Арматура для фундамента: способы вязки

  • Разновидности арматуры, материалы и инструменты для работы
  • Ручное вязание арматуры
  • Скрепление вязальным пистолетом
  • Различные способы обвязки

Фундамент является опорой устойчивости и основой любого строения. В свою очередь, металлический армирующий каркас из арматуры является основой долговечности и надежности фундамента, его связующей составной частью. Арматура усиливает зоны сжатия и оказывает сопротивление нагрузкам на растяжение. В целом, каркас из арматуры предотвращает появление трещин и деформаций в бетоне, которые могут проявиться в результате сил пучения и оказываемой массы строения, а также от разрушения фундамента и самого здания. Монтажная арматура устанавливается согласно технологии закрепления и размещения рабочей арматуры.

Схема армирования монолитной плиты.

Разновидности арматуры, материалы и инструменты для работы

Арматура для фундамента представляет собою металлические стержни (сортовой металлопрокат), длиной от 6 м и диаметром от 6 мм. Прочность данных стержней напрямую зависит от величины диаметра: чем больше диаметр, тем надежнее каркас. Профиль стержня может быть либо гладким, либо с периодическими гранями, рифлениями, насечками и ребрами. Их наличие способствует улучшению сцепления металла с бетоном. Сцепление гладкого стержня с бетоном примерно в два раза ниже, если сравнивать со сцеплением рифленого стержня. Для возведения фундамента повышенной прочности также могут применяться жесткие каркасы из швеллеров или металлических уголков.

Армирование фундамента.

Необходимые инструменты и материалы (в зависимости от метода вязки), которые могут вам понадобиться:

  • арматурный стержень (швеллер, металлический уголок);
  • арматурные кусачки;
  • плоскогубцы;
  • шуруповерт;
  • вязальный пистолет (электрический или механический);
  • специальный крючок;
  • сварочный аппарат;
  • стальная вязальная проволока;
  • скрепки (скобы, фиксаторы, коннекторы).

Чтобы арматурные стержни не смещались от изменения шага и расчетных расстояний, производится их обвязка. Крепление арматуры и обвязка выполняется ручной вязкой или сварочным аппаратом .

Сварка является основным способом соединения арматуры. однако ей присущи некоторые недостатки:


  • высокая температура электросварки способна снизить прочность арматурного стержня;
  • необходимость дополнительной рабочей силы при больших объемах работ;
  • при заливке или уплотнении бетона возникает вероятность разрушений сварных соединений.

Вернуться к оглавлению

Ручное вязание арматуры

Схема армированного плитного фундамента.

Для ручного связывания арматуры применяется стальная прочная вязальная проволока в бухтах, с диаметром 0,8-1,2 или нарезанная прутьями 100-200 мм длиной. Самый простой способ вязки выполняется методом стягивания проволоки путем ее закручивания и последующей фиксации концов при помощи арматурных кусачек. Проволока должна быть сложенной вдвое, а кусачки иметь притупленные зубцы, чтобы проволока не перекусывалась при вязании. Для этих целей также используются плоскогубцы. Существует другой метод ручной вязки, с помощью особого крючка. Этот крючок можно купить в магазинах строительных материалов или изготовить самому. Изготовляется он из стальной проволоки чуть большего диаметра и прочности. Для вязки проволока складывается вдвое, образовавшаяся петля зацепляется крючком, концы обматываются в точке пересечения стержней и тоже закладываются в крючок. После этого проволока при помощи вращения крючка закручивается. Для простого крючка достаточно ручного метода вращения. Для ускоренной вязки используется винтовой крючок, который воздействует на рукоятку и закручивает проволоку при вращении.

Арматуру для фундамента можно вязать при помощи шуруповерта, для этого патрон вставляется в вязальный крючок. При включенном инструменте крючок вращается и тем самым закручивает проволоку. Гибкость каркаса и его эластичность являются преимуществами ручной вязки.

Однако у этого метода имеются свои недостатки:

  • низкая производительность;
  • небольшая плотность и риск смещения узла вязки;
  • непостоянство качества вязки.

Схема армирования ленточного фундамента.

Арматурные прутья можно скреплять при помощи скрепок (коннекторов, скоб, фиксаторов) из круглой проволоки. В этом случае вам не потребуется применение дополнительных инструментов, они вяжутся просто руками.

Вязка с применением скоб имеет ряд преимуществ:

  • увеличение скорости вязки примерно в 3 раза (по сравнению с вязкой руками);
  • не требуется опыт и подготовка;
  • высокая плотность узла арматуры;
  • легкость расчетов требуемого количества материалов.

Чтобы закрепить стержни небольшого диаметра, можно использовать пластиковые хомуты (самозатягивающиеся). Такой метод обвязки арматуры больше подходит для каркаса фундамента небольших дачных домиков и различных хозяйственных построек.

Вернуться к оглавлению

Скрепление вязальным пистолетом

При наличии больших объемов работ возрастает трудоемкость ручного метода скрепления арматуры. В таких случаях становится актуальным использование автоматических вязальных пистолетов. В процессе работы насадка пистолета устанавливается в необходимое место, затем нажимается кнопка и производится плотная автоматическая вязка. Данный электрический пистолет работает от аккумулятора, подача проволоки производится из катушки сменного типа, его механический аналог работает без аккумулятора.

Схема видов арматуры.

Плюсы использования автоматического пистолета:

  • удобство и простота использования;
  • высокая надежность и качество узловых соединений;
  • скорость соединения прутков (1-2 секунды);
  • отсутствие отходов проволоки;
  • значительное снижение трудоемкости процесса.

Из недостатков стоит отметить:

  • повышение затрат (благодаря высокой стоимости инструмента и расходных материалов);
  • необходимость предварительного опыта работы;
  • невозможность применения в труднодоступных участках каркаса.

Различные способы обвязки

Стержни диаметром до 25 мм скрепляются при помощи вязальной проволоки, соединительных скоб или точечной сварки. При наличии диаметра от 25 мм стержни могут скрепляться при помощи дуговой сварки. В процессе обвязки каркаса должно соединяться не меньше 50% арматурных пересечений.

По материалам сайта: http://moifundament.ru