В Москве вводятся новые стандарты благоустройства улиц

07 Июля 2014

Москомархитектура разработала печатную версию альбома типовых решений благоустройства примагистральных территорий, которая будет издана с образцами технического задания и с формулировками для использования государственными заказчиками при подготовке конкурсной документации.

Разработка этих альбомов преследовала сразу несколько целей. В глобальном смысле – для города – это должно привести к повышению качества работ по благоустройству и улучшению их эксплуатационных характеристик. Для москвичей преимущества в том, что, благодаря новым стандартам, со временем на городских улицах должна сформироваться безопасная и эстетически комфортная среда.

Например, если рассматривать территории вдоль магистралей, то окажется, что во многих местах не организован сток поверхностных вод с откосов, ограждающие конструкции расставлены хаотично и нерационально, газон вдоль дорог неизбежно умирает под воздействием реагентов. Велосипедные дорожки в нынешних условиях часто остаются малопригодными для пользования.

В ходе работы над альбомами был широко рассмотрен зарубежный опыт и изучены более рациональные способы благоустройства территорий улиц, которые применяются на западе. Так, наравне с общими соображениями эстетики и безопасности, обычно учитываются и особенности локальной среды, сохранность и доступность общественных пространств для пешеходов, равно как и транспортная проходимость. Практика показывает, что решение, комфортное для всех, однозначно существует. И новые стандарты, разработанные Москомархитектрой, предлагают оптимальный алгоритм его поиска.


Намечаем границы

При планировании благоустройства того или иного участка, часто возникает вопрос – какие именно территории и площади нуждаются в благоустройстве? Что имеет смысл затрагивать, а что нет?

Итак, задача номер один – определить границы. Для этого необходимо проанализировать участок с точки зрения функции и существующей застройки:

- определить, как этот участок используется;

- определить физическую линию застройки, включая габариты зданий и сооружений;

- учесть существующие планировочные элементы (площадки, газоны, тротуары etc.)

- проанализировать визуальное восприятие пешеходом всей территории участка и расположенных на нем объектов (с разных точек зрения).

Следующий этап – определение функционально-планировочных участков. Поскольку рассматриваются улицы и магистрали, то Москомархитектурой предлагается следующая типология участков:

- линейный участок (жилая застройка);

- рекреационная территория (парковая зона);

- общественно-деловая территория (площадь административно-общественного здания);

- территория транспортно-пересадочного узла (ж/д платоформа, станция метро, остановка общественного транспорта, капитальный ТПУ);

- транспортный узел (развязка).

От структурирования переходим к зонированию поперечного профиля – на каждом участке выделяем одну или несколько зон по схеме:

- разделительная полоса;

- зона функционального обслуживания;

- пешеходная зона;

- зона формирования архитектурно-художественного облика.

И для каждой из зон в альбоме новых типовых решений предусмотрен комплекс возможных планировочных требований и необходимых работ по благоустройству. Например, на разделительной полосе возможна организация комфортной посадки и высадки пассажиров и транзитного перемещения пешеходов, разделение транспортных потоков и размещение технических средств организации дорожного движения (светофоров и шлагбаумов), наружного освещения и дорожной навигации.

В зоне формирования архитектурно-художественного облика (выделяется по обеим сторонам улицы или магистрали) уделяется внимание колористическому решению фасадов, оформлению витрин, размещению рекламно-информационных конструкций.

Решаем проблему «некомплектов»

В эксклюзивном интервью порталу Архсовета Москвы арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров назвал одной из ключевых проблем Москвы так называемые уличные «комплекты». А точнее, некомплекты: объекты, которые должны быть связаны визуально, пластически, по стилю (остановка, урна, скамейка, указатель и проч.) по факту никак не связаны.

Москва, комфортная для всех

Инклюзивные объекты, безбарьерная среда – все эти термины характеризуют такую организацию пространства, когда оно становится одинаково доступным для всех групп населения, в том числе маломобильных, которые долгое время незаслуженно были обделены вниманием. Зоны безбарьерной среды возникали в городе бессистемно, но принятие новых стандартов должно изменить ситуацию.

Прогулка должна быть в радость

По материалам сайта: http://archsovet.msk.ru