Система водоснабжения Санкт-Петербурга

Система водоснабжения Санкт-Петербурга

Слайд 1,2 Титульный

Добрый день, уважаемые коллеги.

В своей работе Водоканал, также как и Вы на своих предприятиях активно использует инновационные решения, внедряет современные технологии, что позволяет предоставлять нашим потребителям услуги высокого качества, при этом особое внимание уделяя экологическому аспекту нашей деятельности.

Слайд 3

Новый блока очистки воды на Южной водопроводной станции (блок «К-6»)

Примером самого современного подхода к очистке воды может служить новый блок на Южной водопроводной станции Петербурга. В июле 2010 года новый блок на Южной водопроводной станции производительностью 350 тысяч кубометров питьевой воды в сутки был запущен в пуско-наладку. А в начале 2011 года вода с этого блока начала поступать в южные районы города.


Все конечно знают, но еще раз хочу акцентировать Ваше внимание, что основной источник воды для Петербурга – это река Нева. И изменения состояния воды в Неве не должны никоим образом влиять на качество производимой нами питьевой воды. В новом блоке применены технологические решения, которые позволяют эффективно справляться с любыми изменениями качества сырой воды.

Уникальность нового блока – еще и в его экологичности. Здесь обеспечен замкнутый цикл использования промывной воды (то есть воды, с помощью которой осуществляется регулярная промывка фильтров), в результате чего значительно снизилось негативное воздействие на окружающую среду.

В ближайшие годы новые блоки водоподготовки будут построены на Северной водопроводной станции – производительностью 800 тыс. куб. м в сут. и на Главной водопроводной станции – производительностью 500 тысяч кубометров воды в сутки.

Слайд 4

Двухступенчатая система комплексного обеззараживания воды

В процессе водоподготовки особое значение имеет обеззараживание воды. Потребители должны получать воду, которая является гарантированно безопасной и безвредной. Сегодня питьевая вода в Петербурге проходит комплексное обеззараживание – с использованием как химического, так и физического методов.

Химическое обеззараживание обеспечивается с помощью реагентов – гипохлорита натрия и сульфата аммония. Петербург полностью отказался от использования хлора, который представлял потенциальную опасность с точки зрения хранения и транспортировки. Гипохлорит натрия столь же эффективен в борьбе с бактериями, но при этом – абсолютно безопасен.

Но кроме бактерий, необходимо победить еще и вирусы. И эту задачу мы решаем с помощью ультрафиолета.

В 2008 году Петербург стал первым мегаполисом в мире, где вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом.

Кстати, по данным петербургского управления Роспотребнадзора. с 2004 года заболеваемость гепатитом А в нашем городе снизилась почти в 21 раз.

Слайд 5

Усовершенствование системы раннего обнаружения загрязнений в реке Неве

Как я уже говорил, основным водоисточником для Петербурга является Нева. И мы должны уметь управлять рисками, которые в связи с этим возникают. То есть не только использовать эффективные технологии очистки, но и обеспечить оперативное получение информации о возможном появлении в речной воде опасных веществ.

В Водоканале создана система раннего обнаружения загрязнений в Неве. Прежде всего, это – наша уникальная система биомониторинга с использованием речных раков, которая является визитной карточкой Водоканала.

В 2010 году эта система была усовершенствована.

Также в 2010 году был внедрен новый элемент системы раннего обнаружения загрязнений в реке Неве, связанный с оперативным выявлением аварийных разливов нефтепродуктов в акватории Невы. Таким образом, Водоканал получил дополнительные возможности для оперативного реагирования по защите водозаборов от такого рода угроз.

Слайд 6 Результаты модернизации зоны водоснабжения К-17.

Особое внимание мы также уделяем энергоэффективности.

В зоне водоснабжения Урицкой насосной станции нами осуществлено создания системы управления комплексом водоснабжения и водоотведения.

В ходе реализации проекта были внедрены следующие передовые проектные и технические решения:

· Система мониторинга гидравлического режима подачи воды в зоне водоснабжения и комплекс средств, обеспечивающий защиту сетей и станций от гидравлического удара

· Автоматизированный водный баланс

· Высокоэффективное энергосберегающее насосное оборудование

· Система оптимального управления режимом подачи воды

Реализация комплекса вышеперечисленных мероприятий позволила ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» добиться серьезных успехов в повышении надежности и энергоэффективности работы систем водоснабжения и водоотведения:

· Снижена аварийность на сетях на 32,2%. Удельные показатели аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге в несколько раз ниже средних по России.

