1. Основные понятия и термины

Экономически обоснованный тариф (ЭОТ) на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги - удельная стоимость обслуживания 1 м 2 площади жилищ или предоставления единицы материального носителя коммунальной услуги (1 м 3 воды, 1 Гкал тепла и т. п.), обеспечивающая возмещение текущих эксплуатационных затрат и затрат на развитие (расширенное воспроизводство) инфраструктуры при установленной надежности и качестве услуг. ЭОТ на коммунальные услуги может быть двухкомпонентным.

Тарифы для потребителей - размер оплаты единицы натурального измерителя (м 2 площади жилья, м 3 воды, Гкал тепла и т. п.), в расчете на который осуществляются платежи потребителей за жилищно-коммунальные услуги.

Социальная норма площади жилья - минимальный социальный стандарт, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг (минимальные социальные стандарты) - нормативы, характеризующие минимально необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения объемы потребления материального носителя услуг, которые должны быть реально обеспечены всем гражданам за счет личных средств и субсидий малоимущим.

Исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, осуществляется предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Среднестатистический норматив потребления - сложившейся в населенном пункте и контролируемый приборными измерениями средний объем удельного потребления материального носителя коммунальной услуги в расчете на одного потребителя: используется, в основном, для расчета платежей потребителей.

Минимальный социальный стандарт не должен превышать среднестатистический норматив потребления услуг.


Нормативы измеряются количеством материального носителя услуги ( м 3 воды или сточной жидкости, Гкал тепла, кВт/час электроэнергии, м 3 газа и т. д.)

Материальный носитель коммунальной услуги - производимые, доставляемые и потребляемые в процессе жизнедеятельности домохозяйств, предприятий и организаций вода, тепловая и электрическая энергия, газ, а также отводимые сточные воды, собираемые и утилизируемые бытовые отходы. Материальный носитель представляет собой вещественную составляющую коммунальной услуги, на реализацию которой заключается договор купли-продажи. На доставку материального носителя потребителю заключается договор возмездного предоставления услуг. В совокупности договор на предоставление ЖКУ носит смешанный характер.

Единственное жилье - жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма или найма в связи с членством в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо принадлежащее гражданину на праве собственности, если у данного лица нет иных жилых помещений по любому из указанных выше оснований. Единственным жильем признается также несколько (два и более) жилых помещений, в которых гражданин либо члены его семьи имеют право пользования, если суммарная площадь этих помещений не превышает социальной нормы площади жилья для данной семьи.

Расчетно-кассовый центр (РКЦ) - самостоятельный хозяйствующий субъект либо подразделение службы, выполняющей функции заказчика (муниципального заказчика), обеспечивающий начисление платежей за жилье и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, их сбор и учет, а также распределение средств между организациями-поставщиками услуг.

Прибор учета на домовом вводе - измерительный прибор, обеспечивающий измерение поданного объема материального носителя услуги (тепла, холодной и горячей воды и др.); устанавливается на вводах систем горячего и холодного водоснабжения, трубопроводах систем теплоснабжения в многоквартирных домах.

Узел учета и регулирования - комплекс устройств, измерительных и регулирующих приборов, обеспечивающий учет потребления в здании холодной воды, учет и регулирование потребления тепла и горячей воды.

Квартирный прибор учета воды - измерительный прибор, обеспечивающий учет потребления холодной и горячей воды в квартире.

Распределитель тепла - специальное устройство, которое устанавливается на нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) и используется для измерения потребления тепла (Гкал) для отопления каждого помещения (комнаты) квартиры в многоквартирных жилых домах.

2. Общие положения

Задача финансового оздоровления ЖКХ требует новых подходов к ценообразованию, совершенствования организации оплаты коммунальных услуг, стимулирования ресурсосбережения предприятиями и потребителями услуг. В частности, важен переход к приборному учету.

В настоящее время в большинстве городов России (даже при наличии приборов учета в отдельных квартирах и на 25 - 40 %% домовых вводов) расчеты с потребителями осуществляются по нормативам, зачастую не отражающим реальных объемов потребления. Как правило, нормативы завышены, что ведет к оплате реально не потребленных услуг.

