Водоснабжение и канализация: проблемы и решения

Чистая вода является источником жизни. Если же она загрязнена, то становится, наоборот, источником опасности. Идет 2-й год Международного десятилетия «Вода для жизни», объявленного ООН с целью активизировать деятельность государств по рассмотрению и решению наиболее острых водных проблем. Их решение — сложнейшая задача современности, которую можно решить только активно развивая научные исследования в данной области и объединяя усилия ученых и специалистов разных направлений. К сожалению, в Беларуси многие важные научные направления в области водоснабжения и канализации оказались свернутыми.

Системы водоснабжения и водоотведения страны находятся в глубоком производственно-технологическом и финансовом кризисе. Связано это с тем, что, в отличие от других стратегических сфер деятельности (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение), от успешного функционирования которых зависит социальная и экономическая стабильность страны, водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) как самостоятельная подотрасль водного хозяйства в Беларуси до настоящего времени не сформирована. Этим обусловливается отсутствие единой стратегии управления и планирования деятельности ВКХ, которые установлены Водным кодексом и законом Республики Беларусь «о питьевом водоснабжении», а также предусмотрены заданиями Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой (1998-2000 гг.) и Государственными программами по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» (2002-2005 гг.), действующими и с 2006 г. Существующая система планирования производственной деятельности предприятий ВКХ не направлена на экономию водных и энергетических ресурсов. В настоящее время деятельность предприятий ВКХ характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 2,5-3 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях; удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах (таблица 1). Профилактическое техобслуживание уступило место аварийным ремонтам, затраты на которые в несколько раз превышают стоимость периодического техобслуживания (таблица 2). Неудовлетворительное техническое состояние инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения (износ сетей и инженерных сооружений систем водоснабжения и водоотведения в среднем по стране составляет соответственно 59% и 64%), низкий уровень техобслуживания и недостаток финансовых средств на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения (темпы обновления основных производственных фондов в Беларуси — 0,1%-0,2% в год, в странах ЕС — от 1% до 2%) ведут к большим потерям воды — до 30%, в то время как средний показатель по странам ЕС колеблется в пределах 10%. Более 50% централизованных систем питьевого водоснабжения не имеют необходимых сооружений подготовки воды до нормативного качества.

Одной из причин создавшейся кризисной ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения является отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей между собственниками и предприятиями ВКХ. Ресурсы предприятий ВКХ отвлекаются на деятельность, не связанную с основной. Инвестирование строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в силу ограниченности средств республиканского и местных бюджетов происходит по остаточному принципу. Причины, вызвавшие финансовый кризис в сфере ВКХ, заключаются в низком уровне взыскания платы за воду и услуги канализации, установлении тарифов для бытовых потребителей на государственном уровне без учета местных издержек; перекрестном субсидировании расходов населения иными категориями потребителей (средний тариф для прочих хозрасчетных организаций в 10-15 раз превосходит средний тариф для населения), неэффективности систем бухгалтерского учета и управления планово-финансовой деятельностью. По критериям ООН Беларусь по обеспеченности жилых домов элементами инфраструктуры (водопроводом, канализацией, отоплением и электричеством) принадлежит к группе стран с высоким уровнем дохода, а по реальным доходам — к группе стран со средними или даже низкими доходами. Это означает, что граждане и страна в целом в настоящее время не в состоянии поддерживать инфраструктуру на надлежащем уровне и вкладывать ежемесячно в ее эксплуатацию столько, сколько запрашивают на сегодняшний день предприятия ВКХ. Ситуацию усугубляет монополизированность сферы водоснабжения и водоотведения и отсутствие учета потребляемых водных ресурсов, что приводит к завышению норм водопотребления и к формированию тарифов в зависимости от издержек предприятий ВКХ. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения государственной водохозяйственной политики, обеспечивающей в стратегической перспективе устойчивое водопользование, гарантированное право нынешнего и будущих поколений на обеспеченность водными ресурсами, повышение качества жизни населения, экономической и экологической безопасности страны по водному фактору.

