Демонтаж опалубки

Общие сведения. Разборку опалубки выполняют квалифицированные рабочие. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузки от веса конструкций, снимают после достижения бетоном прочности, обеспечивающей целостность поверхности и кромок углов сооружения при распалубливании, если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу. Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для восприятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Определяют ее в лаборатории испытанием пробных образцов.

При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать определенную последовательность операций, обеспечивающую сохранность элементов.

При удалении опалубки и лесов конструкция вступает в работу и сама воспринимает собственный вес и нагрузки, приходящиеся на нее в момент распалубливания. Особенную осторожность требует распалубливание арок и сводов, тонкостенных конструкций больших пролетов (4 м и более).

Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение.

Поэтому удалению опалубки, особенно указанных выше конструкций, должно предшествовать плавное равномерное опускание поддерживающих ее лесов. Этот процесс, называемый раскружаливанием, осуществляют при помощи парных клиньев, домкратов, песочных цилиндров и других приспособлений. Распалубку конструкций осуществляют в два, три и более приемов в зависимости от пролета и веса конструкций при соблюдении определенной последовательности.

Опускание всех опор балочных конструкций выполняют одновременно.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начинают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижележащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструкций, оседая под действием собственного веса, могут оторваться от средней части, оседанию которой еще препятствуют поддерживающие ее леса.


Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) осуществляют опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола. При этом опускание опор, расположенных по каждому из концентрических кругов, выполняют ? одновременно. Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших пролетов назначают по согласованию с проектной организацией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбинированной опалубки. Общие правила. Демонтаж опалубки, устанавливаемой отдельными щитами или панелями, начинают с удаления наружных креплений-подкосов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стяжек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных панелей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступенчатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или извлекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соединяющие схватки между собой. Снимают пружинные скобы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколенника. Затем снимают навесные рабочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажины крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних ярусов опалубки снимают остальные схватки, щиты и доборы наружных плоскостей.

Колонны. Демонтаж опалубки колони в основном педут снизу, так как оголовники защемляются в бетоне. В этом случае выбивают деревянные клинья внизу, снимают хомуты, а затем монтажные уголки и щиты опалубки нижнего короба. Если щиты оголовника легко отделяются от бетона, целесообразно распалубку колонн начинать сверху.

Ригели и балки. Демонтаж опалубки начинают с ослабления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин и снятия боковых щитов опалубки ригелей. Затем с помощью винтовых домкратов опускают телескопические стойки со струбцинами на 100. 120 мм и снимают щиты днища. С переносных подмостей один из рабочих ослабляет соединительный винт. Затем два или три опалубщика вытаскивают ригель из опорных гнезд и по частям или в собранном виде опускают его на рабочий пол. Рабочие, находящиеся внизу, принимают демонтированные элементы и складывают их в определенных местах. Следующий ригель ослабляют, но не выводят из опорных гнезд. Его прогиб в центре должен составлять 50. 80 мм. Несколько меньший прогиб создают в третьем ригеле, после чего начинают демонтаж щитов.

Ребристые перекрытия. Разборку опалубки плоского перекрытия начинают с ригеля, на котором элементы уложены с небольшим зазором, закрытым полоской фанеры или картона. С переносных подмостей один из рабочих ослабляет соединительный болт, после чего остальные члены звена опалубщиков вытаскивают ригель из опорных гнезд и по частям или в собранном виде опускают на рабочий пол. Следующие два ригеля ослабляют, не выводя из опорных гнезд до тех пор, пока их прогиб в центре не достигнет 50. 80 мм, после чего приступают к снятию щитов.

Распалубку ребристых перекрытий начинают с ослабления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин, после чего опускают телескопические стойки с балочными струбцинами на 20. 30 мм и снимают боковые щиты коробов прогонов. Далее демонтируют  раздвижные ригели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Разборку опалубки балок начинают с демонтажа боковых щитов, после чего постелено снимают стойки, а затем щиты днища коробов (балок).

Все инвентарные элементы креплений и детали опалубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики и сданы на хранение или переданы на другой участок для дальнейшего использования.

Бункеры и резервуары. Демонтаж опалубки начинают с разборки верхней плиты наклонных стенок и боковых стенок балок с внутренней стороны.

Опалубку плиты разбирают следующим образом: опускают на 100. 200 мм наружные опоры по одной из стенок, затем на 50. 70 мм опускают опоры внутреннего ряда и, начиная сверху, снимают щиты. Согласно правилам техники безопасности, демонтированные элементы (щиты, крепления, схватки) запрещено оставлять внутри бункера; их убирают через течку вниз. При этом прием элементов ведут один-двое рабочих, находящиеся в этом месте постоянно и поддерживающие связь с рабочими, находящимися внутри бункера. Перенос и складирование опалубки выполняют двое-трое рабочих 1- и 2-го разрядов.

Разборку опалубки течки выполняют так же, как и монолитных железобетонных балок. После демонтажа всех щитов, прогонов, струбцин производится разборка опор. Опоры не рекомендуется разбирать полностью до тех пор, пока не будут сняты щиты нижней плиты стенок бункера. Работы начинают с демонтажа опор обвязочных балок и ведут к центру. При этом необходимо следить, чтобы при разборке поддерживающих стоек они были раскреплены связями в пространственный устойчивый блок.

Демонтаж щитовой деревянной опалубки. Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вертикальных конструкций необходимо тщательно очистить их основание от остатков затвердевшей бетонной смеси.

При распалубливании стен в первую очередь удаляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкоси и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или освобождают их снятием зажимов. При болтовых стяжках сначала отвинчивают гайку, а затем легкими ударами гаечного ключа или молотка выбивают болты.

Днища коробов балок и прогонов удаляют, как правило, позже расналубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона, Вначале осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек должен образоваться зазор, наличие которого показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоятельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, удаляют стойки; днище опускают на оголовнике последней стойки. Если оно не отходит от бетона, то его отрывают крючком из арматурного стержня.

По материалам сайта: http://www.bibliotekar.ru