Перспективы водоснабжения и водоотведения Московской области

Состояние систем водоснабжения и водоотведения Подмосковья.

Пути решения проблем и перспективы развития.

Решение задач повышения качества и продолжительности жизни населения невозможно без обеспечения чистой питьевой водой. Чистая вода – здоровье и жизнь людей, это важнейший ресурс развития экономики.

В последние два года на федеральном уровне Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приняты основополагающие документы: Водный Кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 27.08.2009 г. № 1235-р «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».

Вместе с тем, отношения в данной сфере сегодня определяются множеством других нормативных правовых актов различного уровня и отраслевой принадлежности, которые не дают законченной картины правового регулирования и не «покрывают» всех вопросов, касающихся экономической деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Между тем, значимость и необходимость сферы водоснабжения и водоотведения уже давно закрепила за собой статус самостоятельной отрасли, нуждающейся в собственном федеральном законе, так как до сих пор не определены публично-правовой статус предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, способы регулирования рынка услуг, правила поведения его участников, гарантии надежного и безопасного водоснабжения и канализования и многие другие отраслевые вопросы.

Кроме необходимости в разработке федерального отраслевого закона, в вопросе обеспечения населения качественной питьевой водой требуется системный, программный подход.


Состоявшийся в октябре 2010 года в Москве Второй международный форум «Чистая вода 2010», в котором приняло участие около 1700 человек, безусловно, стал событием мирового уровня.

На форуме выступил председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин, который проинформировал участников форума о том, что проект базового федерального закона о водоснабжении и водоотведении уже представлен на обсуждение в аппарат Правительства РФ.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области подготовлена Концепция областной целевой программы «Чистая вода Подмосковья на 2010–2012 годы», проведена большая работа по составлению Адресного перечня мероприятий данной программы по строительству и реконструкции объектов коммунального назначения, среди которых значительное место уделено строительству станций обезжелезивания и установок по обеззараживанию питьевой воды.

Всего муниципальными образованиями подано предложений на 1523 объекта на общую сумму строительства – 73 475,3 млн рублей.

Целями данной областной целевой программы являются:

– гарантированное обеспечение населения Московской области качественной питьевой водой по доступной цене, создание экологически безопасной водной среды;

– реформирование и инвестирование водного сектора экономики, остро нуждающегося в модернизации и развитии основных фондов;

– создание эффективной системы управления водоснабжением и водоотведением;

– совершенствование существующей нормативно-правовой базы.

Однако без принятия общефедеральной целевой программы с реальной и значительной финансовой составляющей существенного улучшения, особенно в краткосрочной перспективе, ожидать сложно.

Основными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения в Московской области являются подземные гжельско-ассельский, касимовский, подольско-мячковский, каширский и алексинско-протвинский водоносные горизонты, которые обеспечивают 87% от суммарного объема водопотребления.

Только такие города как Дубна, Королев и Ступино имеют системы водоснабжения с водозаборами из поверхностных источников и смешанных – подземных и поверхностных источников в суммарном объеме 100 тыс. м 3 /сутки.

По данным ФГУП «Геоцентр-Москва», Московская область обеспечена разведанными запасами подземных вод в объеме более 9 млн м 3 /сутки, из которых 5,4 млн м 3 /сутки разрешены к использованию.

На сегодняшний день величина общего водоотбора водозаборами всех видов собственности в Московской области составляет 2,5 млн м 3 /сутки, в том числе 2,0 млн м 3 /сутки – муниципальными водозаборами.

На территории Московской области эксплуатируется 2 560 водозаборных узлов, связанных с подачей питьевой воды населению, на которых функционирует 270 установок обезжелезивания, 11 установок умягчения, 312 обеззараживающих установок, 64 узла смешения, 8 527 действующих артезианских скважин, около 15 тыс. 700 км водопроводных сетей.

Обеспеченность населения Московской области питьевой водой из централизованных источников составляет в городских поселениях – 95%, в сельских населенных пунктах – 60%.

Отдельные города и поселки ближайшего Подмосковья (Видное, Балашиха, Дзержинский, Долгопрудный, Котельники, Люберцы, Одинцово, Мытищи, Реутов, Химки, Щербинка), расположенные в непосредственной близости от Москвы, получают питьевую воду из системы водоснабжения МГУП «Мосводоканал» в объеме около 270 тыс. м 3 /сутки.

