Вязка арматуры для фундамента: правила проведения работ, используемые инструменты

Железобетон является очень надежным и долговечным материалом и, пожалуй, самым используемым в строительстве. Из него изготавливаются как отдельные конструктивные элементы, так и целые здания и сооружения. Практически незаменим материал при устройстве различных видов фундаментов.

Уникальные свойства железобетона объясняются тем, что два составляющих компонента – бетон и сталь, работая совместно, помогают и дополняют друг друга. Основную нагрузку на растяжение несет сталь, а на сжатие – бетон. Сцепление составляющих между собой очень высокое, и его почти невозможно нарушить даже частыми и резкими перепадами температур, так как коэффициент теплового расширения у них практически одинаков.

Укладка арматуры для фундамента.

Арматура предохраняет бетон от растрескивания и разрушения при воздействии на него высокой нагрузки, бетон же, в свою очередь, благодаря своей плотности, пассивности к щелочным средам и водонепроницаемости, защищает сталь от коррозии, а ввиду того, что является плохим проводником тепла – прекрасно защищает металл от расплавления в случае пожара.

Для того чтобы арматура лучше включалась в работу, ее производят с рельефной поверхностью.

Чтобы железобетонная конструкция была надежной, необходимо, чтобы продольные оси арматурного каркаса имели поперечные связи, и все элементы между собой перехлестывались.

При устройстве каркаса нужно знать, что располагаться арматура должна как можно ближе к поверхности конструкции, при этом бетон должен как следует ее обжимать и надежно защищать от коррозии. Оптимальным расстоянием расположения металла в массиве от края изделия считается 3-5 см, при этом, чем плотнее бетон, тем меньшей может быть эта величина.

Готовые арматурные сетки или отдельные прутки могут использоваться для производства железобетонных конструкций, как на специальных заводах, так и непосредственно на строительных площадках.


В зависимости от технологии изготовления и механических свойств, арматура подразделяется на классы, каждый из которых имеет собственное буквенное обозначение: А – стержневая арматура, В – проволока, К – канаты.

Промышленностью выпускается арматура, диаметром от5,5 мми до40 мм. В частном строительстве наиболее рационально использовать прутья, толщиной от 6 до12 мм. Как правило, они идут для армирования фундаментов, стен и устройства сейсмопоясов.

Материал для армирования фундаментов.

Часто в индивидуальном строительстве бывает так, что для вязки каркаса тот металл, который уже имеется в наличии или тот, который предлагается бесплатно. Это вполне понятно и оправданно, потому что стоимость арматуры является довольно высокой, однако, не следует пытаться изготовить железобетон из всего подряд. Нужно знать, что для вязки армирующих конструкций не подходят:

-      алюминиевые прутья, поскольку они имеют низкий коэффициент упругости и совершенно не способны сцепляться с бетоном;

-      листовая полосовая сталь, так как она имеет слабое сцепление с бетоном и провоцирует появление трещин;

-      отходы штамповочного производства из-за очень малого сечения;

-      сетка-рабица, она не может исполнять функции арматуры, так как обладает пружинящими свойствами;

-      трубы от демонтированных систем водоснабжения, газопровода или отопления;

-      массивные профили, швеллера, уголки, рельсы или двутавры, так как их большая площадь сечения и низкое сцепление с плоскими участками не позволяют создавать единую структуру железобетона;

-      прутья арматуры, короче1 м.

Если металл, предназначенный для вязки, покрыт краской или какими-либо масляными и жировыми пленками, то их необходимо удалить, иначе не будет обеспечено максимальное сцепление арматуры с бетоном.

Скрепить арматуру в каркас можно несколькими способами: сваркой, ручной или автоматической вязкой, внахлест.

Сварка дает хорошее соединение, однако высокая температура снижает прочность закаленного стержня и повышает общую жесткость конструкции – это, при уплотнении бетона, может привести к нарушению целостности крепления.

Для скрепления прутьев, частные застройщики довольно редко используют сварку, чаще всего производится ручная вязка арматуры, колонн или монолитных стен. Этот способ, также, идеально подходит при выполнении небольших объемов работ и при устройстве пространственно-сложных конструктивных элементов.

Для вязки используется отожженная стальная проволока, толщиной 0,8-1,2 мм. Обычно она реализуется в мотках или отрезках по 8-10 см, связанных в пучки. Проволока должна хорошо гнуться и не ломаться при закручивании.

При вязке используют несколько способов, наиболее распространенными из которых являются: простой узел без подтягивания и простой узел с подтягиванием.

Производить вязку арматуры для фундамента пассатижами или специальными крючками.

Работа пассатижами длительная и трудоемкая, требующая от исполнителя достаточно хороших навыков. Крюки же позволяют вязку арматуры значительно ускорить.

При соединении, стержни накладываются друг на друга внахлест, а место стыка перевязывается в трех местах – посредине и по краям.

Значительно ускорить вязка арматуры можно применяя специальные автоматические приспособления – пистолеты. Насадка инструмента прикладывается к месту соединения и рабочему остается просто нажать кнопку. На вязку одного стыка уйдет не более 2 секунд, причем, натяжение проволоки на всех соединениях будет одинаковым.

При сооружении частного дома, вязка каркаса для фундамента производится перед или одновременно с установкой опалубки. Количество арматуры, ее сечение, а также шаг сетки всегда указывается в проектной документации.

Каркасная сетка может быть плоской или пространственной.

Для фундамента, чаще всего, применяют пространственный каркас, где две нижних продольных параллельных оси и две верхних связаны между собой по бокам и по верху короткими поперечными прутами.

Собственно, крепление никак не влияет на прочность ж/б конструкции во время эксплуатации и требуется только для того, чтобы держать арматуру на месте в процессе заливки бетоном.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение :)

По материалам сайта: http://nashakrepost.ru