· Неучтенный расход и потери воды при транспортировке снизились с 19% в 2000 году до 12% в 2010.

· Потребление электроэнергии в зоне К-17 сократилось на 42,8%.

В ближайшие годы будет произведена аналогичная модернизация на всей системе водоснабжения и канализования.

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и в настоящее время завершаем разработку других перспективных проектов в области энергосбережения.

Слайд 7 Титульный.

После того, как наши потребители получили воду и использовали ее, Водоканал должен обеспечить весь цикл обработки образовавшейся сточной воды – собрать ее, доставить на очистные сооружения, очистить, утилизовать образовавшийся осадок… Но так было не всегда.

Слайд 8 с коллектором

Одним их ключевых мероприятий в развитии системы канализования Санкт-Петербурга был запуск в 2005 году Юго-Западных очистных сооружений, с пуском которых уровень очистки сточных вод достиг 85%. Но об этом уже говорилось неоднократно, поэтому я не буду подробно на этом останавливаться.

Дальнейшее сокращения сброса неочищенных сточных вод связано с реализацией крупнейшего экологического проекта – строительством продолжения Главного канализационного коллектора северной части города. Это комплекс уникальных инженерных сооружений: два тоннеля протяженностью 12,2 км и диаметром 4 метра, проложенные под землей на глубине 40-90 метров; десятки шахт, километры соединительных микротоннелей…

С 2008 года Водоканал ежегодно переключает на коллектор десятки прямых выпусков. И в результате сейчас в Петербурге очищается уже 93 процента сточных вод.

Слайд 9 с эффективностью очистки

В 2012 году, когда строительство коллектора будет полностью завершено, а также появится микротоннель на набережной Робеспьера, мы будем очищать уже 96%.

Выполнение еще ряда мероприятий позволит к 2015 году обеспечить 98% очистки.

Но в очистке сточных вод важно не только количество, но и качество. Водоканал усовершенствовал процесс очистки сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской комиссии по защите Балтийского моря, которые касаются глубокого удаления из стоков азота и фосфора. Именно азот и фосфор вызывают активный процесс роста сине-зеленых водорослей и создают угрозу Балтике.

В результате летом 2011 года Петербург обеспечит выполнение новых, еще более жестких рекомендаций ХЕЛКОМ по содержанию фосфора с сточных водах – не более 0,5 мг/л.

Кстати, работа петербургского Водоканала уже заслужила высокую оценку наших финских коллег. В частности, президент Финляндии Тарья Халонен осенью прошлого года на встрече со своим российским коллегой Дмитрием Анатольевичем Медведевым назвала очистку сточных вод в Петербурге «достижением мирового уровня».

Слайд 10.

Динамика ликвидации «горячих подточек» Санкт-Петербурга

Результатом прекращения сброса неочищенных сточных вод и внедрения новых технологий очистки станет окончательное исключение Санкт – Петербурга из списка «горячих точек» ХЕЛКОМ.

ЗАКОН О Водоснабжении и Канализовании

Слайд 11 титульный

Слайд 12 Необходимость отраслевого закона

Правовое регулирование общественных отношений в сфере водоснабжения и канализования в настоящее время можно охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное. Не существует единого нормативного акта, который обеспечит отрасли системную работу и развитие, сложит в единую картину ныне существующие разрозненные, зачастую противоречащие друг другу, ведомственные акты, определит критерии оценки качества нашей работы, ликвидирует ныне существующие «белые пятна». В то же время, в других инфраструктурных секторах (электроэнергетика. теплоэнергетика. газоснабжение. железнодорожный транспорт и пр.) действуют отраслевые законы и созданные в соответствии с этими законами системы отраслевых нормативных правовых актов .

Отраслевой Закон необходим, он должен стать своего рода Кодексом в области водоснабжения и канализования.

Необходимость целостного нормативного акта ярко демонстрируется длительной работой согласительной комиссии СПП СПб и наличием достаточного количества несогласованных вопросов.

На заседании президиума Госсовета в ноябре 2010 года, посвященном проблемам ЖКХ. Президентом РФ Д. А.Медведевым было уделено особое внимание проблемам обеспечения населения России качественным водоснабжением и канализованием и была отмечена необходимость принятия отдельного федерального закона, регулирующего отношения в этой отрасли.

