РЕКЛАМА

Роспись украинского жилища

Роспись крестьянского жилища снаружи и внутри встречается у всех групп восточнославянского населения. У великорусов и в меньшей степени у белорусов — это яркая цветистая живопись масляными красками по дереву; у украинцев — разнообразная (и мягкими тонами и яркими расцветками) роспись по глине, подцвеченной или побеленной.

Настенная роспись особенно характерна для Украины, где она распространена почти повсюду, за исключением северных районов Волынского полесья, Черниговщины и Харьковщины, где основной формой жилья является сруб из бревен или деревянных плах. Роспись жилища для всего огромного района, простирающегося от Карпатских гор до р. Дона, глубоко традиционна и может быть прослежена далеко вглубь времен. Немало исторических, литературных и фольклорных источников свидетельствует о распространении настенной росписи на Украине, от Львова до Слободской Украины, в XIX, XVIII и даже в XVII, XVI вв. Роспись применялась во дворцах крупных вельмож и в небольших помещичьих домах, в общественных зданиях и в средних казацких жилищах.

Имеются и более древние свидетельства о применении настенной росписи: к X в. относятся известные фрески в башнях Софийского собора в Киеве, составлявших когда-то часть княжеского дворца; в XII в. было составлено поучительное «Слово о богатом и убогом», обращающееся к богатому с такими словами: «Ты живешь в дому, исписав повалуши, а убогий не имеет, где главы подклонити».

Старая привычка к традиционной росписи жилищ у украинского дворянства соблюдалась еще в XIX в.; известно, например, что художник В. А. Тропинин расписывал комнаты в помещичьей усадьбе на Подоль- щине, что заказ на роспись «в украинском духе» получил в свое время от одного местного магната Т. Г. Шевченко и что Н. В. Гоголь, согласно местным обычаям, собственноручно расписал потолки и стены своего дома в Яновщине, использовав характерные узоры украинской настенной росписи. О росписи украинских хат не раз говорит Н. В. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», ее вспоминает и художник И. Е. Репин в своих мемуарах. Украинская роспись, повидимому, гораздо древнее, чем это можно установить на основании исторических и фольклорных материалов. Археологические данные говорят о том, что на территории современной Украины роспись жилища применялась еще в III—II тысячелетиях до н. э. Из глиняных моделей трипольских жилищ, найденных в Киевской обл. две орнаментированы. На одной из них геометрический фриз идет внутри вокруг всего жилища, у другой орнамент обрамляет окне (или вход?); в раскопках находили и обломки настоящих печей, расписанные разноцветными глинами. Если сопоставить с этим столь обильную в трипольских поселениях расписную керамику, нередко многоцветную, а также находимые там же разрисованные статуэтки, то станет ясно, что мы имеем право говорить о распространении уже в то время на этой территории навыков росписи и, далее, о существовании культуры росписи глиняного жилища. Конечно, исторически известные росписи и древние орнаменты, обнаруженные при раскопках, представляют совершенно разные явления, однако поставить вопрос о древности рассматриваемой традиции на определенной территории вполне уместно.

Современная украинская роспись имеет исключительно декоративное значение, но очень вероятно, что в глубокую старину роспись жилища была тесно связана с религиозными верованиями и представлениями народа. Самый факт, что украинки стирали свои рисунки со стен и писали их заново к большим праздникам (что происходило два-четыре раза в год, например к рождеству, пасхе, троице и покрову или к рождеству, пасхе и престольному празднику), особенно тщательно расписывая хату осенью, дает некоторые основания предполагать обрядовое значение этих росписей в прошлом. Очень возможно, что столетия назад каждое изображение имело свой магический или обрядовый смысл, а вся роспись в целом имела охранное значение. Символика эта, быть может, восходящая корнями своими вглубь тысячелетий, давно уже утрачена, и никто в современном украинском селе не связывает с обрядами и поверьями ни самого наличия росписей в хате, ни отдельных их элементов; нет сознания в их обязательной необходимости, нет и определенных требований к сюжету. Встречаются лишь единичные указания, что если на стене внутри хаты против входа была нарисована ветка с цветком вроде розы, то это служило признаком присутствия в хате «дівчини ни виданні» (невесты); то же значение в некоторых местностях имела обводка окон снаружи желтыми, синими или красными полосами.

