ПАРУСА - ТКАНЬ ИЛИ ЛАМИНАТ

Пришло время  менять паруса на новые? Вы встретитесь с огромным, сбивающим с толку выбором парусных тканей. Chris Beeson откроет нам некоторые сюрпризы современного рынка парусных тканей

Большое количество новых лодок, особенно нацеленных на гонки, укомплектованы дорогим парусным гардеробом из пленочных парусов,  в которых прочнейшие высокомолекулярные волокна уложены по направлению действия нагрузок от галсового, шкотового и фалового углов, и эти волокна  с двух сторон укрыты пленкой майлара. Эти паруса не тянутся вообще и исключительно хорошо держат заданную форму. К тому же, они намного легче дакроновых парусов. Все это делает их очень эффективными, и лучшие гоночные яхты мира используют именно их.

Проблема этих парусов в коротком сроке их жизни. Следите за ними крайне аккуратно – не позволяйте болтаться на ветру, тереть их об леерные стойки или ванты – и возможно они продержаться три года регулярного использования, прежде чем начнется их деламинация. Как только деламинация  (процесс, при котором пленка расслаивается и силовые волокна отделяются от нее) началась,  такой парус заканчивает свою жизнь. Его невозможно ремонтировать, и вы снова нуждаетесь в новом парусе.

Это очень дорогой сектор сэйлинга, и он прекрасен, если есть деньги. Как говорит Robert Kuhner – руководитель Dimension Poliyant (производитель парусной ткани): «Мы любим парусных гонщиков. Им всегда нужны новые паруса».

Для круизеров мембранные паруса не подходят – они слишком нежные и экономически невыгодные. Поэтому когда встает вопрос о новых парусах, круизер должен обратить свой взор на дакрон, или более интересный вариант – круизный ламинат. Дакроновую ткань  изготавливают ткаческим методом из полиэстерных волокон. Она отличается высокой долговечностью и относительной дешевизной. Парусные мастера знают их рабочие характеристики очень хорошо, так как они используют эту ткань с середины 50-х годов. Когда долговечность становится приоритетом, Dacron - ваш выбор.

Но есть свои «но». Я спросил Peter Westfal – парусного мастера: «Как долго дакроновый парус поперечного кроя держит заданную ему форму?». Он ответил: «Один час». «Вы преувеличиваете?», - «Нет. Это, конечно, незначительное изменение формы, но оно есть, и после трех-четырех лет использования профиль паруса будет значительно полнее».

Часто владельцы почти новых лодок имеют паруса в плохом состоянии. Причина этому та, что поставщики лодок оснащают их парусами с тканью меньшего веса (плотности) чтобы сэкономить на массе и цене. Поэтому они заказывают  более легкие ткани, требующие больше упрочняющей пропитки, чтоб парус держал форму. Когда в процессе эксплуатации пропитка изнашивается, парус становится мягким и теряет форму. Опять таки, ремонт здесь поможет ненадолго, так как пропитки уже нет, и ткань продолжает тянуться. Но живут дакроновые паруса дольше всех современных ламинатов. Каков выход из ситуации? Ответ – переход на круизный ламинат.


Круизный ламинат

Это не особая новинка. Впервые такой тип ткани был применен в 1977 году для лодок на гонках Кубка Америки. В отличие от майларовых пленочных парусов, где нити укладывают по направлению нагрузок, здесь они лежат вдоль и поперек полотна в виде сетки. Это нити из полиэфира (дакрона), уложенные на пленку и закатанные между двумя слоями тонкого дакрона – таффеты с обеих сторон. В более дорогих ламинатах применяют нити из hi-tech материалов типа Pentex (PEN) или других высокомолекулярных  - Dyneema, Tawron.

Подобно мембранным парусам, круизные ламинаты легче дакроновых  парусов, держат форму  значительно дольше и лучше простого дакрона, а таффета  защищает ламинат от физических воздействий, продлевая их жизнь. Но если началась деламинация, они подобно пленочным парусам, не могут быть гарантированно отремонтированы. Сколько именно служат такие паруса, зависит от аккуратности и интенсивности их использования, и пять сезонов для них обычная норма. Одним из преимуществ таких парусов являетсяя то, что их можно складывать как обычный дакрон, в то время как пленочные можно только сворачивать в трубу, иначе на они быстро деламинируются на сгибах.

