вставить внутрь дымохода металлическую трубу из жаропрочной стали. Это, пожалуй, самое экономичное и разумное решение, так как, с одной стороны, не требует большого объема трудоемких работ, связанных с кирпичом и цементом, а с другой – позволяет избежать разрушений, которые неизбежны при демонтаже старого.

Современные дымоходы из стали – это модульные конструкции, поэтому их намного проще ремонтировать: поврежденный сегмент удаляют и монтируют на его месте новый. Для качественной замены обычно бывает достаточно разобрать самое большее три секции.

© 2015 stylekrov.ru

По материалам сайта: http://stylekrov.ru