Из-за обычая несколько раз в году белить стены и обновлять роспись, образцов старой крестьянской настенной росписи не сохранилось, но и по дошедшим сведениям можно установить, что прежде, как и теперь, каждая отдельная область, район и даже село нередко имели свою характерную манеру.

Дореволюционные исследователи не обращали внимания на эту отрасль украинского искусства, обычно лишь вскользь упоминая о ней. Лишь в одной работе, посвященной в основном жилищу высших и средних классов Украины, росписи крестьянских хат уделено страниц семнадцать текста, снабженных образцами росписи из Правобережья К Только после Октябрьской революции искусствоведы и этнографы стали изучать этот распространенный и своеобразный вид народного искусства, собирать его образцы, в результате чего появилось несколько собраний (в кальках и рисунках-оригиналах) в музеях Украины и Ленинграда и вышел ряд небольших статей. Исследования 1920—1930-х годов охватили главным образом Подолию, Днепропетровскую, Киевскую, Херсонскую и Николаевскую области, в меньшей степени — Полтавскую, Одесскую и Харьковскую. За последние годы по украинской росписи, насколько известно автору настоящей работы, опубликованы две небольшие статьи.


В отдельных районах это своебразное искусство исчезает, так, например, в Харьковской обл. по воспоминаниям женщин, в 1914 г. почти каждая хата «была поквітчана», а уже в 1926 г. попадались села, в каждом из которых с трудом можно было разыскать не более четырех скудно расписанных хат.

Простейший вид наружной росписи украинской хаты — раскраска стен. Она не имеет большого распространения в северных лесистых районах Украины — на Волыни, в северной части Киевщины, на Черниговщине, но является старой традицией в южных районах лесостепной полосы: в Полтавщине, на юге Киевщины, в Подолии. Чаще всего обмазанные глиной стены побелены мелом, лишь призьба (завалинка) из практических соображений обмазана глиной темных цветов — коричневой, красноватой, желтой. Холодные тона (белая, голубая, синяя, голубовато-зеленая краски) употребляются для окрашивания фасадных стен, выходящих обычно на юг, а теплые тона (коричневая, желтая и оранжевая глины) — для тыловых стен хаты, выходящих на север, и для стен хозяйственных помещений. Иногда отдельные села и даже целые группы сел имеют свой, присущий только им цвет всего дома: в значительной части Винницкой обл. хаты окрашены в голубые и синеватые тона, в некоторых районах Хмельницкой обл.— в яркоголубые и синие с белым тона, в отдельных районах Киевщины стены хозяйственных помещений — в яркий кирпично-красный цвет (из пережженной желтой глины) И т. д.

Различная традиционная раскраска стен несет в себе рациональное зерно и обязана существованием многовековому народному опыту, основывающемуся на разнице в количестве тепла, поглощаемого и отражаемого различно окрашенными поверхностями. Советскими архитекторами производились испытания по определению нагрева поверхностей стен жилища в жаркое время года в зависимости от их цвета; установлено, что стены, интенсивно окрашенные в красный и зеленые цвета, под действием солнечной радиации нагреваются значительно сильнее стен, окрашенных в белый и вообще в светлые тона.

Иногда тыльная стена хаты окрашивается цветной глиной не целиком: наверху наподобие фриза оставляют белую полосу с уступами у угла или со светлой полосой по углу и возле окон. Совершенно необычное впечатление производят хаты, если для орнаментально-декоративной тоновой раскраски применяется черный цвет. Несложного типа роспись представляет также «підведення», т. е. обводка цветной глиной оконных и дверных проемов, различных уступов, например призьбы, и выделение таким приемом различных архитектурных деталей. Обводка распространена по всей Украине. Можно сказать, что без нее не обходится ни одна хата, даже там, где совсем нет росписи или ее очень мало; применяется она и внутри хаты, например для выделения печи, грубы и т. п. Несложным видом украшения является брызгание при помощи кисти (или щетки) одной краской по фону другого цвета, штампование пальцем или тампоном из тряпки для получения округлых пятен расплывчатой формы, катание по стене обмокнутого в краску пучка связанного камыша, пучка колосьев или облущенного кукурузного початка.