Стратегия повышения эффективности систем водоснабжения и водоотведения определяется комплексным программно-целевым подходом в решении взаимосвязанных проблем республиканского уровня (организационных, экономических, правовых и экологических) и конкретных технологических и технических задач проектирования, строительства и эксплуатации, направленных на внедрение современных энерго- и водосберегающих, природоохранных технологий и оборудования. Основная цель развития ВКХ состоит в обеспечении в стратегической перспективе устойчивого водопользования, гарантированного права нынешнего и будущих поколений на обеспеченность водными ресурсами, повышение качества жизни населения, экономической и экологической безопасности страны по водному фактору. Общая стратегия должна быть направлена на решение следующих задач:

— повышение эффективности организации и управления эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения;

— повышение эффективности использования энергетического и механического оборудования;

— повышение качества подаваемой потребителям воды;


— экономное использование и сокращение непроизводительных потерь воды;

— повышение надежности систем водоснабжения и водоотведения;

— защита окружающей среды и предотвращение истощения источников водоснабжения от загрязнения.

Основные приоритеты:

— совершенствование системы управления и планирования подотраслью ВКХ;

— энерго- и ресурсосбережение и повышение эффективности оказания водных услуг;

— модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения;

— достижение баланса потребности в финансировании программы с возможностью финансирования из всех источников;

— обеспечение финансовой стабилизации предприятий ВКХ;

— совершенствование технических нормативных правовых актов в области водоснабжения и водоотведения.

Первоначально необходимо:

— урегулировать правоотношения по вопросам профессионального управления водопроводно-канализационным хозяйством;

— создать условия для формирования конкуренции по созданию эффективных форм управления водопроводно-канализационным хозяйством.

Для создания базы модернизации и развития систем водоснабжения и водоотведения необходимы следующие первоочередные инженерные мероприятия: — техническое обследование и инвентаризация технического состояния систем водоснабжения и водоотведения, наладка оптимальных режимов; — энергетическое обследование и проведение энергоаудита объектов ВКХ;

— установка у водопользователей приборов учета потребления воды, а у промышленных водопользователей — приборов учета количества и качества сточных вод, сбрасываемых в городские канализации;

— ремонт и оптимизация внутренних систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.

Источниками покрытия затрат на модернизацию водопроводно-канализационного комплекса являются средства местных бюджетов, предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и частных инвесторов при создании им соответствующих условий. При переходе подотрасли ВКХ на 100% оплату коммунальных услуг населением должен быть предусмотрен механизм защиты социально уязвимых групп населения. Необходимо создание адресной социальной защиты населения, постепенное упорядочение существующей системы льгот. социальный стандарт на питьевую воду должен составлять не менее 125 л в сутки на человека, проживающего в квартире с полным комплектом коммунальных услуг, соответствующим европейским стандартам потребления воды.

Реформирование экономических отношений и развитие рынка производства воды и услуг канализации

Большая часть предприятий ВКХ, являющихся коммунальной собственностью, убыточны и являются фактическими банкротами. Экономическая неэффективность обусловлена их невключенностью в рынок. Они сверху «спущены» водопотребителям, которые их финансируют, принимая на себя все издержки их финансовой и управленческой неэффективности. Для создания рыночных отношений необходимо начать формирование разделения функций управления и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения и договорных отношений между собственником, управляющими компаниями и подрядными организациями. Нельзя допускать выполнение местными исполнительными и распорядительными органами хозяйственных функций по управлению ВКХ. Местные исполнительные и распорядительные органы как собственники должны обеспечить:

— соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию объектов коммунальной инфраструктуры;

— финансирование на необходимом уровне содержания принадлежащих им основных фондов;

— заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление систем водоснабжения и водоотведения, которым собственник делегирует право на управление.

— систематический контроль реализации договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению объема и качества воды и услуг канализации. Управляющая компания должна обеспечить:

— поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию принятой от собственника в управление системы водоснабжения и водоотведения в

соответствии с требованиями собственника и государственными техническими нормативными правовыми актами;

— выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для выполнения этих функций силами управляющей компании;

— заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление услуг требуемого объема, качества и стоимости;

— осуществление системы контроля выполнения договоров;

— организацию сбора платежей.

Основное требование при формировании или выборе управляющей компании — ориентированность на удовлетворение нужд водопотребителей и собственников в части предоставления им услуг ВКХ. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в т.ч. и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений). Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость воды и услуг канализации. Необходимо осуществить переход на профессиональное управление на конкурсной основе, что позволит обеспечить конкуренцию в сфере управления системами водоснабжения и водоотведения. Для развития экономических отношений необходимо создать единую методологию регулирования тарифов на республиканском уровне. Реализация предложенных направлений развития ВКХ позволит обеспечить устойчивый процесс развития отрасли на рыночной основе.

