2. Основные источники гражданского права

К источникам гражданского права относятся:

1. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 8, 9, 15, 34, 35 и др.). Согласно ст. 15 Конституции России, она имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Предусмотрен определенный механизм защиты высшей юридической силы Конституции — суд. Установив при рассмотрении дела противоречие акта государственного и муниципального органа Конституции, он обязан применить норму Конституции России (ст. 120, ч. 2). Многие конституционные нормы являются непосредственными источниками гражданского права. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Статья 35 устанавливает гарантии права частной собственности.

2. Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции России). В качестве примера можно привести Венскую Конвенцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.

Это могут быть международные договоры универсального характера, например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Ст. 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции гарантирует неприкосновенность имущества физическим и юридическим лицам. В практике Европейского суда по правам человека слушалось несколько дел, связанных с нарушением государствами прав, гарантированных указанной статьей).

Договоры между Российской Федерацией и иностранным государством могут содержать нормы, которые отступают от положений национального законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4 Конституции Российской Федерации).

3. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации или на основе всенародного референдума. При регулировании экономических отношений следует иметь в виду, что отношения, основанные на юридическом равенстве участников гражданского оборота, в основном регулируются Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, что ГК РФ отчасти регулирует и иные предпринимательские отношения как внутрифирменные, так и властно-публичные (процедуры регистрации и ликвидации юридических лиц, нормы о конкуренции, нормы о понуждении к заключению договора, вопросы принудительного прекращения права собственности в публичных интересах и пр. При применении норм ГК РФ следует иметь в виду объективные границы, установленные ст. 3 Гражданского кодекса РФ: нормы гражданского законодательства не применяются к отношениям, основанным на административном, финансовом и ином властном подчинении одной стороны другой, если иное прямо не предусмотрено законом. Поэтому нельзя применять нормы ГК РФ в отношениях, регулируемых административным, финансовым, трудовым и иными отраслями права. Например, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что, поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованные взыскание с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ)1.

В настоящее время Гражданский кодекс РФ действует в двух частях (первая введена в действие с 1 января 1995 года, вторая — с 1 марта 1996 года). Вместе с тем следует обратить внимание на то, что каждая часть сопровождалась самостоятельным федеральным законом о порядке введения в действие. Нормы данных законов либо придали отдельным положениям Гражданского кодекса обратную силу (так, нормы ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок стали применяться к сделкам, дела о которых рассматривались в судах после 1 января 1995 года), либо приостановили действие отдельных его статей (порядок государственной регистрации юридических лиц сохраняется прежним до вступления в силу федерального закона о регистрации юридических лиц, такой закон принят только в 2001 г. а, следовательно, норма ст. 51 ГК РФ не вводилась в действие более шести лет. Согласно ст. 3 ГК РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить нормам Гражданского кодекса. В юридической литературе высказано суждение о том, что нормы ГК РФ имеют верховенство над нормами других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права (если сам ГК РФ не допускает возможности отступить от своих положений. Обычно для этого используется фраза: «если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом, соглашением сторон).


Помимо ГК РФ, гражданские правоотношения урегулированы большим количеством других федеральных законов, например. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», и др.

4. Указы Президента Российской Федерации. Согласно ст. 90 Конституции России, указы не должны противоречить законам, в противном случае должен быть применен закон. Однако в ряде случае и фактически и юридически указы Президента РФ замещают законы. Так, согласно ст. 3 ГК РФ, Президент РФ может издавать указы нормативного характера в случае пробела на уровне закона до принятия федерального закона или когда он специально уполномочен законом. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ фактически дал Президенту право издавать временные акты, заменяющие законы: « Не противоречит Конституции Российской Федерации издание им (Президентом) указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов». п. 4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.1. Так, с 1994 г. по 2001 г. регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществлялась согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Указом от 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные Правила аудиторской деятельности, действовавшие до 2001 г. Значительную часть законодательства о приватизации составили указы Президента.

5. Постановления Правительства России. Они должны издаваться на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента (ст. 115 Конституции России). Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» уполномочил Правительство РФ издавать правила оказания отдельных видов услуг.

6. Акты федеральных министерств и ведомств. Министерства и ведомства Российской Федерации во исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ вправе издавать ведомственные нормативные акты в виде приказов, инструкций, директив. (Иногда законодатель вообще лишает федеральные органы исполнительной власти издавать нормативные акты. Так, Закон «О защите прав потребителей» не допускает регулирования защиты прав потребителей ведомственными нормативными актами). Однако непременным условием их действия является регистрация в Министерстве юстиции РФ. При отказе в регистрации акт не может быть обнародован и введен в действие (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, или носящие межведомственный характер, не прошедшие регистрацию в Минюсте и не опубликованные официально, не влекут за собой правовых последствий, не являются основанием для регулирования соответствующих отношений. На них нельзя ссылаться в судах при разрешении споров).

Для применения любого нормативного акта непременным условием является требование о его официальном обнародовании путем опубликования (ст. 15 Конституции России). Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российской газете», а законы — еще в «Парламентской газете». Акты федеральных министерств и ведомств обнародуются в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». После их первого официального опубликования законы вступают в силу через 10 дней, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ через 7 дней, если иной срок не указан в самом акте. Ведомственные нормативные акты, как указано выше, предварительно проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а затем публикуются.

Нормативно-правовые акты СССР продолжают действовать, если они не изменены и не отменены последующим российским законодательством. Таких актов осталось немного.

Гражданское законодательство входит в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции России. ст.З ГК РФ). Однако по вопросам жилищного законодательства нормативные акты вправе издавать и субъекты РФ, и муниципальные образования.

В отношениях, регулируемых гражданским правом, может иметь место ситуация, когда отношения сторон не урегулированы ни нормативными актами, ни договором. В этом случае согласно ст.З ГК РФ возможно применение обычая делового оборота, т. е. не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, иными словами, достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) Примером может служить Сборник обычаев международной торговли (Правила ИНКОТЕРМС-90). В качестве источника права может выступать и национальный или местный обычай (ст. 19, 221 ГК РФ).

В отношениях, основанных на юридическом равенстве сторон, допустимо применение аналогии закона (применение закона, регулирующего наиболее сходные общественные отношения) или аналогии права (разрешение дела исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства) (ст.6 ГК РФ). Однако в отношениях, основанных на власти и подчинении (административные, финансовые и пр.); применение аналогии исключено.

1 См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации-» // Бюллетень Верховною Суда РФ. 1996. № 9.

1 См. Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв.ред. Т. Г. Морщакова, М. 1997. С. 639.

По материалам сайта: http://lawtoday.ru