Собственно роспись помещают на любом месте наружной стены. Она располагается под крышей в виде фриза, иногда спускается по углам хаты к призьбе, иногда идет в виде пояса вокруг хаты над призьбой. Окна и двери обрамляются гирляндами, а простенки между окон расписывают венками, букетами, кустами или ветками.

Обычно гораздо больше места, времени и внимания отдается росписи внутри хаты, чем снаружи. Центральное и любимое место для росписи до сих пор — варистая печь, особенно верхняя ее часть — комин; тщательно расписываются напільня, или полова, стена над местом для спанья (называемым «піл»); орнаментально обрамляются окна и двери; несколько реже делают полосы росписи в виде фриза под потолком и панели на нижней части стен, по свободной плоскости стен, еще реже — роспись на потолке в виде венка или букета около переднего угла и реже всего — несложную роспись по глиняному полу в виде пересекающихся линий. Расписывают, кроме того, сволоки, а также широкую стену сеней. Соотношение наружной и внутренней росписи хат может варьировать: в одних селах хаты расписаны и внутри и снаружи, в других — только снаружи, в третьих — совершенно нет наружной росписи, но внутри хата сплошь расписана. Расписывали иногда и хозяйственные постройки — клуни (стодоли), хлевы, конюшни, погреба, сараи, курники, ульи, но роспись эта обычно проще и беднее, чем на жилых строениях.

Росписью построек занимаются почти исключительно девушки и молодые женщины; каждая расписывает у себя, но особенно способные расписывают по дружбе хаты и у подруг или соседок. Изредка занимается этим и мужская молодежь не старше 18—20 лет. Традиционные краски — это разноцветные глины, охра, мел, сажа, синька, «соковые фарби», т. е. соки, настои и отвары из трав и ягод. Наиболее распространены растительные краски: синяя (приготовляется из лепестков «проліскив», т. е. голубой пролески, или подснежника — Scilla bifolia), желтая (из сухой луковой шелухи), зеленая (из цветов «повной, або шолудывой рожи», т. е. махровой мальвы) и «жовтогоряча», т. е. оранжевая (из коры молодых яблоневых побегов). Для красных обводок употребляется жженая охра (или мумия), под названием «глинка», которую продавали готовой на базарах. В XX в. широко распространились покупные преимущественно анилиновые краски, во многих местах почти полностью вытеснившие прежние домашние краски. Основные тона традиционной росписи красно-коричневый, желтый, белый, черный и синий, иногда к ним добавлялся яркокрасный (киноварь). Зеленый цвет не очень любили из-за нестойкости, так как и соковая и анилиновая зеленая краска сильно выгорает на солнце; ею пользовались лишь для нанесения отдельных элементов росписи. Разводят краски на очень жидком мучном клейстере или на воде с молоком. Для нанесения рисунка служит перышко, цветок или самодельная кисточка, связанная из шерсти, срезанной с кошачьего хвоста; часто пишут пальцем. В качестве штампа пользуются разрезанной пополам картофелиной «ли свеклой, на срезе которой вырезают ножом несложные, но разнообразные звездочки, розетки и елочки. Рисуют не обязательно на белом фоне; иногда, чтобы стены не так быстро пачкались, подцвечивают стену цветными глинами, сажей (в светлосерый цвет), синькой (в голубой), зеленой (в зеленоватый) и выписывают рисунок на таком цветном фоне.

Любимые мотивы росписи берутся из мира растений. Это ветки с цветами и листьями и отдельные цветки, венки, букеты, гирлянды, особенно часто растение-букет, выходящее из горшка («вазон»). Часто эти растения вообще трактовались очень условно, но распространены и реалистические изображения, например, цветы мака, тюльпана, колокольчика, мальвы, огуречной травы («огирки»), гирлянды из листьев дуба, клена, хмеля, винограда. Встречаются, хотя гораздо реже, изображения птиц и животных, включаемые в основную композицию растительного порядка. Птицы изображаются и в традиционной манере, характерной для всех восточных славян,— попарно, обращенные друг к другу («павы»), и порознь, свободно, среди листьев и цветов. Изредка встречаются фигуры коней. Нередко и растения и животные стилизованы настолько, что, по выражению Н. В. Гоголя, «птицы похожи на цветы, и цветы похожи на птиц.

