Организация ливневых стоков.

Организация ливневых стоков.

Одной из важных задач инженерной подготовки и организации рельефа является организация ливневых стоков поверхностных дождевых и талых вод. Организация ливневого стока поверхностных вод, образующихся в результате выпадения осадков или таяния снега, осуществляется водосточной системой ливневой канализации. При помощи системы ливневой канализации поверхностные воды стекают с поверхности дорог и площадок в открытые лотки, протекают по ним некоторое расстояние, а затем через водоприемные колодцы попадают в общий коллектор ливневой канализации.

Поверхностный водоотвод осуществляется при помощи водосточной системы со всех городских территорий и заканчивается сбросом ливневых и талых вод в водоем за пределами городской территории или отводом на очистные сооружения.

Водосточная система может быть открытого, закрытого или смешанного типа. Открытую сеть устраивают для поселков и небольших городов; при большом количестве жителей устраивают сеть закрытого и смешанного типов. В садах и парках и, как правило, на территории микрорайонов проектируют главным образом открытую водосточную систему. Закрытая система предусматривается местами, в пониженных частях территории при наличии оврагов, впадин с большим объемом стока.

Открытая сеть - это система лотков и кюветов, удаляющих воду из пониженных мест, канав, отводящих воды с больших площадей бассейна, дополненная другими водоотводными, искусственными и естественными элементами. Иногда открытую сеть дополняют русла малых рек и каналы. Открытая дождевая сеть состоит из уличной и внутриквартальной.

Обычно дождевые воды с территории кварталов и дворов при наличии поверхностного уклона к улице отводят открытой сетью лотков или кюветов. Размеры поперечных сечений отдельных элементов сети определяют расчетом. При небольших площадях стока размеры поперечных сечений лотков и кюветов не рассчитывают, а принимают по конструктивным соображениям с учетом стандартных габаритов.

Лотки и кюветы проектируют вдоль улиц. Трассы водоотводных каналов прокладывают, максимально приближаясь к рельефу, по возможности вне границ застройки. Водоотводящие элементы, в городских условиях, укрепляют по всему дну или по всему периметру. Крутизну откосов кюветов и каналов (отношение высоты откоса к его заложению) устанавливают в пределах от 1:0,25 до 1:0,5.

Поперечное сечение кюветов и лотков проектируют прямоугольной, трапецеидальной и параболической форм, канав – прямоугольной и трапецеидальной форм. Наибольшую высоту кюветов и канав в городских условиях ограничивают. Ее делают не более 1,2 м (1,0 м - предельная глубина потока, 0,2 м - наименьшее превышение бровки кювета или канавы над потоком).


Наименьшие уклоны лотков проезжей части, кюветов и водоотводящих канав принимают в зависимости от типа покрытия.

Вид покрытия Наименьшие уклоны, % Лотки проезжей части при асфальтобетонном покрытии 0,3 То же, при брусчатом или щебеночном покрытии 0,4 То же, при булыжной мостовой 0,5 Отдельные лотки и кюветы 0,5 Водоотводные канавы 0,3

Эти уклоны обеспечивают наименьшую не заиливающую скорость движения дождевых вод (не менее 0,4 – 0,6 м/с). На участках территории, где уклоны рельефа больше тех, при которых возникают максимальные скорости течения, проектируют специальные сооружения, быстротоки, ступенчатые перепады.

Закрытая сеть - включает подводящие элементы (лотки улиц), подземную сеть труб (коллекторов), дождевые и смотровые колодцы, а также узлы специального назначения. К специальным сооружениям закрытой дождевой сети относят: дождеприемные и смотровые колодцы, ливневой коллектор, быстротоки, водобойные колодцы и пр. Закрытая дождевая сеть должна начинаться с места почти полного заполнения уличных лотков, так как иначе дождевая вода стала бы заливать тротуары. Исходя из этого, место расположения начальных точек закрытой сети определяется расчетом.

Дождеприемные колодцы устанавливаются для обеспечения полного перехвата дождевых вод в местах понижения проектного рельефа, на выездах из кварталов, перед перекрестками, со стороны притока воды, обязательно вне полосы пешеходного движения. На территории жилой застройки дождеприемные колодцы располагаются на расстоянии 150-300 м от линии водораздела. Такое расстояние обосновывается длиной свободного пробега воды. Вдоль магистралей дождеприемные колодцы размещают в зависимости от продольных уклонов.

