Монолитный фундамент

Монолитные фундаменты на два вида: простые и армированные или железобетонные. При устройстве простых фундаментов используется бетон марки 50 и более высокой. Если при устройстве бетона в него добавляются камни, составная часть которых не превышает 40% от массы бетона, то такой вид бетонирования называют бутобетоном. По прочности бутобетон ничем не уступает бетону, однако, за счет сокращения расхода цемента, этот вид значительно уменьшает затраты на строительные работы. Устройство монолитного фундамента требует изготовления опалубки из досок или щитов. Возможно использование вместо опалубки стен  котлована, но в таком случае необходимо проводить гидроизоляцию при помощи рубероида или  поливинилхлоридной пленки, иначе влага из бетонного раствора будет уходить в грунт, тем самым снижая прочность фундамента.

Железобетонные монолитные фундаменты

Данный вид фундаментов считается наиболее прочным и надежным. Он не подвергается разрушению от влаги и хорошо воспринимает нагрузки как боковые, так и вертикальные. Железобетонные фундаменты можно без всякого риска использовать как основу для возведения многоэтажных сооружений, не опасаясь возникновения трещин.

Проведение земляных работ

Проведение земляных работ необходимо организовать непосредственно перед закладкой фундамента, поскольку попадание атмосферной влаги приводит к набуханию грунта, и, как следствие, потере несущей способности основания. При попадании влаги в подготовленный для закладки фундамента котлован, необходимо её удалить и снять набухший слой грунта, а затем провести усиление дна путем втрамбовывания щебня с последующим заливанием цементным раствором. Делается это с целью избежать обезвоживания бетонного раствора.

Изготовление опалубки

Опалубка – это специально сооруженная конструкция, которая устанавливается по всему периметру фундамента и служит для придания  ему необходимой формы. Для изготовления опалубки используются обрезные доски, которые сколачиваются таким образом, чтобы  между ними не было щелей. Возможно так же использование инвентарных щитов: это позволит сократить временные и трудовые затраты на сооружение опалубки.

Устройство инвентарной опалубки

Инвентарная опалубка представляет собой конструкцию, которую можно использовать много раз, причем устанавливать в самых различных вариациях. Такие свойства опалубки очень  цены при изготовлении  изогнутых угловатых фундаментов. Использование данного вида опалубки  уменьшает риск распирания установленных щитов под давлением бетона.  Проверка качества сбора конструкции опалубки  осуществляется исходя из  проекта с учетом допустимых погрешностей, а крепление щитов выполняется при помощи болтов, подкосов, натяжных крючков и прочих приспособлений. В каркасе для использования подобных креплений  должны быть предусмотрены отверстия, находящиеся на расстоянии около 100 мм. Данная разметка позволяет провести соединение щитов различного размера под любым углом.  Для простых конструкций  в случае отсутствия инвентарных щитов, опалубку изготовляют  по схематическому чертежу прямо по месту выполнения работ, используя древесину или металл.  Предпочтение отдается древесине хвойных пород дерева, однако  для изготовления распорок, клепок, креплений возможно использование древесины  лиственных деревьев: ольхи, осины. Допустимая ширина используемой доски – 150 мм.  При изготовлении опалубки древесину в обязательном порядке увлажняют, для того, чтобы сухое дерево не вытягивало влагу из бетонного раствора, снижая его прочность.  При существенной необходимости можно деревянную опалубку оббить листами металла.  Чтобы избежать сцепления с бетоном, лицевая сторона опалубки покрывается специальной смазкой (известковым или глиняным раствором, отработанными маслами и т.д.).

Щиты для устройств опалубки

Установка щитов производится  по всей высоте и  на ширину планируемого фундамента. Для фиксирования щитов в необходимом положении в землю вбиваются деревянные или металлические колья, которые крепятся к щитам.  Для того, чтобы во время бетонирования не прошло смещение щитов, по верхнему краю проводят раскрепление планками из дерева. Все элементы крепления (колья, распорки и прочее) должны быть расположены вне пространства, которое будет заливаться бетоном. В противном случае, извлечение данных элементов будет невозможным.

Ровная установка опалубки играет очень важную роль: точное выполнение работ по устройству фундаментного «тела» качественно влияет на внешний вид здания. Наземная часть фундамента (цоколь) затирается цементным раствором и не  требует дополнительной отделки. Дополнительная облицовка цоколя  имеет только в первое время эстетичный внешний вид, но со временем слой облицовки отслаивается.


Армированный фундамент

Для придания более высокой  прочности бетону применяется армирование –  использование стержней, прутьев и составление каркаса из металлического профиля или арматурной стали. Железобетон  хорошо выдерживает нагрузки связанные с растяжением и изгибом, в отличие от простого бетона.

