Православный Приход Казанской иконы Божией Матери с.Константиново Рыбновского района Рязанской области

Реставрация

Росписи храма

Сохранившаяся до наших дней роспись купольной, настенной и алтарной части четверика Церкви, является произведением искусства начала XX в. Во время реставрации росписи в средней части храма на изображении свитка, находящегося в руках святого Апостола Андрея Первозванного, обнаружена надпись «1905 год», что свидетельствует о периоде обновления внутреннего убранства храма, когда поместье в с. Константиново принадлежало И.П. Кулакову.

Надпись: ". расписывали в 1905. "

Роспись относится к виду академической. Использованы пространственные решения композиций, возникает иллюзорное пространство, объем. Пустым не остался ни один сантиметр площади. Роспись фряжского письма выполнена масляной краской. Изумляет столь широкое использование при росписи золота. Не только нимбы и подписи под изображениями, но и орнаменты выполнены золотом.

О состоятельности и заинтересованности в благолепии Храма говорит использование при этой работе не сусального золота, которое наносится в виде пленки, а – твореного золота, наносимого «в перо» мазками кисти, следы которой отчетливо видны в верхней и средней части стен.

Поэтому закономерным представляются чудеса, происходящие со многими очевидцами реставрации, которые по лесам поднимались на высоту купола в самую темноту строительных загромождений. В полном мраке, неожиданно начинали просветляться лики Господа Саваофа, Младенца Иисуса Христа и Ангелов, изображенных там, а затем и их фигуры. Ведь золотое украшение храма делалось с большой верой в Бога, поэтому и светятся спустя столетие лики, обращенные на прихожан, чтущих память «строителей и благоукрасителей».

Роспись церкви характерна для храмовой росписи начала XX в. Основные композиции схожи с находящимися в Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Примечательно, что художники не упрощали изображения на куполе и вверху стен, как обычно делается для простоты восприятия снизу. На довольно большой высоте достаточно подробно прописаны мелкие детали ликов, пальцев рук, ног, складок одежды, что говорит о взыскательности заказчика и талантливости самих мастеров. Живопись очень живая и профессиональная.


В районе купольного изображения Архангелов с южной и северной сторон в потолке цинковыми листами заделано две ниши (возможно оконные проемы) и роспись осуществлена прямо на них.

По мнению специалистов расписывали Храм не менее 4 человек. До нас сохранилась информация, оставленная под изображением фигуры пророка Моисея, об одном из художников – это Илья Иванович Люлин. К сожалению мы ничего не знаем об этом мастере.

По характеру письма, мелких деталей можно выделить три манеры изображения. Но один из мастеров отличался особым талантом, им, видимо, написаны фигуры святых Апостолов Петра, Фомы, Иоанна Заведеева, Филиппа и некоторые другие композиции. Один, а возможно – двое мастеров занимались написанием орнаментов, которые имеют византийское происхождение и изображены в виде равноконечных крестов, свастики, сувастики, языков пламени, других симметричных или округлых фигур, символизирующих стихии огня и ветра, воплощающих Святой Дух.

Реставрация

В 2005 г. сразу же после принятия настоятельства протоиереем о. Александром (Куропаткиным) было принято решение о необходимости реставрации внутреннего убранства Храма.

Начало реставрационных работ, установка строительных лесов

В трапезной части, освященной в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, роспись была уничтожена полностью. Батюшка иронично заметил, что «они выглядели как овца весной, меняющая шерсть, с висящими клоками шерсти на боках».

Пылевая завеса в храме была характерна для периода с мая по август 2005 г. очищались (шкурились, чистились) оштукатуренные и окрашенные, но сильно загрязненные стены и потолок, а затем – в течение месяца циклевался паркетный пол. Трудники их числа местных жителей и рязанских полковников ходили в масках, потому что дышать было нечем. Около восьми операций было произведено над одним только потолком обшей площадью 420 м2, он был расчищен, размыт, оштукатурен, выровнен и прошпаклеван. Довести до конца работы на этом этапе удалось только благодаря энтузиазму и оптимизму батюшки и его добровольных помощников.

Трапезная часть храма до росписи

Трапезная часть храма до после росписи

Скудные сведения о художественной росписи трапезной части не позволяли восстановить внутреннее убранство в том виде, в котором оно прибывало до разрушения. По воспоминаниям сестер С.А. Есенина под потолком на стенах храма были яркие лики святых святителей, каких именно – не известно, это касается и библейской тематики росписи средней части стен. На потолке имелась роспись в виде сине-голубого небосвода, по которому рассыпаны золотые звезды.

Вариант росписи трапезной был предложен талантливым художником Николаем Сергеевичем Кривовым.

В течение года бригада рязанских художников во главе с Николаем Сергеевичем проделали огромную и, самое главное, качественную работу по художественной росписи трапезной и притвора храма.

Будто стихи на бумаге в храме встает красота.

Четкие, яркие блики, как мысль, заключенная в стих -

Образы Старцев Великих,Строгие Лики Святых.

(«Увлечения и долг. Протоиерею о. Александру».

Е.Г. Щурова, с. Константиново, 2007 г.)

В трапезной на потолке в центре находится изображение Казанской иконы Божьей Матери, которую держат на руках два светлых Ангела.

В западной части – у входа изображен умиленный Нерукотворный образ Спасителя Иисуса Христа в окружении двух парящих Ангелов.

В восточной части – Животворящий Крест Господень. С северной и южной сторон крупные, ясно выполненные лики рязанских святителей: святых Мелетия, Гавриила, Феодорита, священномученника Мисаила.

