Полуподземный гараж – строительство заглубленного гаража своими руками

В былые времена (но не столь уж и далекие) редко какое крестьянское хозяйство обходилось без такого приусадебного хранилища, как погреб или подвал. Последнее название раскрывает и его конструкцию: заглубленное в грунт и обвалованное сверху землей помещение, в котором хранили зерно и прочие припасы, различные пожитки.

Подобные обвалованные сооружения — ольшаники (подземные, заглубленные, надземные — как позволят грунтовые условия) нередко устраивают пчеловоды для зимовки пчел на дальних пасеках и в наши дни.

Сейчас словом «подвал» называют глубокое подполье под домом, а наземные постройки указанного типа именуют искусственным гротом. Используют гроты в летнюю жару как помещения для отдыха, а зимой — как склад хозяйственного инвентаря.

Между тем, современные строительные материалы и конструкции позволяют сделать подобные сооружения значительными по площади и объему, при одновременном увеличении их функциональности. Например, вполне можно построить мастерскую, гараж или то и другое под одной крышей.

Заглубленный полуподземный гараж-мастерская:


1 — стена (бетон М300, b150); 2 — битумная обмазка; 3 — теплоизоляция (Ь50. 150); 4 — гидроизоляция (гидроизол); 5 — глиняный замок (b100. 150); 6 — насыпной грунт обваловки; 7 — дерновый слой обваловки; 8 — внутренняя стенка портала (бетон М300, b150); 9 — утепленные коробчатые стальные ворота (2500х2200x100); 10 — утепленная дверка в воротах (b100); 11 — водосборный бетонный приямок; 12 — выездной пандус; 13 — смотровой дренажный колодец ?800; 14 — водоотводная канава; 15 — вентиляционная вытяжная труба (асбоцемент ?150); 16 — плита перекрытия (железобетон 1200x500x100, 40 шт.); 17 — поперечная балка (тавр № 10, L4000, 4 шт.); 18 — железобетонные воротные перемычки; 19 — наружная обкладка портала (из бутового камня); 20 — подпорная стенка (кладка из бутового камня); 21 — дорожная одежда пандуса (бетон); 22 — дренаж; 23 — портальная часть ленточного фундамента; 24 — пол (бетон М300, b150); 25 — гидроизоляция (2 листа рубероида на битумной мастике); 26 — контрфорс (бетон М300, 5 шт.); 27 — подушка из песчано-гравийной смеси: 28 — стальные анкерные штыри (?10, 3 шт. на контрфорс); 29 — очиститель дренажных труб (оцинкованная проволока ?3—5); 30 — водоотводная канава; 31 — монолитный пояс.

Преимущества обвалованных сооружений перед традиционными очевидны. В такой постройке во все времена года сохраняются относительно стабильные влажностные и тепловые условия. Так, при сезонных наружных перепадах температуры от +35°С летом и до -35°С зимой изменение ее внутри не превышает и 15°. Значит, на обогрев помещения до комфортных условий в холодное время потребуется совсем немного энергии (хотя, работая в такой мастерской, не озябнешь и без отопления).

Другое важное преимущество обвалованного сооружения — его пожарная безопасность. Она сравнима, пожалуй, с несгораемым сейфом: огню непросто проникнуть внутрь постройки, как, впрочем, и вырваться из нее наружу.

Конструкции обвалованных построек в большинстве случаев оказываются экономичнее (причем значительно), чем наземных отрытых, так как при сооружении гротов не требуются качественные (по внешнему виду) строительные изделия. Материалы используются в основном местные: дерн, глина, песок, бутовый камень, щебень, гравий, в том числе и то, что извлекается из котлована при его разработке.

Основная же экономия состоит в том, что фундамент и стены, служащие в обычных постройках поддерживающими элементами, здесь же являются и основными ограждающими конструкциями.

Строительству полуподземного гаража-грота. как и любой другой постройки, предшествуют определенные согласования с местной администрацией и получение от нее разрешения на строительство. Для успешного прохождения этой процедуры потребуется паспорт объекта, в котором должны быть, как минимум, чертежи плана и фасадов будущего сооружения и основные архитектурно-строительные решения.

Поскольку эти чертежи довольно просты, подготовить их можно самому. Но не будет лишней и более глубокая предварительная проработка конструкций сооружения на бумаге — вплоть до составления эскизного проекта с помощью соответствующей литературы. Это поможет избежать многих непредвиденных ситуаций: нестыковок элементов, переделок, перерасхода или приобретения излишков материалов и т. д. и в то же время точнее рассчитать потребности в необходимых конструкциях, основных и вспомогательных материалах, приспособлениях, механизмах.

Объемный план сооружений.

Разработке эскизного проекта сооружения предшествуют выбор площадки и исследование ее инженерно-геологических и гидрогеологических условий.

Главное обстоятельство — уровень грунтовых вод (УГВ). Он определяет возможное заглубление гаража: желательно, чтобы конструктивные слои пола находились выше их. При этом еще надо учесть, что в период снеготаяния или затяжных осенних дождей их уровень может подниматься. Чтобы понизить уровень подземных вод и защитить строение от них, вокруг фундамента устраивают дренаж.

Другой важный момент — свойство грунта, на котором будет стоять фундамент гаража. От него зависит конструкция фундамента, а точнее, площадь его подошвы. Как показала практика, на таких грунтах, как мягкопластичная глина, мелкий пылеватый песок, а тем более торф или ил, лучше не строить ничего либо специально укреплять их.

И то и другое можно выявить, вырыв на месте возведения сооружения шурф или пробурив скважину хотя бы на полметра ниже глубины максимального сезонного промерзания фунта в районе строительства. Данный показатель можно также выяснить в любой местной проектно-строительной организации.

Разработка котлована под строительство полуподземного обвалованного гаража

Вид на часть котлована с обноской.

По материалам сайта: http://avtomotoklyb.ru