В украинской настенной живописи сохранились и древнейшие примитивные узоры, которые носят подсобный характер, служат для образования и отграничения одного сюжета растительного характера от другого. Это — зигзагообразные линии, точечный орнамент («горошок»), ряды углов, наложенных один на другой («косиці»), узор в виде веточек хвои («сбсонки»), изгибающиеся волнистые линии («кривульки»). В отдельных случаях можно проследить, как преобразование примитивного геометрического орнамента приводит к полугеометрическим, полурастительным формам, постепенно принимающим реалистический характер. Так, кривулька, в соединении с листьями, дает изображение побега вьющегося растения — получается новый рисунок, например «хмёлик», или «повитйця» (вьюнок), а сосонка, у которой хвойные иглы обводятся линией, превращается в «дубовый лист».

Бытовые сюжеты в современной украинской росписи не применяются, но в прежнее время они были широко распространены. В лестничных башнях киевского Софийского собора, сложная стенопись которых датируется XI в. изображены сцены из жизни княжеского двора: охота и травля зверей (медведя, волков, вепря, белки, диких лошадей; ловчие птицы и животные, охотничьи собаки), ряженые и скоморохи, акробаты и музыканты, играющие на различных инструментах, и т. д. О росписи казацких хат и панских домов XV—XVII вв. известно, что постоянными сюжетами настенной живописи в них служили скачущие всадники, военные сцены, портреты, изображения разных аллегорических зверей и птиц, пейзажи. Так же украшались еще в середине XIX в. «мальовани» корчмы Правобережья, на стенах, ставнях и дверях которых для привлечения посетителей изображались сцены из военного и народного быта. У Н. В. Гоголя в повести «Ночь перед рождеством» мы читаем, что в новой хате кузнеца Вакулы на дверях везде были нарисованы казаки на лошадях с трубками в зубах; в повести «Вий» — трехугольные стены двух погребов на дворе сотника также «размалеваны разными изображениями. На одной из них нарисован был сидящий на бочке козак, державший над головою кружку с надписью: Все выпью. На другом фляжки-, сулеи и по сторонам, для красоты, лошадь, стоявшая вверх ногами, трубка, бубны и надпись: Вино козацкая потеха». Одним из любимейших изображений в украинской росписи, восходящим к XVI в. было изображение казака- запорожца, который сидит, скрестив ноги, и играет на бандуре; подле него пасется конь. Этот сюжет отражает черты жизни украинского народа в XVI—XVIII вв. «Козак Мамай», как называли это изображение на Украине, рисовался во множестве вариантов, его помещали даже на ульях и на внутренней стороне крышки сундуков. При других условиях, под тяжким гнетом крепостного права XVIII—XIX в. вместо казаков стали изображать гайдамаков, вожаков крестьянских восстаний, защитников народа от панщины. На рис. 105 представлен один из образцов этих изображений. Данное изображение является якобы портретом популярного народного героя Макоима Зализняка — руководителя крупнейшего гайдамацкого восстания на Украине в 1760-х годах.

В украинской литературе первой половины XIX в. есть описание малеванной корчмы близ Каменец-Подольска. На одной ее ставне нарисована была ветряная мельница, на другой — играющие музыканты, на третьей — коренастый усатый человек с ружьем — Кармалюк. В XIX в. украинцы вместо лихого воина рисовали старика-кобзаря, слепца, как учителя правды в тяжелых условиях жизни. Так постепенно «Козак Мамай» был вытеснен слепцом — кобзарем или лирником, но он в свою очередь к концу XIX в. сошел со стен украинских жилищ. С этого периода известны только изображения из растительного мира.

Композиция современной росписи увязана со всей архитектурой хаты » построена соответственно частям ее.

