СБРОС ЛИВНЕВОЙ СТОЧНОЙ ВОДЫ НА РЕЛЬЕФ

8 ноября 2013, 10:08

Вопрос. На какие нормативные документы ссылаться в случае, если сброс ливневой сточной воды осуществляется на рельеф и при этом отсутствует водный объект? Является ли ор-ганизация природопользователем в части сброса в водный объект? Должна ли производиться плата за негативное воздействие? На какие нормативы ориентироваться при расчете платежей в таком случае? Допускается ли по законодательству сброс на рельеф?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Понятие «сброс на рельеф» законодательно не определено.

На сегодняшний день единственным документом, позволяющим рассчитать объём стока дождевых, талых и поливомоечных вод, являются Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ от 29.12.1998.

В Методических указаниях под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).


В Письме Росприроднадзора от 30.08.2012 № ОД-06-01-31/11634 «О взимании платы за неорганизованные сбросы на рельеф местности» изложена следующая позиция Росприроднадзора: «Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду на основании Определения Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О признана обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), который согласно п. 1 Порядка распространяется на предприятия, учреждения, иностранных и физических лиц, осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Положениями ст. 23 закона определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управ-ление в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента на основании п. 6 Порядка».

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет документов, регла-ментирующих расчет сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении сброса на рельеф (как организованного, так и неорганизованного), и, следовательно, отсутствует возможность выдать соответствующее разрешение на сброс. Органы Росприроднадзора настаивают на том, чтобы при внесении платы за сброс на рельеф применялись повышающий коэффициент 5 и нормативы платы за сброс в водные объекты, установленные для расчета платы по сверхлимиту, несмотря на то, что сброс на рельеф неправомерно приравнивается к сбросу в водный объект.

Суды также поддерживают позицию Рос-природнадзора.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № А79-7613/2011. Расчет платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госком-экологии РФ 29.12.1998.

ОАО является плательщиком за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного сброса на рель-еф местности с территории (водосбора) предприя-тия.

Проверив представленный управлением расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за I квартал 2011 года, суды признали его обоснованным. При этом они исходили из того, что в I квартале 2011 года ОАО не проводило лабораторный анализ воды (по-верхностного стока) для установления фактической концентрации загрязняющих веществ; расчет управления произведен с учетом положений Методических указаний и данных метео-рологических наблюдений.

Ссылка общества не неправомерность при-менения пятикратного повышающего коэффициента признана судом несостоятельной, т. к. разрешение на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади у ОАО отсутствует, в Росприроднадзор с соответствующим заявлением о выдаче такого разрешения ОАО не обращалось.

Постановление 7 ААС от 17.10.2011 № 07АП-7345/11. Суд указал, что у территориального органа Росприроднадзора отсутствовала объективная возможность выдать испрашиваемое обществом разрешение на неорганизованный сброс. В случае отсутствия разрешения на сброс плата вносится как за сверхлимит. Это положение не может являться основанием для возложения на уполномоченный орган обязанности выдать такое разрешение в отсутствие на то правовых оснований.

Таким образом, имеет место пробел в законодательстве РФ. Несмотря на то, что нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, узаконить такой вид сброса не представляется возможным. Пока не будут разработаны и утверждены методика расчета сбросов на рельеф местности и порядок утверждения нормативов допустимого воздействия в отношении такого сброса, природопользователи вынуждены платить за сброс на рельеф в 25-кратном размере.

Источник: газета "Браво, Эколог!" октябрь 2013 года

По материалам сайта: http://www.iprosoft.ru