Испытания трубопроводов

Испытание трубопроводов. Все напорные трубопроводы после монтажа водопровода проходят испытание на прочность и плотность гидравлическим и пневматическим способом.

Испытание напорных трубопроводов, прокладываемых в траншеях, проводят дважды: до засыпки траншей и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов) — предварительное испытание на прочность и после засыпки траншей и завершения всех работ на данном участке водопроводов, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки — окончательное испытание на плотность.

Проводить предварительное испытание трубопровода разрешается только после его закрепления путем подбивки пазух грунтом, присыпки полиэтиленовых труб водопровода, устройства упоров, а также других мер, предусмотренных правилами техники безопасности. Предварительное испытание стальных трубопроводов осуществляется при положительных результатах контроля качества сварки и изоляции.

Сварные стыки и фланцевые соединения при испытательном давлении менее 0,6 МПа должны быть без изоляции на расстоянии не менее 100 мм от оси стыка в каждую сторону и доступны для осмотра.

Гидравлическое испытание на прочность. Прочность напорных трубопроводов проверяют внутренним давлением. Рабочее и испытательное давление напорных трубопроводов устанавливают проектом.

При проведении предварительного гидравлического испытания водопроводов задвижки, установленные на этом водопроводе, должны быть полностью открыты. Для отключения испытываемого участка водопровода от действующего устанавливают глухие фланцы или заглушки; использование для этой цели задвижек не разрешается.

Трубопроводы из чугунных и железобетонных труб испытывают по участкам длиной не более 1 км, а трубопроводы из полиэтиленовых труб не более 0,5 км. Длину испытательных участков стальных трубопроводов при гидравлическом способе испытания разрешается принимать более 1 км.


Предварительное гидравлическое испытание металлических и железобетонных трубопроводов должно продолжаться не менее 10 мин, а полиэтиленовых — не менее 30 мин, после чего давление снижается до рабочего и производится осмотр трубопроводов. Поддержание испытательного, а также рабочего давления в трубопроводе на период его осмотра и выявления дефектов при предварительном испытании разрешается проводить подкачкой воды.

Напорный трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если в нем под испытательным давлением не произошло разрыва труб и фасонных частей и нарушения заделки стыковых соединений, а под рабочим давлением не обнаружено утечек воды.

Замеченные дефекты должны быть устранены, после чего трубопровод необходимо подвергнуть предварительному испытанию повторно.

Гидравлическое испытание на плотность. Окончательное гидравлическое испытание напорных трубопроводов может быть начато, если с момента засыпки траншеи грунтом и заполнения трубопровода водой для труб металлических и полиэтиленовых прошло не менее 24 ч, а для железобетонных — не менее 72 ч. Если трубопровод был заполнен водой до засыпки траншей грунтом, то время выдерживания испытательного давления устанавливают с момента засыпки.

В процессе проведения окончательного испытания напорных трубопроводов водоснабжения должна быть определена фактическая утечка воды из трубопроводов, при этом утечки не должны превышать допустимых пределов.

Участок водопровода из полиэтиленовых труб считается выдержавшим гидравлическое испытание, если после последовательного нахождения водопровода под испытательным и рабочим давлением по 30 мин в течение следующих 10 мин нахождения под рабочим давлением падение давления в водопроводе не превышало 0,01 МПа.

На участке трубопровода, полностью доступном осмотру в рабочем состоянии, специально утечку не определяют, и он считается выдержавшим гидравлическое испытание, если при испытательном давлении не будет нарушена его целостность, а при рабочем давлении в трубопроводе не будет обнаружено утечек воды.

Утечки воды из трубопровода определяют по формуле, л/мин:

q = Q/BT,

где Т — время от начала испытания на утечку до момента возвращения стрелки манометра в первоначальное положение (мин) T=T1—Т2; В — коэффициент, принимаемый равным 1 при падении давления не более чем на 20% испытательного.

Если в течение 10 мин давление упадет ниже рабочего, то трубопровод считается не выдержавшим испытание и объем воды Q, требующейся для восстановления в нем давления, не определяют. Если по истечении этого времени падение давления окажется недостаточным, то его следует увеличить до требуемого, сбросив воду из трубопровода. Далее утечки вычисляют по приведенной выше формуле. Воду из трубопровода разрешается сбрасывать до истечения указанного выше срока, но при этом сброс воды может оказаться больше фактической утечки.

Если при испытании трубопровода из железобетонных труб фактическая утечка будет больше допустимой, разрешается повторное испытание трубопровода (без предварительного его выдерживания). Если при повторном испытании фактическая утечка не будет превышать допустимую более чем на 20%, трубопровод может быть признан годным к эксплуатации (при гарантии исправления строителями всех дефектов в течение года).

Если при повторном испытании фактическая утечка будет превышать допустимую более чем на 20%, то рекомендуется выдержать трубопровод в течение 10 сут под рабочим давлением с целью дополнительного водонасыщения стенок труб. После этого испытание трубопровода должно быть проведено вновь.

При наполнении трубопровода водой в зимних условиях перепад температур между трубой и водой допускается не более 10 °С. Окончательное гидравлическое испытание трубопровода в зимних условиях следует проводить при температуре воды не ниже 1°С.

Предусмотренное выдерживание трубопровода с водой без давления должно быть осуществлено при наличии протока, то есть через трубопровод должна прокачиваться вода для его прогрева. Испытание трубопроводов зимой можно допустить лишь в случае крайней необходимости ввода их в эксплуатацию в текущий зимний период.