В верхней части, стен с северной и южной сторон четверика над окнами расположены изображения святых в земле Российской и Рязанской просиявших: Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, страстотерпца Романа Рязанского, священномученника святителя Ювеналия Рязанского, святителя Феофана Вышенского Затворника, святителя Василия Рязанского, святителя Луки Войноясенецкого, праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия Брянчанинова.

На восточной стене в алтаре изображен сюжет воскресения Господа Иисуса Христа.

На западной стене, над входом написано святое семейство мучениц отроковиц Веры Надежды, Любови и матери их Софии. Справа – сцена брака в Канне Галлилейской, слева – раздача хлебов Господом Иисусом Христом.

Роспись была сделана в классическом стиле, существовавшем в конце XIX-начале XX веков. Орнаменты, украшающие пространства на потолке и стенах были, в некотором роде, заимствованы из росписи, сохранившейся в четверике Храма. Использование художниками при письме оттенков многочисленных цветов, золочение нимбов Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых является продолжением стиля, выраженного художниками прошлого столетия при росписи четверика Храма.

Роспись четверика, утраченная вместе с грунтовочным слоем на 30 %, требовала привлечения высококвалифицированных мастеров. Рассматривалось несколько возможностей выбора бригад реставраторов, в том числе, из Москвы и Санкт-Петербурга.

В результате были выбраны рязанские художники Виталий и Дмитрий Арзамасцевы, обладающие достаточно высокой квалификацией.

Виталий Арзамасцев учился в Московской мастерской знаменитого художника Грабаря, имеет удостоверение реставратора II категории. Его работы в Успенском Соборе рязанского Кремля достаточно высоко оценены не только на региональном уровне, но и на уровне Министерства культуры Российской Федерации. Достаточно высокая квалификация и у племянника Виталия - Дмитрия, который, закончив Рязанское художественное училище выполнял художественно-реставрационные работы в различных регионах России.

Восстановительные реставрационные работы в четверике Храма начались в сентябре 2005 г. с центральной части храма – алтаря. Всего девять месяцев было потрачено мастерами, чтобы возвратить из небытия находившуюся там роспись. Были восстановлены изображение Святой Живоначальной Троицы, образ Покрова Пресвятой Богородицы, ростовые изображения святого Апостола Иоанна Крестителя и Божьей Матери, восхитительный, оригинальный орнамент.

Реставрация четверика

Удивительное сочетание глубоких оттенков различных цветов в четверике Храма поражает воображение. Очевидным является преобладание синего цвета, который так любил Сергей Есенин, потому что знал, что этот цвет Богородничный.

В наибольшей степени игра красок и замысловатость фигур орнамента проявляется на куполе и стенах четверика Храма.

Купол храма до и после работ

По продолжительности художественной реставрации четверика время можно распределить следующим образом:
  1. купол – с мая 2006 г. по январь 2007 г.;
  2. верхняя часть стен с орнаментом и изображением четырех пророков и восьми апостолов – с февраля по июнь 2007 г.;
  3. средняя часть стен с орнаментом и изображением четырех евангелистов и трех Библейских сюжета – с июля 2007 г. по февраль 2008 г.;
  4. нижней части с орнаментом и изображением ликов Спасителя Иисуса Христа, благоверных князей Бориса и Глеба, украшений в виде фигур прямоугольной формы, выполненных под мрамор – март по май 2008 г.

Таким образом, самая сложная художественная работа по восстановлению утраченной росписи длилась 3 года.

Восстановление картин на стенах храма

Сложность реставрации определялась не только высотным характером работ, но и тем, что свод купола и верхняя часть стен придела храма являются вогнутыми, а реставрируемые изображения на них должны быть совершенно прямыми и во всех своих частях пропорциональными, хотя и находятся от зрителя на удалении. Наконец, подготовка поверхности к реставрации, закрепление сохранившейся росписи и подбор нужных цветов требовали определенного времени. Этим, в основном, определялся необходимый талант и высокие профессиональные навыки реставраторов.

Реставрация апостольского и пророческого ряда четверика

В самой верхней части четверика, в своде главного купола, с восточной стороны, находится изображение Господа Саваофа, Ветхого старца, имеющего в лоне Сына Божиего в образе Младенца с хартией, а на груди Духа Святаго в виде голубя, изображающих Трехипостасного Бога. Голова Бога Отца, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты в символе мироздания и благословения созданного. По слову Всемогущего Творца в центре купольного изображения возникает сияющая твердь и крылатые херувимы, озаренные в полете светом первобытного огня.

Четверик до и после реставрации

Вокруг Святой Живоначальной Троицы сонм Архангелов: Архистратиг Михаил держит в правой руке огненный меч, а в левой щит, как старший среди ангелов, являющий Силу Господню, карающую превозносящихся духов и защищающую праведных; архангел Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями, как целитель человеческих недугов; Иегудил держит в правой руке золотой венец, в шуйце – бич из трех черных вервий, славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий за их подвиги; Селафиил стоит в молитвенном положении со сложенными руками на груди, побуждающий к молитве; Варахиил со множеством голубых цветов на молитвенном покрове, раздающий благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Уриил держит в деснице обнаженный меч, а в левой руке – пламень огненный, просвещающий светом Божиим; Гавриил с райской ветвью, принесенной им Святой Деве Марии, и со светящимся фонарем в левой руке, провозвещающий Божественное всемогущество и силу.

Замена ветхого иконостаса в боковом приделе трапезной

По материалам сайта: http://xn--80aafxiqcbbffb0agpc0d.xn--p1ai