В нашей стране из года в год увеличивается объем свайных работ. С помощью созданного оборудования механизируются технологические операции, связанные с погружением свай, и таким образом обеспечивается комплексная механизация этого вида работ в строительстве.

Совершенствование конструкций копровых машин и установок развивается по следующим основным направлениям: полная механизация выполняемых процессов; высокая сменная производительность работы машин и механизмов; повышение уровня автоматизации с возможностью применения программного управления работой машин; повышение долговечности и надежности работы машин; безопасное выполнение технологических операций.

Процесс забивки свай состоит из следующих операций: перемещение сваебойной установки к месту погружения очередей свай; установка и выверка; подтаскивание и подъем сваи с установкой в плане в проектном положении; забивка сваи; измерение величин погружения сваи.

Трудоемкость и продолжительность перемещения, установки и выверки сваебойной установки зависят от ее конструкции. Универсальные металлические копры башенного типа, установленные на Платформах, передвигающихся на колесах по рельсам, имеют большую грузоподъемность и большую собственную массу (до 20 т). Монтаж и демонтаж этих копров и устройств для них рельсовых путей являются весьма трудоемкими. Поэтому их применяют для забивки свай длиной более 12 м при большом объеме свайных работ на объекте.

Наиболее распространенное в промышленном и гражданском строительстве — сваи длиной 6-10 м забивают с помощью самоходных сваебойных установок, изготовленных на базе кранов, тракторов, автомашин и экскаваторов. Эти сваебойные агрегаты весьма маневренны и имеют механизмы для вывертывания стрелки, что упрощает их установку и выверку.

Подтаскивание и подъем железобетонной сваи является трудоемкой операцией, требующей значительного внимания. При забивке длинных свай универсальным копром рекомендуется включить в комплект механизмов автомобильный кран, который поддерживает сваю за нижнюю скобу, постепенно приближаясь к копру. В это же время голова сваи поднимается за верхнюю петлю подъемным устройством, имеющимся на копре.

Современные сваебойные установки имеют специальные устройства, механизирующие процесс подтаскивания и подъема свай, а также установку головы сваи в наголовнике.

Эффективность операции забивки свай, в основном, зависит от типа свайного молота и прежде всего — от правильного определения соотношения между его массой и массой сваи, а также от соответствия системы молота характеру грунта и воздействия его на голову сваи.


На наших стройках широко используют различные типы копров и копровых установок, многообразные виды паровоздушных, дизельных и вибрационных молотов и погружателей и другого оборудования, связанного с устройством свайных фундаментов.

Механические молоты из-за низкой производительности (10- 15 ударов в минуту) применяют лишь при небольших объемах свайных работ.

Паровоздушные молоты бывают простого и двойного действия. Молоты простого действия имеют массу ударной части от 1,25 до б т, число ударов в минуту у большинства моделей этих молотов не превышает 30.

Паровоздушные молоты двойного действия выпускают различных норм, отличающихся между собой по конструкции.

У большинства паровоздушных молотов двойного действия ударной частью является поршень.

Молот двойного действия может производить более 200 ударов в минуту. Число ударов можно регулировать автоматически. С помощью молотов двойного действия забивают сваи в грунты различной плотности в вертикальном и наклонном положениях.

Широко применяемые дизель-молоты, по сравнению с паровоздушными молотами, отличаются более высокой производительностью, простотой конструкции, автономностью действия и более низкой стоимостью.

На стройках применяют штанговые и трубчатые дизель- молоты. Ударная часть штанговых дизель-молотов — подвижный цилиндр, открытый снизу и перемещающийся в направляющих штангах.

В трубчатых дизель-молотах неподвижный цилиндр, имеющий молот, является направляющей конструкции. Ударная часть молота — подвижный поршень с головкой.

Главное преимущество дизель-молота трубчатого типа, по сравнению со штанговыми дизель-молотами, состоит в том, что при одинаковой массе ударной части он обладает значительно большей (в 2-3 раза) энергией удара. Так, для забивки свай длиной 8-10 м рекомендуется принимать следующее отношение массы ударной части молота к массе сваи: 1,25 при штанговых и 0,7 при трубчатых дизель-молотах.

При вибрационном методе сваю погружают с помощью вибрационных машин, оказывающих на сваю динамические воздействия. Эти воздействия позволяют преодолеть сопротивление трения на боковой поверхности сваи, лобовое сопротивление грунта, возникающее над острием сваи, и погрузить сваю на проектную глубину.

Более универсальным является виброударный метод погружения сваи при помощи вибромолотов, которые по виду привода разделяются на электрические, пневматические, гидравлические и вибромолоты с двигателем внутреннего сгорания.

 копры для свайных работ