Проект Закона был подготовлен рабочей группой при Министерстве регионального развития РФ.

Закон охватывает вопросы тарифной политики, распределения полномочий между органами власти по организации водоснабжения и канализования, взаимодействия Водоканалов с органами власти, имущественных вопросов, договорных отношений и т. д.

Одним из основных направлений Закона является регулирование природоохранной деятельности организаций ВКХ. Именно этому будет уделено особое внимание в докладе.

Говоря о водоснабжении и канализовании, мы на самом деле ведем речь о здоровье людей. Известно, что здоровье человека на 80 % определяется качеством той воды, которую он пьет. Но не меньше на здоровье влияет и состояние окружающей среды. Которое, в свою очередь, зависит от качества нашей с вами общей работы.

Слайд 13 Существующее положение

Сегодня острым и крайне болезненным является вопрос – кто должен нести ответственность и платить за сбрасываемые в водные объекты загрязнения .

Изначально коммунальные очистные сооружения были рассчитаны на очистку сточных вод в соответствии с нормативами прежде всего по взвешенным веществам и БПК, то есть на очистку бытового стока. Несколько лет назад появилась еще одна задача - обеспечивать выполнение нормативов по содержанию азота и фосфора. Решить эту задачу Водоканалы могут и должны. Но вот для очистки промышленных стоков коммунальные очистные сооружения предназначены никогда не были. Просто так сложилось исторически – в свое время было принято волевое решение включить промышленные стоки в единую систему канализования.

В результате Водоканалы остались один на один с промышленными загрязнителями.

Государство контролирует Водоканалы и применяет к ним все меры воздействия: взимает плату за негативное воздействие на водные объекты, привлекает к административной ответственности. требует возмещения вреда, причиненного водным объектам.

Отношения Водоканалов с абонентами строятся на основании договора и являются отношениями двух равных хозяйствующих субъектов. Водоканалы не могут применять к абонентам меры административного воздействия.

Одновременно, понимая, что промышленные предприятия по существу являются «живыми» организмами, Водоканалы прекращают прием сточных вод только в крайнем случае.

При этом ответственность за сброс в водные объекты загрязняющих веществ лежит на Водоканале в полном объеме.

Слайд 14 Хельсинкская Комиссия

С нашей точки зрения, и в проекте закона это предусмотрено, в отношениях с абонентами во главу угла необходимо поставить международно-правовой принцип «загрязнитель платит». закрепленный в Хельсинской конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря 1992 г. То есть необходимо разграничить ответственность между Водоканалами и абонентами, которые направляют свои сточные воды в водные объекты через системы канализации.

Слайд 15 Разграничение ответственности

Для этого в проекте Закона предлагается определить те показатели, за выполнение которых отвечают Водоканалы – это прежде всего взвешенные вещества, БПК, азот и фосфор. Если они нарушаются – тогда, действительно, это вина Водоканала. А за специфические загрязнения должны отвечать те, по чьей вине эти загрязнения оказались в системе коммунальной канализации.

Слайд 16 Существующий контроль качества сточных вод абонентов

При этом нужно усовершенствовать существующую систему контроля за составом промышленных стоков. Надо перейти от разового контроля, когда предприятие ВКХ пытается поймать нарушителя «с поличным», к системе предварительного декларирования качества сточных вод, сбрасываемых каждым конкретным предприятием.

Слайд 17 Декларация о сбросе

Декларация о сбросе – это документ, в котором будет закреплено фактическое качество сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованные системы канализования.

Плата за сброс загрязняющих веществ в соответствии с Декларацией включает в себя:

· плату за сброс загрязняющих веществ, влияющих на режим работы централизованных систем канализации (взвешенные вещества, жиры, БПК5, показатель активной реакции среды рН) (перечисляется Водоканалу) ;

· плату за сброс загрязняющих веществ, не только влияющих на работу централизованных систем канализации, но и оказывающих негативное воздействие на водные объекты (тяжелые металлы, нефтепродукты, фенолы, синтетические поверхностно-активные вещества и иные вещества) (перечисляется в бюджет) .

В соответствии с Законом будет осуществляться периодический контроль соблюдения абонентами Деклараций. При обнаружении превышений Деклараций абонентам начисляется плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в более высоком размере.

