Устройство и виды фундамента под гараж

Плитный фундамент, как правило, возводится для массивных зданий, к которым стандартный гараж на одну легковую машину не относится. Однако существуют случаи, когда никакой другой тип основания, ввиду особенностей грунта, возводить нельзя.

Данная статья посвящена технологии возведения монолитного фундамента из бетонной плиты под гараж своими руками. Вы узнаете, как выполнять расчет требуемых материалов, и как происходит весь процесс строительства фундамента от начала до конца.

1 О преимуществах технологии

При высоком уровне грунтовых вод противопоказано строительство построек на классических ленточных фундаментах, поскольку грунтовая влага приводит к быстрому растрескиванию бетона и потери прочности.

Попадающая в микротрещины влага способствует их ускоренному вымыванию, вследствие чего незаметные невооруженному взгляду поры бетона со временем превращаются в существенные повреждения, приводящие конструкцию фундамента в аварийное положение.

Основным врагом фундаментов практически любого типа, кроме плитного, является сезонное пучение грунта. Пучение – это процесс изменения объемов почвы вследствие замерзания находящихся в ней грунтовых вод.

Когда наступает зима грунтовые воды замерзают, и почва оказывает на основание выталкивающее давление. При оттаивании же, наоборот, происходит усадка грунта, и фундамент проваливается в почву. Несколько сезонов таких деформаций способны разрушить даже самый качественный ленточный фундамент.


Плитный фундамент для гаража

Существуют способы противодействия пучению – один из них, заложения ленточного фундамента, на глубину, которая больше, чем глубина промерзания почвы, однако в некоторых регионах данный показатель может превышать 2 метра, а возводить такие массивные фундаменты попросту не выгодно в финансовом плане.

Монолитная бетонная плита обладает максимальными прочностными характеристиками среди всех существующих типов фундаментов, что позволяет ей эффективно противостоять пучению даже при сравнительно небольшой толщине основания.

Также монолитная фундаментная плита является единственно возможным типом фундамента для гаража на сыпучих и торфянистых грунтах, поскольку такое основание способно равномерно распределить несущую нагрузку на почву.

Единственное ограничение по применению фундаментов плит для гаража – естественный наклон почвы. Такое основание должно возводиться на идеально ровной поверхности, так что в случае необходимости придется выровнять грунт грейдером, либо бульдозером.

1.1 Расчет материалов

Чтобы правильно составить смету требуемых материалов необходимо предварительно выполнить их расчет. При строительстве монолитного плитного фундамента рассчитываются следующие материалы:

  • Песок – расчет выполняется посредством умножения объема насыпного слоя (длина*толщина*ширина), на насыпную плотность одного кубометра песка, которая составляет 1440 кг/м3 для сухого, и 1920 кг/м3 для мокрого песка;
  • Бетона для заливки плиты рассчитывается аналогичным образом, однако при расчете бетона необходимо учитывать склонность материала к усадке, опираясь на которую необходимо брать запас примерно в 4-5% от общего объема материала;
  • Количество теплоизоляционного материала – рулонного, либо плитного, должно соответствовать площади фундаментной плиты. Толщину материала лучше всего выполнять в соответствии с рекомендациями производителей для разных регионов;

Схема плитного фундамента для гаража

  • Расчет гидроизоляционного материала – толя, рубероида, либо гидроизола, выполняется в соответствии с размерами поверхностей плиты, дополнительно учитываются ширина нахлестов в местах стыковки материалов, которая должна составлять, по меньшей мере, 10 см;
  • Проволока для вязки арматурного каркаса рассчитывается исходя из количества ячеек в армокаркасе, с учетом, что для одного соединения требуется около 15-ти сантиметров вязальной проволоки диаметром от 1 до 2 мм;
  • Совокупная длина досок для создания опалубки должна соответствовать периметру плиты, однако необходимо использовать доски, высота которых на 5 сантиметров больше, чем планируемая высота плитного фундамента.

