ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ

И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ

(ЦНИИОМТП)

БЮРО ВНЕДРЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

НА ВОЗВЕДЕНИЕ


МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ФУНДАМЕНТОВ

ПОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ И СТАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ

МОСКВА - 1984

Рекомендовано к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Технологические карты на возведение монолитных железобетонных фундаментов под железобетонные и стальные колонны. М. 1984. (Госстрой СССР. Центр. науч.-исслед. и проектно-эксперим. ин-т организации, механизации и техн. помощи стр-ву. ЦНИИОМТП).

В альбом включены технологические карты на возведение монолитных железобетонных фундаментов под железобетонные и стальные колонны. Приведены организация и технология строительных процессов, указаны основные правила техники безопасности, даны калькуляции затрат труда на производство всех видов работ при возведении фундаментов. Представлены конструктивные схемы по организации и технологии работ, спецификации необходимых деталей и элементов.

Технологические карты предназначены для инженерно-технических работников проектных, научно-исследовательских и других строительных организаций.

Работа подготовлена отделом бетонных и железобетонных работ ЦНИИОМТП Госстроя СССР (Б.В. Жадановский, А.Г. Фуников, К.И. Башлай, Н.И. Евдокимов, Е.Д. Козлов, В.П. Колодий, М.М. Полякова, Ю.А. Ярымов, Л.А. Зуева, В.И. Остромогольский, Е.П. Мазов, В.П. Чураков, Н.А. Матвеева, Ю.Б. Чирков).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ВОЗВЕДЕНИЕ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ФУНДАМЕНТОВ ПОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОЛОННЫ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана на возведение монолитного железобетонного фундамента под железобетонные колонны при положительных температурах. В качестве эталона при разработке карты принят фундамент объемом до 15 м 3 и высотой 3 м.

Конструкция, технология производства работ и технико-экономические показатели даны в карте для фундамента ФВ 14-1, физический объем которого 10 м 3. опалубливаемая поверхность 1805 м 2. масса арматуры 381,9 кг.

Схема фундамента на листе 1.

В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

армирование фундамента;

монтаж разборно-переставной опалубки и стальных опалубочных форм;

бетонирование фундаментов с помощью крана и бадьи, бетоноукладчика или бетононасоса;

демонтаж опалубки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Арматурные работы

До монтажа арматуры фундамента должны быть выполнены следующие работы:

разбивка осей и устройство бетонной подготовки;

доставка и складирование в зоне действия монтажного крана необходимого количества арматурных элементов;

подготовка к работе такелажной оснастки, инструмента и электросварочной аппаратуры.

Монтаж арматуры начинается с разметки мест, раскладки сеток плитной части фундамента и установки фиксаторов с шагом 1 м для создания защитного слоя бетона.

Армирование производится унифицированными сетками серии 1.410-2 (ГОСТ 23279-78), изготовленными в заводских условиях на многоточечных контактных машинах.

Раскладка сеток производится по взаимно перпендикулярным направлениям (см. лист 1 ).

Подколенник армируется пространственным каркасом, который устанавливают в проектное положение с помощью крана.

Сборка пространственных каркасов производится на сборочной площадке. Сначала устанавливают две вертикальные сетки, которые закрепляют временными растяжками.

Для создания защитного слоя бетона устанавливают фиксаторы, изготовленные из пластмассы и оставляют их в бетоне (изготовитель - завод № 4 комбината стройпластмасс).

Работы но монтажу арматуры выполняет звено из четырех человек: арматурщики 3 разряда (1 чел.) и 2 разряда (2 чел.), и электросварщик 5 разряда.

Схема организации работ при монтаже арматуры дана на листе 2.

Приемка смонтированной арматуры осуществляется до установки опалубки и оформляется актом освидетельствования скрытых работ. В акте приемки смонтированных конструкций должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества смонтированной арматуры; после установки опалубки дают разрешение на бетонирование.

Опалубочные работы

До начала работ по монтажу опалубки должны быть выполнены следующие работы: установка арматурных сеток и каркаса; проверка комплектности завезенной опалубки; укрупнительная сборка щитов.

Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться в положении, соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Крупные сборочные единицы хранятся на закрытых складах или под навесом в условиях, исключающих их порчу; мелкие детали - на складе в упакованном виде.

Опалубливание фундаментов рассматривается в карте двумя типами опалубки: унифицированной разборно-переставной опалубкой «Монолит-77» (проект 2493.00.000) и стальными опалубочными формами для железобетонных монолитных фундаментов (проект 79-2.00.000), разработанными ЦНИИОМТП.