Прод. уклон улиц шириной до 30м, %

до 0,4

0,4–0,6

0.6-1

1-3

Расстояния между дождеприемниками l, м

Смотровые колодцы располагаются в местах изменения направления трассы, диаметра и уклона труб, присоединений трубопроводов и пересечения с подземными сетями в одном уровне, в соответствии с условиями рельефа (уклонами), объемом стока и характером проложенных коллекторов ливневой канализации, на ливневой (канализационной) сети. На прямых участках трассы шаг размещения смотровых колодцев зависит от диаметра труб водостока. Чем больше диаметр, тем расстояния между колодцами больше. При диаметре 0,20,45м расстояние между колодцами должно быть не более 50 м, а при диаметре более 2 м – расстояние 250-300 м.

Перепадные колодцы. устраиваются на участках с большим падением рельефа, для уменьшения скорости движения воды в коллекторе, превышающей наибольшие допустимые нормы. При значительных предельных уклонах местности на трассе коллектора устраиваются быстротоки, водобойные колодцы или применяются чугунные или стальные трубы.

Ливневой коллектор, как элемент ливневой канализации, располагается на застраиваемой территории города в зависимости от общей компоновки всей ливневой сети.

Глубина заложения ливневого коллектора зависит от геологических условий грунта и глубины промерзания. Если в районе строительства грунт не промерзает, то минимальная глубина заложения водостока составляет 0,7 м. Определение глубины заложения колектора производится в соответствии с требованиями норм.

Трассировку дождевой сети в основном производят в соответствии с указаниями, относящимися к бытовой канализации, с учетом, однако, специфических особенностей работы дождевой сети. Трасса главного коллектора прокладывается в пониженных местах территории (тальвеге) по направлению к месту выпуска стока, на 30-50см ниже глубины промерзания грунта. Как правило, главные коллекторы бассейна трассируют по городским улицам и проездам. Исключение допускается в тех случаях, когда направление городских улиц и проездов не совпадает с тальвегом. Ливневой (дождевой) коллектор, расположенный вдоль магистрали, дублируется, если ширина проезжей части магистрали превышает 21 м или, если ширина магистрали в красных линиях более 50 м.

К главному коллектору через смотровые колодцы присоединяются водостоки с других улиц. Таким образом, поверхностные воды стекают с городских территорий в лотки улиц и через колодцы - дождеприемники попадают в водостоки. Дождеприемники подсоединяются через смотровые колодцы к водостокам с помощью специальных выпусков.

Выпуски водосточной сети в очистные сооружения (отстойники, поля фильтрации) по санитарным соображениям желательно устраивать вне границ застройки города.

Обычная водосточная сеть проектируется с продольным уклоном 0,5%. На равнинных территориях принимают минимальный уклон коллектора, который равен 0,4%. Такой уклон позволяет обеспечить непрерывность движения (постоянность) ливневых вод в коллекторе и предотвращает его заиливание.

Максимальный уклон коллектора принимают таким, при котором скорость движения воды составляет 7 м/с, а для металлических коллекторов - 10 м/с.

При больших уклонах коллекторы могут выйти из строя из-за возникновения гидравлического удара.

При проектировании водосточной системы следует учитывать, что не весь объем выпавших осадков, образует сток. Часть воды впитывается в грунт, часть испаряется в атмосферу. Это явление учитывается коэффициентом стока, величина которого зависит от типа поверхности дорог. Так, для цементно-бетонных покрытий коэффициент стока составляет 0,95, для гравийных покрытий - 0,3, для открытого грунта - 0,2, для газона с насаждениями - 0,1-0,2.

Проектные отметки осей всех дорог ставятся на поверхности дорожных покрытий. При расчете отметок, следует иметь в виду, что отметки гребня главных дорог должны быть ниже существующих отметок рельефа на 10-15см.

При проектировании схемы вертикальной планировки необходимо избегать образования бессточных мест на перекрестках и по трассам основных дорожек. В случае, когда это сделать невозможно, следует предусмотреть закрытую водосточную сеть.

По материалам сайта: http://kast.com.ru