Регулирование тарифов на услуги и финансирование ВКХ

Система тарифного регулирования на воду и услуги канализации должна обеспечивать:

— стимулирование экономии водных ресурсов;

— выявление резервов снижения затрат по каждой стадии технологического процесса;

— оптимизацию тарифов на воду и услуги канализации при соблюдении экономических интересов предприятий ВКХ и водопользователей;

— создание для предприятий ВКХ экономических стимулов в повышении эффективности производства и снижении себестоимости воды и услуг

канализации;

— способствовать привлечению инвестиций;

— формирование достаточных финансовых ресурсов для реализации поставленных целей.

Тарифы на воду и услуги канализации должны быть разработаны из принципа компенсации затрат на забор, подготовку и подачу питьевой воды, а также отвод, перекачку и очистку сточных вод водопользователями с учетом возмещения расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения с обеспечением необходимого уровня их рентабельности. Тарифное регулирование должно быть увязано с платежеспособностью населения и других водопользователей, с минимизацией доли перекрестного субсидирования. порядок установления тарифов на воду и услуги канализации для всех категорий потребителей следует выполнять в строгом соответствии с Законом «О питьевом водоснабжении», в развитие которого необходимо разработать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность всех органов по расчету, проверке и утверждению тарифов, а также осуществлению контроля соблюдения тарифного законодательства.

Модернизация и развитие инфраструктуры ВКХ

Инфраструктура водопроводного хозяйства Беларуси насчитывает порядка 23 тыс. км уличных водопроводных сетей в 111 городах, 97 поселках городского типа и 5415 сельских населенных пунктах. Она включает 345 отдельных водопроводных сетей с 6612 водопроводами, 68187 уличными водоразборами, 13.383 артезианскими скважинами, 366 насосными станциями II подъема, 444 станциями III подъема, 5625 водонапорными башнями, 204 станциями обезжелезивания, 701 запасно-регулирующим резервуаром, 45.463 пожарными гидрантами, 1926 пожарными водоемами и 127 собственными лабораториями (в т.ч. 103 аккредитованными). Это обеспечивало в 2004 г. отпуск 217 л воды в сутки в среднем на одного жителя Беларуси. Инфраструктура канализационного хозяйства насчитывает 7019,8 км уличных канализационных сетей в 110 городах, 91 поселке городского типа и 1786 сельских населенных пунктах. Она также включает 463 отдельные канализационные сети с 2034 канализациями. критически низкий уровень инженерно- технической инфраструктуры, обусловленный высоким моральным и физическим износом энергетических мощностей, сетей и оборудования угрожает устойчивости функционирования систем водоснабжения и водоотведения уже в ближайшем будущем.

Модернизация и развитие систем водоснабжения и водоотведения

Модернизация и развитие этих систем должны осуществляться в соответствии с расчетными показателями генпланов развития территорий, строительными и санитарными нормативными правовыми актами, а также экологическими требованиями с учетом требований обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного и техногенного происхождения. Согласно «водному кодексу» и Закону республики беларусь «О питьевом водоснабжении», республиканские органы госуправления, местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы «должны осуществлять разработку программ, планирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод», «разработку и реализацию целевых территориальных программ и планов мероприятий по созданию, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды и рациональному ее использованию, охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения, засорения и истощения, а систем питьевого водоснабжения — от повреждения», а также «разработку соответствующих разделов в прогнозах социально-экономического развития». Указанные положения законов не выполняются из-за отсутствия технических нормативных правовых актов, которые определяли бы методологию, порядок разработки, согласования и утверждения целевых территориальных программ по созданию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды и рациональному ее использованию, охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения, засорения и истощения.

Окончание следует

По материалам международного научно-практического семинара «Современные энергосберегающие технологии очистки сточных вод и утилизации осадков» (Минск, 19-20 декабря 2007 г.), основными организаторами которого выступили БНТУ и представительство Grundfos в Беларуси

Анатолий ГУРИНОВИЧ профессор, д.т.н. Минск

По материалам сайта: http://www.nestor.minsk.by