На больших плоскостях сначала рисуют центральный узор — «букет», а потом уже более мелкие розетки — «рожи» или другие растительные элементы (рис. 106); при этом сначала наносят крупные цветы, а потом их соединяют стеблями и листьями; симметрия в рисунке большей частью  отсутствует. Мастерица работает только одной краской одновременно; закончив, она переходит к другой, с тем, чтобы уже не возвращаться к первой. Поражает декоративное чутье и чувство красок у этих нигде не учившихся рисованию художниц. Единство манеры письма отсутствует: одни пишут тонкими линиями, почти миниатюрной техникой, другие — крупными мазками, характерными для монументальной живописи. Наряду с чисто плоскостными графическими изображениями декоративного характера отмечается и тенденция в крупных композициях давать объемные изображения, в которых делается попытка передать светотени; для этого либо накладывают краску неравномерно, более густыми и более тонкими слоями, либо по основному тону кладут блики или мазки другого цвета. Многое зависит от индивидуального умения и вкуса художницы, многое подчиняется моде, господствующей в данной местности. Во всяком случае, характер всего рисунка и приемы его расположения, изогнутость линий, тип вазона, из которого выходит букет,— все это, наряду с чисто народными традициями, в известной степени связано с той орнаментикой, которая, пышно развиваясь на Украине в XVI—XVII вв. в период политического и культурного подъема украинского народа, создала яркий и выразительный украинский национальный стиль. Таким образом, настенная роспись украинских хат не стоит одиноко, ее элементы и композиции, весь ее стиль перекликаются с обычными на Украине узорами вышивки, ковров, с орнаментами на керамике и писанках (пасхальных яйцах); она особенно типична для тех районов, в которых развито гончарное производство.

Следует отметить, что этот вид народного искусства характерен для всех слоев украинского крестьянства. Он мало зависел от степени зажиточности хозяйства и был связан главным образом с народной традицией в данном месте и в данное время, от вкусов хозяев, от умения и старательности женской половины семьи.

Несколько особняком стоит наружная роспись жилищ на крайнем западе украинской территории — в Закарпатской обл. Здесь для старых домов обычна роспись белым по темному фону, в виде горизонтальных поясков несложного геометрического орнамента (зигзагообразная линия, кружки, крестики и т. п.), сплошь покрывающих преимущественно лицевую сторону дома. Эта орнаментация по типу своему очень близка к наружной росписи польских и словацких сельских домов.

Иногда роспись прямо подражает другим, более дорогостоящим способам украшения жилища. Например, часто роспись помещают на стене хаты над пилом или кроватью — лижком, где полагается висеть ковру, в этой «килимовой» (ковровой) росписи довольно точно воспроизводят ковер, стремясь достичь максимальной иллюзии, даже с деталями геомет- ризованного тканого рисунка: при этом основной узор выводят на черном, зеленом или желтом фоне, а обязательную кайму с вьющейся гирляндой пишут каким-нибудь другим цветом.

Нередко воспроизводят на печи рисунок изразцов кафельных печей, разбивая плоскость печи тонкими линиями на прямоугольники и заполняя последние узором. Как подражание бумажным городским обоям, известна роспись «шпалеры»: все поле стены разграфлено на ромбы, в них вписан повторяющийся узор; -иногда для этого применяют бумажный трафарет. Роспись данного типа, как м обычные рисунки, но производимые при помощи бумажных трафаретов, характерна главным образом для селений, расположенных вблизи городов, и для рабочих поселков.

На основании имеющегося материала можно, исходя из характера исполнения, выделить две группы настенной украинской живописи — западную и восточную. Западной присущи более тонкий и более мелкий графический рисунок, большая реалистичность, тщательная многоцветная деталировка, легкость и прозрачность композиций. Восточная отличается более крупным декоративным рисунком, резкими контурами, более сгущенными цветовыми пятнами. В западной группе выделяются изяществом: и бесконечным разнообразием рисунков подольские росписи Приднестровья. Росписями восточной группы еще в XIX в.