Все смонтированные трубопроводы должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям. При испытательном давлении, не превышающем 0,8 МПа, допускается пневматический способ испытаний.

Испытания трубопроводов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП «Правила производства и приемки работ. Водоснабжение, канализация и теплоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Испытательное давление устанавливается проектом. При отсутствии в проекте специальных указаний гидравлическое испытательное давление при предварительном и окончательном испытаниях должно равняться рабочему давлению плюс 0,3 МПа.

Концы участка трубопровода перед гидравлическим испытанием должны быть герметично закрыты заглушками, стыковые соединения которых рекомендуется принимать такими же, как на основном трубопроводе, то есть с применением резиновых уплотнительных колец. Для заглушек могут быть использованы стальные соединительные патрубки, предназначенные для монтажа фасонных частей и арматуры. При использовании стальных патрубков в качестве заглушек на свободном конце патрубка должен быть приварен глухой фланец с патрубками из газовых труб для наполнения трубопровода водой и выпуска воздуха.

Для удержания торцевых заглушек целесообразно применять упоры металлической конструкции с гидравлическими цилиндрами. Привод этих цилиндров может осуществляться от любого трактора, снабженного гидравлической системой. Конструкция такого упора может использоваться многократно.

При отсутствии упоров металлической конструкции можно применить бетонный или армированный упор, который должен к моменту наполнения трубопровода водой иметь проектную прочность, поэтому такие упоры рекомендуется устанавливать одновременно с укладкой трубопровода. Конструкция временных концевых упоров должна быть предусмотрена в проекте трубопровода.

К моменту гидравлического испытания трубопровода все стыковые соединения его как изнутри, так и снаружи необходимо заделать цементно-песчаным раствором, который до начала испытания трубопровода должен быть выдержан не менее 2 суток.

Задвижки, установленные на трубопроводе, при проведении испытаний должны быть полностью открыты. Задвижки, отключающие трубопровод от ответвлений, на период испытания могут быть как открытыми, так и закрытыми, но во всех случаях после них должны быть установлены сухие фланцы. Использовать задвижки для отключения испытываемого участка трубопровода от действующих сетей не разрешается.

Трубопровод наполняют водой с пониженного участка, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия для удаления воздуха из трубопровода. Вентили на патрубках, через которые удаляется воздух, следует закрывать лишь после полного удаления воздуха.

Трубопровод считается выдержавшим испытание, если не произойдет разуплотнения стыковых соединений и нарушения целостности труб, фасонных частей и арматуры, не будут обнаружены недопустимые дефекты как в открытых местах, так и в местах, где пазухи траншей засыпаны грунтом.

Трубопровод считают выдержавшим окончательное гидравлическое испытание, если не будет утечки воды из трубопровода.

Пневматическое испытание применяют по усмотрению строящей организации в случае возникновения трудностей при выполнении гидравлического испытания (зимнее время, отсутствие воды на месте испытания и др.). Эти испытания также проводят в две стадии: предварительная — на прочность, окончательная — на плотность.

После наполнения стального трубопровода воздухом до начала испытаний наружные трубопроводы должны некоторое время выдерживаться для выравнивания температуры воздуха в трубопроводе с температурой грунта. Минимальное время выдержки при условном диаметре трубопровода Dy=300 мм равно 2 ч, Dy=600 мм —4 ч, Dу=900 мм —8 ч; Dу=1200 мм — 16 ч и Dy=1400 мм —24 ч.

Минимальное время выдержки железобетонных предварительно-напряженных трубопроводов при условном диаметре трубопровода Dу=300 мм равно 6 ч; Dy = 300—500 мм—12 ч; Dy более 500 мм —24 ч.

Предварительное пневматическое испытание трубопроводов после их частичной засыпки проводится таким образом:
  • стальных и полиэтиленовых трубопроводов при рабочем давлении до 0,5 МПа — испытательным давлением 0,6 МПа;
  • при рабочем давлении свыше 0,5 МПа — испытательным давлением, равным рабочему, с коэффициентом 1,15;
  • чугунных, железобетонных предварительно-напряженных трубопроводов — испытательным давлением 0,15 МПа.

В случае невозможности создать указанное для стальных и полиэтиленовых трубопроводов испытательное давление предварительное испытание допускается проводить при максимальном давлении, развиваемом компрессором, но не менее 0,6 МПа.

Пневматическое испытание трубопроводов следует проводить участками длиной не более 1 км. Дефекты устраняют после снижения давления в трубопроводе до атмосферного, затем испытание повторяют.

При подготовке к пневматическому испытанию необходимо проверить установку упоров; присыпать трубопровод грунтом выше шелыги не менее чем на 25            см; очистить внутреннюю поверхность трубопровода от грунта, окалины и удалить другие засорения продувкой или другим способом; закрепить предупредительными знаками (красными флажками) зону охраны при пневматическом испытании трубопроводов.

При испытании трубопроводов, проложенных на улицах, границы зоны устанавливают с учетом местных условий и принятием дополнительных мер зашиты.

Осматривать трубопроводы и отмечать дефектные места разрешается только после снижения давления в трубопроводе до 0,1 МПа, а устранять дефекты следует при атмосферном давлении.

Опрессовочное оборудование. Для проведения испытания трубопроводов промышленностью выпускаются опрессовочные агрегаты и насосы.

По материалам сайта: http://vodosnabgenie.dp.ua