До начала монтажа разборно-переставной опалубки металлические щиты с помощью прижимных скоб собирают в опалубочные панели. Размеры панелей определяются площадью поверхностей фундаментов. На установленных панелях монтируют навесные площадки с навесными лестницами.

Схема раскладки щитов и последовательность монтажа (и демонтажа) разборно-переставной опалубки даны на листе 3.

Работы по монтажу разборно-переставной опалубки выполняет звено из двух монтажников 4 и 3 разрядов.

Схема организации работ при монтаже разборно-переставной опалубки дана на листе 4.

Монтаж стальных опалубочных форм выполняет также звено из двух монтажников 4 и 3 разрядов.

До монтажа стальных опалубочных форм на сборочной площадке собирается опалубка башмачной части фундамента (одноступенчатая, двухступенчатая или трехступенчатая). Затем опалубка башмака подается с помощью крана на место установки.

Блоки собирают из щитов с помощью замковых стяжек. Собранный блок устанавливают краном на центрирующие штыри рамы опалубки башмачной части фундамента и закрепляют при помощи фиксаторов. Блоки устанавливают друг на друга до необходимой высоты. Затем на центрирующие штыри верхнего блока устанавливают вкладыш стакана и навешивают подмости.

После достижения бетоном необходимой прочности опалубку демонтируют.

Схема стальных опалубочных форм, последовательность монтажа и демонтажа опалубки, а также схема организации работ при монтаже опалубки даны на листах 5 и 6.

Бетонные работы

До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы: проверена правильность установленных арматуры и опалубки; устранены все дефекты опалубки; проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона; приняты по акту все конструкции и их элементы, скрываемые в процессе бетонирования; очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура; проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений и инструментов.

Доставка на объект бетонной смеси предусматривается в автобетоносмесителях.

Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в трех вариантах: краном в бункерах, автобетононасосом, бетоноукладчиком.

При первом варианте предусматривается бункер конструкции ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором. Вместимость бункера 1 м 3 смеси.

Схема организации работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах дана на листе 7.

Работы по бетонированию выполняет звено из двух бетонщиков 4 и 3 разрядов.

При втором варианте предусмотрена подача смеси автобетононасосом марки БН-80-20 (лист 8 ).

Автобетононасос обслуживает звено из двух человек: оператор 5 разряда и помощник оператора 4 разряда.

Подбор и назначение состава бетона должны осуществляться строительной лабораторией. Проверка рабочего состава бетона должна производиться путем пробного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытаний бетонных образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

Схему бетонирования фундаментов с использованием бетоноукладчика СБ-131 см. на листе 9.

По третьему варианту подача бетонной смеси производится бетоноукладчиком с соблюдением следующих требований: загружать ленту транспортера бетонной смесью следует возможно более толстым слоем; лента транспортера должна быть оборудована бортовым ограждением, закрепленным на раме транспортера; наибольший угол наклона транспортерной ленты не должен превышать 18°.

Бетоноукладчик обслуживает оператор 5 разряда.

Укладка бетона в фундаменты производится в три этапа: бетонирование первой ступени башмачной части; бетонирование второй ступени башмачной части; послойное бетонирование подколонника, а затем стенок стакана.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

При высоте подколенника более 2 м рекомендуется использовать вертикальные звеньевые хоботы.

Бетонная смесь укладывается слоями толщиной от 30 до 40 см. Уплотнение бетонной смеси производят глубинными вибраторами. Рабочая часть вибратора погружается в ранее уложенный слой бетона на 5 - 10 см. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют вибраторами или штыкованием ручными шуровками. Опирание вибраторов во время работы на арматуру не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не выключая двигателя, чтобы пустота под наконечником равномерно заполнилась бетонной смесью.

После укладки бетонной смеси в опалубку необходимо создать благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона. Горизонтальные поверхности забетонированного фундамента укрывают влажной мешковиной, брезентом, опилками, песком (регулярно смачиваемыми), листовыми, рулонными материалами или покрывают защитными пленками на срок, зависящий от климатических условий, в соответствии с указаниями строительной лаборатории.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиПу III-4-80. Особое внимание следует обратить на следующее: распалубливание конструкций можно начинать только с разрешения производителя работ; перед распалубкой нужно получить заключение строительной лаборатории о фактической прочности бетона; рукоятки вибраторов должны иметь амортизаторы, а электропровода - надежную резиновую изоляцию; бетонщики, работающие с вибраторами, должны периодически проходить медицинский осмотр; к управлению автобетононасосами допускаются только машинисты-операторы, имеющие удостоверения, разрешающие работу на данном типе машин.

Технико-экономические показатели по видам работ на фундамент

По материалам сайта: http://www.norm-load.ru