Особая роль в водоснабжении потребителей Московской области принадлежит межмуниципальной Восточной системе водоснабжения.

Подземная вода, добываемая водозаборными скважинами данной системы из подземных месторождений, расположенных на границе Московской и Владимирской областей, исключительно чистая, отвечает всем требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности и не требует дополнительной подготовки.

Проектная мощность Восточной системы водоснабжения (ВСВ) составляет 168 тыс. м 3 /сутки. Первая очередь строительства мощностью 120 тыс. м 3 /сутки была введена в 1987 году. Фактическая максимально достигнутая мощность за все годы эксплуатации составила около 80 тыс. м 3 /сутки.

Восточная система водоснабжения, насчитывающая на сегодняшний день 57 скважин, 232 км водоводов, обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения и предприятий Ногинского и Павлово-Посадского муниципальных районов, городских округов Электросталь, Железнодорожный и городского поселения Щелково.

Дополнительно в 2009–2010 годах частично уже переведены на водоснабжение от ВСВ ряд микрорайонов в Павловском Посаде и Старой Купавне. Ряд городов, ранее присоединенных к системе ВСВ, увеличивают отбор воды для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения. Более чем на 30 тыс. м 3 /сутки выданы технические условия на подключение к ВСВ новых потребителей Ногинского и Балашихинского районов. Ведется активная работа по переводу на водоснабжение от ВСВ городского округа Лосино-Петровский.

Одновременно по согласованию с местными администрациями прорабатываются вопросы по организации водоснабжения ряда населенных пунктов на территории Щелковского муниципального района. Планируемое увеличение мощности ВСВ в ближайшие два года составит около 50 тыс. м 3 /сутки. Таким образом, суммарное водопотребление из Восточной системы водоснабжения может быть доведено до 130 тыс. м 3 /сутки.

Учитывая насущную потребность жителей Московской области в чистой природной воде, отвечающей всем требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, в последние два года Правительством Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области приняты необходимые меры по развитию Восточной системы водоснабжения: создано ГУП МО «Коммунальные системы Московской области», проведены необходимые структурные реорганизации в эксплуатирующих подразделениях, разработана производственная программа предприятия.

Пропуск сточных вод через системы водоотведения в Московской области составляет около 2,6 млн м 3 /сутки, из которых около 2,0 млн м 3 /сутки сбрасывается на очистные сооружения области и около 600 тыс. м 3 /сутки на очистные сооружения г. Москвы.

Всего в области эксплуатируется 661 комплекс очистных сооружений, в том числе 568 – муниципальных, 78 из которых расположены в городах и крупных поселках Московской области. В их числе:

– Щелковские межрайонные очистные сооружения мощностью 320 тыс. м 3 /сутки (объект собственности Московской области);

– межрайонные очистные сооружения г.п. Орехово-Зуево мощностью 160 тыс. м 3 /сутки;

– межрайонные очистные сооружения г.п. Павловский Посад мощностью 150 тыс. м 3 /сутки;

– очистные сооружения г.о. Подольск мощностью 130 тыс. м 3 /сутки (через 1,5 года планируется увеличение мощности до 150 тыс. м 3 /сутки).

Протяженность всех канализационных сетей составляет около 12 тыс. 500 км, в том числе 30 км – межрайонный канализационный коллектор Егорьевск – Воскресенск. Сверхнормативный износ имеет около 24% канализационных сетей.

28 крупных канализационных комплексов работают с превышением проектной производительности почти на 100 тыс. м 3 /сутки. По этой причине не обеспечивается нормативная очистка стоков.

Это относится к очистным сооружением Дмитровского, Зарайского, Клинского, Луховицкого, Солнечногорского, Каширского муниципальных районов, городских округов Домодедово, Долгопрудный, Электросталь, Красноармейск, городских поселений Апрелевка, Белоомут, Горки Ленинские, Лотошино, Поварово, Раменское, Софрино, Уваровка, Шаховская.

Большинство сооружений построено более 30–40 лет тому назад и используют технологию биологической очистки сточных вод. Физический износ оборудования на таких сооружениях составляет около 60%.

Принятые технологические схемы очистки сточных вод в настоящее время морально устарели. Данные очистные сооружения не обеспечивают современных норм очистки стоков, прежде всего по соединениям азота и фосфора, и не выдерживают требований по сбросам в водные объекты хозяйственно бытового и, прежде всего рыбохозяйственного назначения.