Особенно прославилось с. Петриковка «на Катеринославщине» (в 50 км от Днепропетровска), создавшее свою манеру и технику росписи. Здесь пишут яркими анилиновыми красками, разведенными на яйце (так называемые яичные краски; желток придает краскам яркость, белок — блеск, заменяя лак). Петриковские художницы слегка касаются стены кистью и,  оставив легкий мазок, моментально отрывают кисть. Этим достигается легкость рисунка и естественность в передаче растительных элементов затейливой петриковской росписи. В декабре 1953 г. «Правда» писала: «В свое время узорницы из Петриковки привлекались для росписи к Москве украинского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В Киеве петриковцы орнаментировали залы музеев, дворцов культуры, магазинов. Самобытные художники дали многие сотни оригиналов оформителям книг — для обложек, форзацев, вкладок, заставок, концовок и всяческих виньеток. Иные. расписывают салоны пароходов» К В последнее время петриковская роспись была использована при декорировании стен Киевской станции Московского метрополитена им. В. И. Ленина.

В последних работах по украинскому искусству указывается, что «петриковская роспись — это так называемый «украинский Палех». Имеются данные, что в прошлом веке в Петриковке жили и работали русские мастера декоративной живописи. Занесенные ими традиции декоративной хохломской росписи и палехской иконописи получили богатейшую почву и развились в селе, известном издавна своими художественными традициями».

В Киевщине и Полтавщине, где распространены рубленые хаты, роспись того же типа, что и в -мазанках, производится по дереву. На восточной границе территории, заселенной украинцами, в Воронежской обл. настенная роспись встречается и в великорусских селениях. Здесь расписывают избы и снаружи и внутри по глине и по побелке, но композиция росписи много проще, чем у украинцев; главный ее мотив — елочка, состоящая большей частью из несложных завитков,— в простенках между окон; вокруг окон делают простенькие обрамления, на печи» и кое-где по стенам внутри дома — примитивные розетки.

Особую разновидность настенной росписи на Украине составляют два вида украшения внутри хаты. Во-первых, яркий и сочный рисунок, выполненный анилиновыми красками на бумаге, вырезанный по внешнему контуру и наклеенный на побелку, преимущественно на печи; над окнами вешают расписные бумажные рушники. Этот прием типичен преимущественно для Петриковки. Во-вторых, род аппликаций: рисунок вырезают отдельными частями из цветной глянцевой бумаги и частями же наклеивают на стену или печь. Этим налепным узорам из бумаги аналогичны польские «налепянки» и «вычинанки». В XIX в. кое-где среди крестьянского населения Украины существовала оклейка стен жилища раскрашенными обоями своего изделия, но теперь она исчезла из быта; в Белоруссии же, особенно в ее южных и центральных районах, этот обычай распространен до сих пор.

В настоящее время вряд ли можно назвать украинские настенные росписи вымирающим видом искусства; наоборот, рост культуры в колхозной деревне, стремление колхозников покрасивее-убрать свое жилище создают широчайшее поле деятельности для творчества мастеров этого дела.

И теперь мастерицы украшают не только свои хаты, но и общественные здания: расписывают избы-читальни, клубы, ясли и другие колхозные постройки; побелка и обновление росписей приурочиваются к 1 мая и 7 ноября.

С конца XIX в. гонимая с родных мест нуждой, голодом и малоземельем, мощная волна украинских переселенцев хлынула на восток, основывая поселения в степных районах Западной Сибири, современного Казахстана и распространяясь на восток до берегов Амура. Украинцы-переселенцы несли с собой и свою национальную культуру жилища. В современных украинско-русских селениях, например Южного Казахстана, можно видеть все виды украинской настенной росписи, от простой обводки и штампования тряпкой, разрезанной картофелиной или свеклой до типичных растительных мотивов, вроде букета, рожи (мальвы) и повитици (вьюнка). Манеру обводить оконные проемы и фундамент цветной глиной заимствовали от украинцев-переселенцев казахи; они переработали этот способ на свой вкус и обрамляют окна причудливыми завитками в национальном стиле, вплетая иногда среди роговидных завитков верхней части надпись арабским шрифтом — имя хозяина дома или его детей. У казахов эту роспись выполняют не женщины, а подростки-школьники

По материалам сайта: http://lib7.com