При усилении арматурным каркасом и правильном соотношении  заполнителя и раствора получается устойчивая конструкция, способная выдерживать большие нагрузки. Фундамент, изготовленный из железобетона устойчив к движениям грунта, надежно удерживает несущие конструкции здания.

Арматура, используемая для  изготовления железобетона, должна быть очищенной от ржавчины или коррозийной пленки. Наличие подобного покрытия  сокращает  сцепливаемость металлической конструкции с бетоном и снижает общую прочность. Структура армирования, количество металлических стержней их размер и профиль, форма каркаса должны быть уточнены проектом.

Арматурные каркасы

Арматурные каркасы  изготавливают из  круглой арматурной стали. В более редких случаях для изготовления арматурного каркаса используется квадратный профиль и полосо вой. Стальные пруты диаметром  менее 12 мм относят к легкой арматуре и поставляют её в бухтах. Если диаметр арматуры превышает 12 мм, его относят к категории тяжелой арматуры.

В составе железобетонной конструкции арматура подразделяется на распределительную и рабочую. Рабочая арматура используется для восприятия внешних нагрузок и нагрузок от собственного веса конструкции. Распределительная же предназначена  для равномерного распределения нагрузки между стержнями каркаса. Конструкция распределительной арматуры скрепляется между собой при помощи сварки или, что встречается реже, при помощи связывания  металлической проволоки.  При устройстве железобетонной конструкции средний расход стальных прутьев составляет 100 кг на кубический метр бетона. Сваркой бетонного каркаса должны заниматься специалисты, имеющие  разрешение на проведение работ данного вида, и имеющие как теоретические, так и практические навыки. Использование ручного связывания допустимо в случаях мелкого армирования. Штучная арматура в местах пересечения должна быть закреплена с учетом следующих условий:

  • Тонкие стержни (до 25 мм) могут быть скреплены либо точечной сваркой, либо проволочной вязкой, либо при помощи пластиковых соединений.
  • Толстые стержни, диаметр которых превышает 25 мм соединяются только при помощи дуговой сварки, если иной способ не предусмотрен при проектировании.
  • Обязательное соединение угловых пересечений. Общее количество соединений в арматурном каркасе не должно быть менее  50 %.
  • Арматура класса A-l, A -II, А-III, диаметр которой составляет 40 мм и менее соединяется накладками, приваренными дуговой сваркой с протяжными швами.

Проводя установку арматурного каркаса, обязательно следует проверить опалубку на устойчивость и правильность установки. Смещение  конструкции при установке не может быть больше, чем 1/5 диаметра самого большого стержня. Фактическая толщина защитного слоя не может быть отклонена более, чем на 3 мм от проектной. При выявлении дефектов их следует немедленно устранить.

Устройство бетонного фундамента

Проводить бетонные работы необходимо только при плюсовой температуре воздуха. Однако, не следует забывать, что в жаркую погоду необходимо проводить дополнительное увлажнение как опалубки так и уложенной смеси. Если работы по укладке бетона вынужено проводятся в холодное время года, для того, чтобы избежать потери прочности, необходимо предпринять меры по утеплению уложенной смеси.

Поставки бетона к месту проведения строительных работ осуществляются с помощью автотранспорта либо изготовление смеси происходит на строительной площадке при помощи бетономешалки. Транспортировать бетонную смесь самосвалом не желательно, поскольку кроме того, что смесь застывает, она еще имеет свойство расслаиваться и теряет свои свойства. Для транспортировки на дальние расстояния используются автобетоносмесители, которые вымешивают раствор в процессе перевозки. При доставке на строительную площадку цемента необходимо избежать возможного замораживание раствора (при низких температурах), попадание атмосферной влаги и утечку влаги из раствора.

Фундамент бетонируется путем укладки раствора слоями, которые уплотняются при помощи  вибратора или методом штыкования. Подача бетона к месту заливки осуществляется бетоноукладчиком или в бадье. Для того, чтобы избежать расслоение раствора, заливка бетонной смеси в опалубку должна производиться с соблюдением некоторых правил:

  • Высота падения раствора в армированную конструкцию не может быть более 2 м, на на перекрытия не более 1 м.
  • Если высота подачи бетонной смеси более 2 м, то её спуск осуществляется по специальным вибрирующим желобам, для того, чтобы избежать расслойки раствора.