В Московской области существует ряд дополнительных проблем водоснабжения и водоотведения, требующих решения.

Одна из таких проблем – неравномерное распределение запасов подземных вод хозяйственно-питьевого назначения. Сложилось так – там, где плотность населения выше, запасов доброкачественной воды меньше.

Длительный отбор подземных вод в центральной части области сверх утвержденных запасов привел к образованию обширной депрессионной воронки диаметром около 100 км, значительному понижению статического уровня воды в скважинах и, как следствие, недостатке ее для подачи населению.

Такая ситуация предопределяет опасность загрязнения подземных вод, так как эксплуатационные водоносные горизонты (гжельско-ассельский, касимовский, подольско-мячковский, каширский и алексинско-протвинский) из напорных превращаются в безнапорные, что способствует опасности нисходящей фильтрации загрязненных веществ из вышезалегающих загрязненных водонасыщенных горизонтов в низшие.

Наиболее неблагоприятная обстановка по запасам подземных вод хозяйственно-питьевого назначения сложилась для городов Балашиха, Жуковский, Коломна, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Подольск, Раменское, Сергиев Посад, Томилино, Щелково, в которых водозабор превышает утвержденные запасы в суммарном выражении более чем 350 тыс. м 3 /сутки.

Проблема с запасами подземных вод усугубляет другую важнейшую проблему – качество питьевой воды.

Согласно сведениям Управления Роспотребнадзора по Московской области за 2009 год: 74,2% населения Московской области получают доброкачественную воду, 5% – условно доброкачественную и 20,8% – недоброкачественную.

Самые низкие показатели в Можайском (19,6%), Наро-Фоминском (30,1%), Рузском (33,8%), Луховицком (37,9%), Дмитровском (33,5%), Талдомском (46,2%) муниципальных районах, в городских округах Лобня (33,3%), Орехово-Зуево (38,0%) и Ивантеевка (40,7%).

Вместе с тем, удельный вес проб из подземных источников, не отвечающих требованиям СанПиН по санитарно-химическим показателям, в текущем году составил 37,3%, что на 4,0% меньше соответствующего периода прошлого года.

При этом удельный вес проб из источников, не отвечающих требованиям СанПиН, в 2010 году, по отношению к прошлому году, сократился по микробиологическим показателям на 0,2%, из водопроводных сетей – по санитарно-химическим показателям на 2,6% и микробиологическим – на 0,5%.

В текущем году из 8 527 действующих источников (скважин) питьевая вода не соответствует санитарным требованиям в 1 722 скважинах, что на 1,8% (1 875 скважин) меньше, чем в прошлом году.

Основная часть проб воды, не соответствующих нормативным, формируется за счет неудовлетворительных органолептических показателей (цветность, мутность, запах), а также высокого природного содержания железа, фтора, стабильного стронция и лития.

Неблагополучная обстановка по содержанию железа наблюдается на территориях Дмитровского, Коломенского, Луховицкого, Лотошинского, Павлово-Посадского, Пушкинского, Раменского, Шатурского, Одинцовского муниципальных районов, городских округов Ивантеевка, Звенигород, Лосино-Петровский.

Еще одна большая проблема – техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения. Транспортировка воды потребителям осуществляется по системе трубопроводов, срок эксплуатации большинства которых составляет 30–40 лет, износ сетей водоснабжения сегодня – почти 55%. Ежегодный прирост предельно изношенных сетей составляет 320–350 км, что ведет к росту числа неисправностей и аварий, а также утечек воды.

Так, за 9 месяцев 2010 года на водопроводных сетях отмечено 837 технологических сбоев.

Для сокращения количества ветхих сетей в целом по области необходимо ежегодно, согласно действующим нормативам, восстанавливать не менее 1 000 км трубопроводов, или 7% от общей протяженности.

Однако в силу нехватки финансовых средств в бюджетах местного самоуправления в текущем году при подготовке к зимнему периоду 2010–2011 годов было заменено всего 342 км ветхих водопроводных сетей и 204 км ветхих канализационных сетей, что недостаточно.