В этой связи необходим четкий механизм определения платежей за коммунальные услуги при комбинированной системе учета их потребления - как по приборам, так и по нормативам. При этом можно будет исходить из показаний приборов, учитывая интересы установивших их потребителей. Выбрать единый подход к расчетам платежей и их распределению между потребителями без приборного учета достаточно сложно. Имеющие место попытки распределить фактический объем потребления воды, тепла по показаниям домового прибора учета между жителями, исходя из количества проживающих в каждой квартире или общей отапливаемой площади жилья, вызывают, как правило, противодействие потребителей. Полученные таким образом результаты иногда превышают объемы потребления, рассчитанные даже по завышенным удельным нормативам. Это объясняется тем, что приборы на домовых вводах помимо фактических объемов потребления услуг жителями отражают расход воды и тепла на общедомовые нужды (уборка лестничных клеток, подъездов, мытье мусоросборочных камер, уборка придомовой территории, полив зеленых насаждений и др.), а также потери и утечки во внутридомовых сетях.

Кроме того, серьезные проблемы расчета платежей по нормативам и показаниям приборов связаны с различными конфигурациями систем приборного учета. В практике встречаются следующие основные комбинации установки приборов учета:

- только на домовых вводах трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения в многоквартирных жилых домах. Распределение оплаты по квартирам осуществляется по нормативам (возможно несоответствие с показаниями приборов);

- на вводах в отдельные квартиры и нежилые помещения внутридомовых трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения - квартирные водосчетчики (усложняется технология расчета и появляются конфликтные ситуации между соседями, несоответствие между суммой платежей по приборам и нормативам в квартирах и подачей в здание);

- на вводах в квартиры и нежилые помещения двухтрубных поквартирных систем отопления - квартирные теплосчетчики. Коллизии возможны в результате сверхнормативного потребления тепла, потерь и утечек во внутридомовых сетях;

- на нагревательных приборах (радиаторах, конвекторах) - распределители тепла. Основная проблема - большие погрешности такого учета.

Развитие системы учета потребления воды и тепловой энергии по показаниям приборов учета, а также повышение ценовой чувствительности к нерациональному потреблению услуг требует серьезного изменения методических подходов к формированию и использованию нормативов потребления воды и тепловой энергии.

В настоящей работе представлены рекомендации по расчету платежей за коммунальные услуги при комбинированной системе учета их потребления по приборам и нормативам.

3. Комбинированная система расчета платежей за коммунальные услуги по приборам и нормативам потребления

3.1. Установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для регулируемых видов деятельности естественных монополий на локальных товарных рынках осуществляется на уровне управления, соответствующем масштабу их деятельности.

Тарифы на услуги государственных предприятий, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, собственности акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т. п. хозяйствующих субъектов устанавливаются региональной энергетической комиссией субъекта Российской Федерации.

На муниципальном уровне осуществляется регулирование тарифов муниципальных предприятий, что обусловлено ст. 31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которой «органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги)…». При этом орган местного самоуправления является основным регулирующим тарифы для населения органом.

3.2. Тарифы на коммунальные услуги должны утверждаться едиными для граждан, проживающих в различных видах жилищного фонда и домах различных форм собственности в пределах населенного пункта. с учетом установленного уровня платежей граждан (в процентах к экономически обоснованным тарифам). При этом тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от объемов потребления: за нормативное и сверхнормативное потребление, времени суток (дневные и ночные) и потребительских качеств услуг.

3.3. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления, что определено Федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Единственный норматив, который утверждается органами власти субъекта Российской Федерации - это социальная норма площади жилья (Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики»).

3.4. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются в расчете на единицу объема услуги (материального носителя услуги) в измерителях, характерных для каждого вида деятельности ЖКХ:

? водоснабжение                                - м 3 отпущенной воды;

? водоотведение                                 - м 3 отведенной сточной жидкости;

? теплоснабжение (отопление)        - Гкал отпущенной тепловой энергии;

? горячее водоснабжение                  - Гкал тепловой энергии на подогрев воды или

м 3 отпущенной горячей воды;

? электроснабжение                           - кВт/ч отпущенной электроэнергии;

? газоснабжение                                 - м 3 отпущенного газа;

3.5. Для расчетов с потребителями услуг плата за коммунальные услуги устанавливается на следующие измерители (см. таблицу 3.1 ).

По материалам сайта: http://gostrf.com