По аэродинамическому  качеству работы паруса из круизного ламината приближаются к пленочным.

(от перев. В этом году под новыми парусами из этой ткани мы выиграли чемпионат Украины в свежую погоду, хотя имелись лодки с пленочными парусами.)

Есть и другой тип тканей, в которых высокомолекулярные нерастяжимые волокна Dynema или Spectra вплетены в обычный дакрон непосредственно в ткацком станке. Там эти нити также располагаются в виде сеточки или клеточки. Кроме предотвращения растяжения ткани, они также служат как рип-стоп (rip-stop) -   не дают ткани рваться дальше, если она была повреждена в каком-то месте.

Варьируя толщину и количество нитей в продольно-поперечном направлении, производители создают ламинатные ткани с большой прочностью в заданном направлении и в то же время с меньшим весом. Такие ткани особенно пригодны для радиального раскроя парусов, которым, благодаря большому количеству швов, программному проектированию и компьютерной резке, можно придать более качественную аэродинамическую форму.

Какие паруса вам нужны?

Если вы клубный гонщик и ваша цель быть в первой трети флота, ваш выбор – круизный ламинат. Если вы хотите быть в первой тройке, думайте о пленочных парусах. Для чистых круизеров обыкновенный дакрон является хорошим выбором.

Выбор упрощается, когда речь заходит о типе сэйлинга, который вы предпочитаете. Если у вас тяжелая лодка-круизер, то экономия на разнице в весе парусов несущественна, хотя в свежие ветра ламинатые паруса, благодаря тому, что остаются плоскими, позволяют держать круче к ветру и меньше кренят лодку в шквалах и порывах. Для легких лодкок или многокорпусников круизный ламинат предпочтительней. Он значительно ускоряет их ход, и уменьшение вес наверху, что благоприятно сказывается на остойчивости.

Паруса поперечного кроя, хороши для гротов всех круизеров, особенно если паруса малого удлинения, но если лодка более 45 футов, желательно обратить свой взгляд на ориентированно-усиленную ткань, поскольку нагрузки на больших парусах велики.

Несколько слов по обслуживанию и уходу за парусами.

Вне зависимости от того, из какого материала сделаны паруса, они требуют к себе бережного отношения.

Паруса, подверженные трепыханию в сильный ветер испытывают значительные деструктивные нагрузки. Когда этого избежать невозможно, то минимизируйте это время. Настраивайте паруса правильно, не давайте полоскать задней шкаторине, вовремя подбирая  булинь.

Следите, чтобы парус не терся о леерные стойки, ванты, краспицы и другое оборудование на палубе. Нашейте на парус защитные накладки в местах, где он в процессе работы касается таких предметов. Изучите мачту – нет ли там выступающих острых частей, по которым проходит парус в момент поворота. Если есть, устраните или поставьте защиту. правильным будет защитить полихлорвиниловой трубкой троса леерного ограждения.

Паруса шьются в определенный размер, и парусный мастер дает запас на растяжение ткани. Но парус может растянуться и больше расчетного,  если бездумно тянуть его лебедками. Не перебивайте без необходимости переднюю шкаторину фалом, это портит его форму. Если после сэйлинга в сильный ветер, когда передняя шкаторина набивается сильнее, вы оставляете парус на закрутке, не забудьте послабить фал.

Дакрон и другие парусные ткани подвержены пагубному воздействию ультрафиолетового излучения. Причем вред от него больше на стоянке, чем когда парус в работе. Всегда накрывайте грот чехлом на гике, не забывая о боутах фалового угла. Удостоверьтесь, что ваша Генуя на закрутке увернута плотно, и нет щели между полосами защитной от ультрафиолета полосы. Если оставляете Геную на закрутки больше чем на день, лучше применить защитный чулок.

Хорошей практикой будет носить ваши паруса к парусному мастеру по окончании каждого сезона для чистки и ремонта. Все это продлит жизнь вашего парусного гардероба.

form YM

Перевод Сергей СВИСТУЛА.

По материалам сайта: http://www.amariner.net