Уплотнение бетонной смеси в конструкции проводится несколькими методами, но самый надежный — вибрирование, осуществляется при помощи разного типа вибраторов, выбор которых зависит напрямую от вида конструкции. За счет вибрирования уменьшается сила сцепления между частицами бетонной смеси, что приводит к хорошему уплотнению раствора. Время на проведение вибрирования зависит от эластичности применяемого раствора, однако превышать его не стоит, поскольку бетонная масса может расслоиться. Проводя процедуру вибрирования, следует придерживаться следующих правил:

  • Расстояние при перестановке внутреннего вибратора не может быть больше чем 1,5 радиуса его действия;
  • Для обеспечения лучшей связи между слоями, вибратор должен частично захватывать предыдущий слой при погружении;
  • При извлечении из раствора жала вибратора не должна образовываться воронка
  • При использовании поверхностного вибратора следует учесть, что опирание его на арматурный каркас или опалубку во время работы не допустимо.

Определить достаточное уплотнение бетона можно определить по следующим признакам:

  • Бетонная смесь прекратила осадку;
  • На верхней поверхности появилось бетонное молоко;
  • Пузырьки воздуха перестают выделяться из бетонной смеси.

Монолитность фундамента достигается неприрывностью процесса бетонирования. Если по каким-либо причинном достигнуть этого нельзя, тогда формируется рабочий шов горизонтального или вертикального построения – плоскость соединения затвердевшего и свежего бетона. Восстанавливать  бетонирование можно тогда, когда процесс кристаллизации находится еще в самом начале. При возобновлении работ рабочие швы смывают и счищают при помощи стальной щетки цементную пленку.

Самая большая ошибка при бетонировании фундамента – допущение попадания в бетонный раствор грунта, осыпавшегося с края траншеи. Это повышает вероятность возникновения трещин.

Уход за бетонной конструкцией

Очень важный момент в процессе бетонирования – уход за готовым монолитом, особенно он важен в первые насколько недель.  Залитую бетонную конструкцию стараются оградить от ударов, механического повреждения и  максимально соблюдают температурный режим (до 25 °С), чтобы не нарушить структуру бетонного слоя. Так же свежий бетон следует предохранять от воздействия прямых солнечных лучей, низких температур и ветра, для чего его накрывают влагоемким покрытием и увлажняют при помощи воды. Частоту увлажнений определяют исходя из климатических условий так, чтобы забетонированная поверхность была все время во влажном состоянии. Застывание бетонной смеси проходит достаточно длительно, но самой  ответственной считается  первая неделя. Именно в этот промежуток времени нельзя допускать пересыхания бетонного слоя, поскольку от быстрой потери влаги в монолите могут появиться трещины.

При воздействии  низких температур бетонный монолит необходимо обустроить по принципу «термоса»: утеплить опалубку снаружи и накрыть открытые участки  дополнительным покрытием. Как дополнительный обогрев можно использовать электронагреватели,  обдувая бетон паром или теплым воздухом. Так же, при проведении бетонных работ в низкотемпературном режиме в раствор добавляются химические составляющие: быстро застывающие цементы, цементы с повышенным тепловыделением.  Для прогревания свежего слоя раствора чаще всего используются стержневые электрические диоды, установленные в тело бетона на расстоянии не более 25 см и работающие при напряжении до 60 В.

Электропрогрев бетона

Используя электродиоды, бетон прогревают до температуры  не более 60°С. Прогревание до такого уровня на протяжении 18 часового периода позволяет  нарастить прочность бетонного слоя до 20%. После прогрева бетон накрывают  слоем матов либо опилок. До достижения необходимой по проекту прочности  нагружать бетонный фундамент нельзя. Незначительную нагрузку можно начинать давать фундаменту только по истечении двухнедельного срока, а полную нагрузку – не ранее, чем 1 месяц.

Разборка опалубки производится начиная с  10 дня после заливки фундамента. Монолит, выполненный по указанной технологии, даст  равномерную усадку всего строения, избежав трещин и перекосов. Более длительное нахождение опалубки в собранном виде увеличит сцепку её с бетоном и при разборке избежать  повреждения верхнего слоя фундамента будет сложно. Поскольку углы бетонной конструкции  не набрали положенной прочности, разборку опалубки следует проводить с особой осторожностью. Все сколы на фундаменте зачищаются металлической щеткой и смывают под напором воды. Зачищенную поверхность затирают раствором цемента, замешанным в пропорции 1:2.

Технологические отверстия в фундаменте

Технологические отверстия для проведения канализации, водопровода и т.д. должны быть предусмотрены при проектировании строения, до начала бетонных работ. Пр подготовке опалубки в нужных местах устанавливаются пластиковые гильзы, которые на время проведения строительных работ закрывают ветошью. После завершения прокладки подземных коммуникаций, отверстия заполняют герметиком.

По материалам сайта: http://stroyproff.ru