Другой важной проблемой является то, что вступление в силу положений Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», привело к тому, что многие предприятия и организации коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, столкнулись с проблемами при разработке и реализации производственных и инвестиционных программ в случаях эксплуатации, реконструкции межмуниципальных объектов, установления тарифов, оформления имущественных прав на объекты инженерной инфраструктуры, решить которые возможно только на областном уровне.

В связи с этим техническое состояние многих объектов, являющихся по своему фактическому статусу межмуниципальными и остро нуждающихся в финансировании и модернизации, предаварийное.

Также одной из существенных проблем являются сезонные массовые миграции населения, характерные в основном для летнего периода. В это время отмечается повышенное водопотребление, связанное как непосредственно с использованием воды на хозяйственно-питьевые нужды, так и на непредусмотренные цели, а именно – полив приусадебных участков водой хозяйственно-питьевого назначения, что недопустимо.

В итоге маломощные, не имеющие достаточного резерва водопроводные системы поселков и деревень не обеспечивают подачу воды населению в нормативном режиме. Характерный пример – аномально жаркое лето 2010 года. В небольших населенных пунктах, сельских поселениях, где преобладает застройка с приусадебными участками, водоснабжение увеличилось в 1,5–1,8 раза. При этом страдают жители верхних этажей рядом стоящих многоэтажных домов, у которых вода появляется только в ночное время.

К проблеме, заслуживающей отдельного внимания следует отнести то, что в настоящее время г. Москва практически полностью снабжается водой из незащищенных поверхностных источников (Истринского, Озернинского, Пяловского, Клязьминского, Учинского и др. водохранилищ), расположенных на территориях Дмитровского, Истринского, Клинского, Красногорского, Можайского, Мытищинского, Одинцовского, Пушкинского, Рузского, Солнечногорского муниципальных районов. Указанные источники водоснабжения находятся в зоне техногенного воздействия и подвержены его влиянию.

Строительство первой очереди Южной системы водоснабжения мощностью 500 тыс. м3 в сутки позволит решить проблему обеспечения качественной водой хозяйственно-питьевого назначения южного направления Московской области и города Москвы гарантированным резервным источником водоснабжения из защищенного подземного водоносного горизонта.

В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. № 807/28, Министерство осуществляет государственную и техническую политику в деле устойчивого функционирования и перспективного развития отрасли.

С учетом сложившейся ситуации с водоснабжением и водоотведением, прогноза социально-экономического развития Московской области требуются решения, которые, в первую очередь, работают на перспективу. К числу таких мероприятий относятся:

– дальнейшее развитие Восточной системы водоснабжения с доведением ее мощности на первом этапе до 130 тыс. м 3 /сутки, а затем до проектной – 160 тыс. м 3 /сутки;

– строительство первой очереди Южной системы водоснабжения для города Москвы и Московской области мощностью 500 тыс. м 3 /сутки;

– подключение к сетям МГУП «Мосводоканал» ряда перспективных направлений, активно застраиваемых в прилегающих к МКАД зонах в Ленинском, Одинцовском, Наро-Фоминском муниципальных районах, городских округах Домодедово и Краснознаменск с суммарным водопотреблением около 450 тыс. м 3 /сутки;

– продолжение модернизации существующих водозаборов.

Таким образом, экономически целесообразным, на наш взгляд, является комплексное решение вопросов водоснабжения территорий ближайшего Подмосковья. Речь идет о совместном водообеспечении за счет введения в эксплуатацию первой очереди Южной системы водоснабжения в качестве резервного источника водоснабжения для Москвы и подачи воды из системы водоснабжения г. Москвы в населенные пункты ближайшего Подмосковья.

Кроме того, в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» в сфере ВКХ в 2010–2011 годах реализуются следующие проекты:

– реконструкция Щелковских межрайонных очистных сооружений;

– реконструкция городских очистных сооружений в Подольске;

– строительство двух комплексов очистки ливневых стоков с магистральными коллекторами в сельском поселении Дубровицы, Подольский район;

– строительство очистных сооружений в дер. Чемодурово, Воскресенский район;

– строительство очистных сооружений в пос. Красная Пахра, Подольский район;

– реконструкция с расширением системы канализации (1-я очередь) в г. Можайск;

– реконструкция с расширением очистных сооружений в пос. Шаховская;

– реконструкция очистных сооружений в пос. Электроизолятор, Раменский район;

– реконструкция очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (Верхний Посад) и очистных сооружений ливневой канализации в г. Звенигород;

– строительство водозаборного узла в пос. Лотошино.