Отдельного разбора требует расчет арматурных прутьев для создания армирующего каркаса фундамента под гараж из шлакоблоков.

Стоит отметить, что для армирования плитного фундамента должна использоваться рифленая горячекатанная арматура класса А3, диаметром не меньше 10-ти миллиметров. Для гаража под тяжелую грузовую машину лучше отдать предпочтение прутьям 12-го диаметра.

Размер ячеек арматурного каркаса для монолитной бетонной плиты должен составлять 20 сантиметров. Исходя их шага арматуры, зная размеры будущего фундамента, можно рассчитать необходимое количество прутьев.

Выполним наглядный расчет арматуры, которая потребуется, чтобы армировать фундамент под гараж из шлакоблока размерами 6*6 метров.

У армокаркса должно быть два пояса – верхний и нижний. Чтобы заложить всё основание в продольном направлении арматурой с шагом в 20 см. нам потребуется 31 пруток, сколько же прутьев нужно и для поперечной укладки.

Итого, для одного пояса армокаркаса нам нужно 62 прут арматуры длиною в 6 метров, для двух поясов – 124 прутка. Исходя из этого, общая длина арматуры диаметром в 10 мм составляет 124*6 = 774 метра.

Для соединения верхнего и нижнего пояса можно использовать более тонкую арматуру (6-8 мм) с гладкой поверхностью – вертикальные перемычки выполняются в местах пересечения поперечных и продольных прутьев, которых в каркасе будет 31*31= 961 штук.

Армирование плитного фундамента

Для плиты толщиной, к примеру, 20 сантиметров (вполне достаточно для гаража под легковую машину из легких материалов), высота вертикальных перемычек должна составлять 10 см, поскольку с верхней и нижней стороны каркас должен быть утоплен в плиту на 5 сантиметров.

Выполняем расчет длины гладкой арматуры для перемычек – 961*0,1 = 96,1 м.

Теперь рассчитываем вязальную проволоку для фиксации каркаса, с учетом, что для одного соединения необходимо 15 см проволоки: 961*0,15*2 (два пояса) = 576,6 метров проволоки.

2 Этапы строительства

Все работы по возведению фундамента из монолитной бетонной плиты под гараж выполняются по следующему алгоритму:

  • Осуществляется подготовка почвы – убирается весь мусор, снимается дёрн и плодородный шар почвы до тех пор;
  • Выполняется разметка территории под будущий фундамент, согласно которого будет выполняться рытье котлована. Для разметки используются арматурные прутья и веревка;
  • Выполняется рытье котлована. Его глубина определяется исходя из толщины фундамента и толщины уплотняющей подсыпки, главное, чтобы открылся несущий слой почвы;
  • Выполняется дренирующая подсыпка из песка, толщина которой по всему периметру котлована составляет 10 сантиметров;
  • Поверх песка высыпается 10-20 сантиметровый слой мелкофракционного щебня, который тщательно уплотняется трамбовкой;
  • Поверх щебня обустраивается гидроизоляционная подстилка. В качестве бюджетного варианта можно использовать уложенный в два слоя толь, либо рубероид, если средства не ограничены – гидростеклоизол;
  • На гидроизоляцию укладывается теплоизоляционный материал – пенопласт повышенной плотности, либо экструдированный пенополистирол для фундамента. Стыки между утеплителем, во избежание сдвигов, фиксируются скотчем;
  • Согласно проектным размерам плиты выполняется опалубка фундамента из деревянных досок, которые подпираются колышками из арматуры с шагов в 1-2 метра;
  • Внутри опалубки монтируется каркас из арматурных прутьев. Как делать армирующий каркас своими руками вы можете посмотреть на видео;
  • Опалубка заливается бетоном, проще всего использовать уже готовый бетон промышленного производства. После заливки фундамент покрывается полиэтиленовой пленкой, чтобы не происходило чрезмерное выделение цементного молочка;
  • В процессе высыхания бетон при необходимости увлажняется, во избежание растрескивания из-за пересыхания.

По материалам сайта: http://homebuild2.ru