Одновременно, чтобы дать возможность предприятиям перейти на более экологически чистые технологии, иметь возможность построить локальные очистные сооружения целесообразно предусмотреть вариант по которому в течение пяти лет плата за загрязнения, установленная Декларацией, направляется абонентом на строительство собственных локальных очистных сооружений или на модернизацию существующих технологий. После выполнения мероприятий плана и улучшения качества очистки сточных вод абонент разрабатывает новую Декларацию с уменьшенной ценой за сброс загрязняющих веществ.

Кроме того, Законом предусматривается раздельное заключение договоров водоснабжения и договоров канализования, что уже делается в Санкт-Петербурге в существующих правовых рамках.

III . В заключении Выступления позволю остановиться на результатах работы Рабочей групп s по рассмотрению разногласий, возникающих в сфере договорных отношений по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.

В состав Рабочей группы входят представители Союза промышленников и предпринимателей, промышленных предприятий, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.

Слайд 18 Деятельность рабочей группы (часть 1)

Достигнуты следующие результаты:

- согласована полезность введения института декларирования абонентами сброса загрязняющих веществ;

Сетевой бизнес и отдых в Доминиканской республике. Подходит тем, кто имеет опыт работы в сетевом маркетинге.

- согласована позиция сторон об организации учета концентрации загрязняющих веществ в поступающей абоненту питьевой воде при оценке качества сточных вод абонента на границе эксплуатационной ответственности (с выполнением абонентами требований по обустройству точек отбора проб воды);

- согласована типовая форма договора;

- определен порядок проведения параллельного отбора проб сточных вод абонентов.

Слайд 19 Деятельность рабочей группы (часть2)

Однако, некоторые вопросы на сегодняшний день остались несогласованными:

1. Так, по предложению СПП СПб действующие нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, должны быть уточнены, приведены в соответствие с гигиеническими требованиями к качеству питьевой воды.

Позиция ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

В соответствии с федеральным законодательством установление нормативов для абонентов производится из условия обеспечения соблюдения организацией ВКХ установленных норм сброса загрязняющих веществ в водный объект.

На сегодняшний день нормирование сбросов загрязняющих веществ в водные объекты от организаций ВКХ осуществляется на основании не только гигиенических, но и, в первую очередь, «рыбохозяйственных ПДК».

Значения «рыбохозяйственных» ПДК по большинству показателей на порядок жестче одноименных показателей «гигиенических» ПДК. Изменение этого положения не может быть решено на уровне субъекта федерации, а возможно только при изменении федеральных нормативных правовых актов.

2. Следующий вопрос - плата за инфильтрационный сток и превышение лимитов водоотведения.

Позиция ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

Устранение споров, связанных с оплатой услуг по отведению инфильтрационных стоков и превышение лимитов канализования возможно путем установки абонентами приборов учета сточных вод.

Есть предприятия, на которых установка требует значительных затрат, но это еще раз повторю единичные примеры.

Предложение ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

В качестве эксперимента мы готовы установить такие приборы одному – двум нашим абонентам, а также рассмотреть вопрос об установлении приборов учета остальным абонентам на условиях рассрочки платежа до трех лет.

3. Еще один неурегулированный вопрос - применение коэффициентов (пятикратного, десятикратного и т. д.) при расчете размера платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации.

Позиция ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

Установление коэффициентов обусловлено необходимостью компенсации затрат ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по плате за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом налоговых обязательств), возмещения вреда, причиненного сетям, а также возможностью применения соразмерных мер воздействия при запрещенном сбросе, являющемся критическим для работы очистных сооружений. Установленные в Санкт-Петербурге коэффициенты (2-кратный за превышение нормативов по объему), 5-кратный (за сверхнормативный сброс, не влияющий на режим работы сетей и сооружений Водоканала) и 10-кратный (за запрещенный сброс) имеют аналогии в природоохранном законодательстве федерального уровня, где закреплены коэффициенты от 5-кратного (за сверхнормативный сброс) до 25-кратного (за сверхлимитный сброс)). Более того, в законопроектах Минприроды рассматривается возможность применения 100-кратного коэффициента.

В заключение хочется отметить, что решение вышеуказанных, а также многих иных проблемных вопросов, существующих в сфере отношений между организациями ВКХ и абонентами, возможно только на основе диалога, совместной работы, с учетом интересов как обеих сторон, так и, в первую очередь, с учетом необходимости обеспечения охраны окружающей среды .

По материалам сайта: http://pandia.ru