Осушительные канавы вдоль дороги

Схема отвода воды в дренажную канаву.

Не на каждом участке действительно требуется дренаж, но вдоль дороги он должен находиться обязательно, поскольку дорожное полотно не впитывает воду, а ее избыток оказывает разрушающее воздействие. Поэтому обычно дренаж устраивают вдоль дорог и по периметру зданий (для защиты фундамента). Кроме дождевой воды, существует несколько причин для того, чтобы оборудовать участок дренажной системой:

    • глинистость почвы. Так как глина имеет свойство плохо пропускать воду, то глинистые грунты создают большой излишек воды;
    • болотистая местность;
    • уклон местности создает направленный поток воды, в отличие от стоячей воды в заболоченных местностях. Такой поток может разрушить, вымыть возделываемый плодородный слой земли и создать опасность для фундаментов дорог и строений.

Виды дренажных систем

Осушительные системы делятся на 2 вида:

Схема устройства дренажной канавы на участке.

открытый дренаж, как можно понять из названия, являет собой систему соединенных между собой открытых траншей, канав. Самым дешевым способом осушить грунт вдоль дороги является дренажная канава. Внешний вид такой системы не самый привлекательный, но если правильно ее укрепить и декорировать, то она прослужит долгие годы и будет радовать глаз;

Список инструментов

Схема укладки трубы в канаву.


Для создания самой простой открытой дренажной системы потребуются:

  • лопата;
  • семена дикорастущих трав;
  • материалы для укрепления откосов (камень, бетон, георешетка и т. п.).

Для закрытой системы дренажа используют:

  • лопату;
  • щебень;
  • геотекстиль;
  • дренажные трубы или маты.

Для линейной системы водоотвода из лотков понадобятся:

  • лопата;
  • бетон;
  • водоотводные лотки.

Инструкция по монтажу

Первым делом нужно определить для вашего участка то, насколько глубоко должен залегать дренаж. Для этого лучше всего пригласить специалистов, чтобы они сделали все необходимые замеры, поскольку на глаз узнать уровень грунтовых вод и характеристики почвы невозможно.

Заранее следует спланировать уклон водоотвода. На 1 м длины минимальный размер уклона составит 3 мм (вдоль автомобильной дороги — 5 мм). Слишком большой эта величина также быть не должна, поэтому для участка с большим градусом уклона, где невозможно соблюдение должного наклона дренажной системы, следует использовать закрытую систему водоотвода с трубами или открытую с лотками и системой перепадных колодцев. На всех поворотах таких водоотводных коммуникаций устанавливаются поворотные колодцы.

После проведения разведки и получения необходимых данных нужно начертить схему будущей водоотводной системы. Планировать дренаж необходимо с высшей точки участка к месту сброса воды в канализацию или специальный колодец, накапливающий воду для дальнейшего использования, либо через щебневую подушку, передающую воду более глубоким слоям земли. Система водоотвода обязательно должна проходить по периметру зданий, вдоль дорог и мощеных площадок для отвода дождевой и талой воды от фундаментов построек.

Согласно принятому плану роются траншеи. Глубина траншеи может составлять 0,6-2,5 м или больше. Канава вдоль дороги должна быть в разрезе трапециевидной формы, где основание в ширину должно быть не менее 0,4 м, а уклон стенок должен быть рассчитан, используя пропорцию 1:1,5 (высота к ширине соответственно). Для системы открытого водоотвода этого может быть достаточно, но для долгой службы дренажа его необходимо укрепить.

  • посев на откосы и дно канавы дикорастущих трав. Дополнительно укрепляется деревянными кольями или железными костылями;
  • укрепление бетонными плитами или камнем. Необходимо учесть, что укладка бетонных блоков или камня производится на песчаную подушку 20 см;
  • создание решетки из бетонных брусков или камней и посев дикорастущих трав. Бетон и камень необходимо закрепить на скатах траншеи металлическими кольями;
  • георешетка. Она также должна быть укреплена на откосах металлическими или пластиковыми кольями. Затем производится посев дикорастущих трав.

Если планируется прокладка дренажа из лотков, канава роется глубиной 10 см, на 5 мм больше высоты самого лотка и на 20 см больше его ширины. Далее заливается бетонная подушка 10 см толщиной, на которую после ее застывания кладутся лотки, а оставшееся пространство заливается цементным раствором. Сверху на лотки монтируется ливневая решетка, которая поставляется в комплекте.

Для закрытой системы дренажа канава вдоль дороги роется глубиной 0,6-2,5 м (в некоторых случаях и глубже) и шириной 30 см. Иногда ее делают шириной 15 см, а при использовании техники для рытья ее ширина может достигать 60 см. В данном случае это не играет решающей роли, здесь главное — достаточная глубина. На дно траншеи укладываются дренажные трубы, обернутые геотекстилем, после чего канава заполняется щебнем в уровень с землей.

По материалам сайта: http://1landscapedesign.ru