Из указанного в большой строительной готовности находятся: водозаборный узел в пос. Лотошино, очистные сооружения в пос. Шаховская и пос. Красная Пахра.

Планы на ближайшее время и 2011 год:

– завершение строительства и реконструкции отдельных объектов, включенных в подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»;

– продолжение работ по капитальному ремонту и реконструкции очистных сооружений в муниципальных образованиях за счет инвестиционных программ предприятий и организаций водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ, на особый уровень требований к модернизации жилищно-коммунального комплекса в 2010 году отнесено повышение его энергоэффективности, внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ Московской области.

Важнейшим требованием данного закона является оснащение потребителей приборами учета энергоресурсов.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий и сооружений, используемых для размещения указанных органов, приборами учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 января 2012 года многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Кроме того, основными тенденциями в дальнейшем развитии отрасли должны стать:

– постоянная модернизация ресурсной базы, направленная на улучшение предоставляемых услуг по качеству воды и качества очистки сточных вод;

– повсеместное внедрение ресурсоэнергосберегающих технологий;

– введение двухставочных тарифов на воду за мощность и объем, переход на долгосрочные тарифы;

– уменьшение бюджетного финансирования наряду с наращиванием инвестиций частных партнеров в долгосрочные проекты строительства и модернизации инфраструктуры;

– введение требований по энергосбережению и повышению энергетической и экологической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры, принципов саморегулирования отрасли;

– необходимо принять меры по сохранению комплексных организаций по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, не растаскивать коммунальный комплекс по малым предприятиям;

Важнейшим рычагом развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований и отрасли в целом, решения вопросов энергосбережения и энергоэффективности должно стать саморегулирование в данной сфере.

Система саморегулирования для организаций ВКХ, да и всего коммунального комплекса в целом, должна стать механизмом повышения ответственности участников саморегулируемых организаций и повышения качества услуг в данной сфере экономики, повышения эффективности использования энергоресурсов при подаче воды потребителям, обеспечения баланса интересов потребителей и организаций водоснабжения и водоотведения.

Приоритеты для будущей Саморегулируемой организации (СРО) Водоканалов Московской области следующие:

– помощь предприятиям в разработке производственных программ, привлечении инвестиций частных и государственных фондов для их реализации;

– распространение передового опыта и помощь в его реализации при проектировании, строительстве и эксплуатации централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

– обеспечение участников СРО методическими материалами, позволяющими сформировать надежную и экономически эффективную систему водоснабжения и водоотведения поселений;

– формирование правил присвоения рейтинга участникам СРО и информирование о результатах рейтинга.

Совместная работа специалистов в области водоснабжения и водоотведения в рамках СРО, позволит сформировать правила и стандарты, которые помогут каждому участнику саморегулируемой организации в достижении одной из главных целей партнерства – обеспечении надежного, безопасного и экономичного водоснабжения и водоотведения.

Понятно, что соответствие высоким требованиям стандартов не будет обеспечено одномоментно. Слишком много проблем накоплено в отрасли.

Взаимодействие в рамках Саморегулируемой организации позволит квалифицированно выполнять эту работу с помощью опытных специалистов. Кроме того, через оценку СРО можно будет определять качество работы менеджмента в организациях – участницах СРО в ходе движения к выбранной цели.

На основании вышеизложенного в ближайшее время перед учрежденной Ассоциацией водоснабжения и водоотведения Московской области (Ассоциация ВиВ МО) встает необходимость решения следующих задач.

Первое: начать работу по мониторингу практики добровольных и обязательных СРО.

Второе: участвовать в работе по подготовке и принятию технических регламентов «О безопасности питьевого водоснабжения» и «О безопасности водоотведения».

Третье: способствовать принятию Федеральных законов «О внесении дополнений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и «О водоснабжении и водоотведении».

Четвертое: вести работу по приведению всей нормативной правовой базы к уровню, достаточному для минимизирования рисков приобретения статуса СРО и деятельности в этом статусе.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области при активном участии Ассоциации водоснабжения и водоотведения Московской области приложит имеющийся научно-технический потенциал для дальнейшего развития отрасли водоснабжения и водоотведения Московской области.

А.В. Седов, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Правительства Московской области

По материалам сайта: http://www.avvmo.ru