АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ

Арматурой называются стальные стержни и проволока различной формы (круглые, периодического профиля), канаты, сетки, плоские и объемные каркасы, являющиеся составной частью железобетонных конструктивных элементов (рис. 1). Основные требования к арматуре обусловлены необходимостью ее совместной работы с бетоном. Арматура должна обладать хорошей спепляемостью с бетоном, иметь необходимые физико-механические, прочностные и технологические качества.

Арматуру классифицируют по различным признакам (рис. 2). В строительстве в качестве арматуры применяются конструкционные углеродистые и низколегированные стали. В ряде случаев может использоваться неметаллическая арматура (например, стеклопластиковая в виде рубленого стеклянного или асбестового волокна).

Арматура по назначению подразделяется на рабочую, монтажную, распределительную, конструктивную и анкерную (закладные детали). Рабочая арматура служит для восприятия расчетных усилий, возникающих от внешних нагрузок и собственной силы тяжести конструкции; она может быть ненапрягаемой и напрягаемой.

Монтажная арматура обеспечивает жесткость арматурному каркасу в процессе его сборки, транспортирования и установки.

Распределительная арматура предназначена для равномерного распределения нагрузки между стержнями рабочей арматуры. Соединение распределительной арматуры с рабочей с помощью сварки или вязки обеспечивает их совместную работу.

Конструктивная арматура необходима для восприятия напряжений в бетоне, которые в расчете конструкций не учитываются (например, в оголовке сваи, в местах изменения сечения конструкции). Анкерную арматуру (закладные детали) изготавливают из арматурной стали или фасонного проката и прикрепляют к арматуре с помощью сварки или вязальной проволоки.

Рис.1. Основные виды арматурных изделий.


При армировании железобетонных конструкций следует руководствоваться указаниями СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции» (табл. 2.16).

Рис.2. Классификация арматуры по характерный признакам.

Арматурная сталь обычно поступает на строительную площадку отдельными стержнями или в мотках, укрупненными конструктивными элементами в виде сварных сеток, плоских или пространственных каркасов (рис. 3). Арматурные сетки применяют для армирования фундаментов и тонкостенных железобетонных конструкций (плит перекрытий и покрытий, пространственных покрытий, оболочек, стенок бункеров). Их изготавливают из арматурной стали диаметром 3–10 мм в виде плоских изделий длиной до 3700 мм или рулонов массой до 150 кг. Плоские и пространственные каркасы используют при армировании колонн, балок, прогонов и ригелей.

Объемы арматурных работ рассчитываются отдельно для каждого конструктивного элемента здания или сооружения на основании спецификаций. При установке арматуры отдельными стержнями объемы работ исчисляют в тоннах, а при армировании арматурными каркасами – в штуках.

При отсутствии спецификаций на арматурные изделия содержание арматуры в железобетонной конструкции может быть задано коэффициентом армирования равным отношению общей площади поперечного сечения рабочих стержней к площади сечения бетона и выраженному в процентах. Для каждого вида железобетонных конструкций коэффициент армирования имеет свое значение.

Минимальное значение коэффициента для растянутой зоны конструкции зависит от класса бетона, марки арматурной стали и вида арматуры. Для стержней растянутой зоны он может быть задан в пределах 0,1–0,25 %, а для сжатой зоны – до 0,5 %. Зная массу бетона, укладываемого в один блок (конструктивный элемент), и умножив на процент армирования, рассчитывают объем арматуры в килограммах.

Арматурные работы выполняются посредством механизированной укладки или установки в подготовленную опалубку (или на смонтированные сборные железобетонные элементы) готовых арматурных изделий: сеток, плоских или пространственных каркасов. На строительство, как правило, арматурные изделия поступают в виде сеток, плоских каркасов и небольшого количества отдельных стержней. Б монолитных железобетонных конструкциях для армирования плит толщиной до 10 см обычно укладывают арматурные сетки в один ряд. Для конструкций толщиной 12 см и более из сеток и плоских каркасов собирают и сваривают пространственные каркасы, применяемые в стенах, балках, прогонах, ригелях, фундаментах.

Рис.3. Виды арматуры:

а – круглая горячекатаная сталь; б – горячекатаная счаль периодического профили; я – горячекатаная стиль: г – холодно-сплющенная сталь; д– плоский сварной каркас; е – пространстиениый каркас; ж – сварная плоская сетка; э –рулонная сетка.

Если в задании на проектирование указана только интенсивность армирования монолитной железобетонной конструкции, то проектировщик самостоятельно уточняет количество, размеры и массу простанствеиных каркасов.

Размеры пространственного армокаркаса в плане целесообразно принимать (учитывая перевозку на площадку) соответственно размерам кузова бортовой грузовой автомашины или бортового полу-прицепа (табл. 2.17).

Для транспортирования больших объемов крупных арматурных изделий на значительные расстояния используют железнодорожный транспорт.

Если в задании указам процент (от общей массы) арматуры, устанавливаемой отдельными стержнями (например, в местах стыковки армокаркасов), необходимо это учесть при определении массы армокаркасов, собираемых на площадке. Тогда в ведомость подсчета объемов работ, помимо установки готовых пространственных армокаркасов, включают также установку арматуры вручную отдельными стержнями.

Как указывалось, монолитные железобетонные конструкции толщиной более 12 см армируются пространственными каркасами. При централизованной заготовке арматурных изделий эффективной является перевозка плоских сеток и каркасов и сборка из них пространственных конструкций на строительной площадке непосредственно у места установки. Это позволяет рациональнее использовать габариты и грузоподъемность транспортных средств. Исключением могут быть случаи, когда каркасы густоармированные или в задании на проектирование в спецификацию включены готовые каркасы с указанием размеров и массы.

При укрупнительной сборке пространственных каркасов на площадке они могут достигать гораздо больших размеров и массы, чем привозимые с арматурных заводов. Это позволит повысить коэффициент использования грузоподъемности крана и благодаря уменьшению количества каркасов снизит трудоемкость и сократит сроки работ.

По материалам сайта: http://beton-karkas.ru