НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ

01.02.2014 07:04

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11

НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ

Подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам (ВИС), являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД, без согласования с управляющим домом (УК, ТСЖ) и соответствующей оплаты коммунальных услуг запрещено. Расскажем о последствиях выявления несанкционированного подключения с учетом положений новых Правил предоставления коммунальных услуг <1> (далее - новые Правила).

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Новые Правила запрещают потребителям несанкционированно подключать оборудование к ВИС или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения в ВИС (пп. "е" п. 35). Обнаружив несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования (ВО) к ВИС, исполнитель обязан незамедлительно устранить его и доначислить плату за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого осуществлено такое подключение (п. 62 новых Правил). Фактически демонтаж подобного подключения означает ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя (пп. "в" п. 115 новых Правил). Таковы основные положения нормативного документа, касающиеся несанкционированного подключения. Рассмотрим их подробнее.

Что такое несанкционированное подключение?


Напомним определения ВИС и ВО (п. 2 новых Правил). Под ВИС понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД инженерные коммуникации (сети), оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до ВО. В свою очередь, ВО - это находящиеся в жилом и нежилом помещении в МКД и не входящие в состав ВИС инженерные сети и оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Таким образом, ВИС - это объект общего имущества, тогда как ВО находится в частной собственности.

Вопросы разграничения ВИС и ВО регламентированы Правилами содержания общего имущества <2>. В частности, по сетям холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения границей является первое отключающее устройство на ответвлениях от стояков, по сетям водоотведения - первое стыковое соединение на ответвлении от стояков, по сетям электроснабжения - ИПУ электрической энергии, а по сетям отопления - отключающие устройства на ответвлениях от стояков при их наличии <3>.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

<3> Подробнее об этом см. статью И.Н. Калининой "Правила пользования жилыми помещениями" (N 9, 2011).

Исходя из изложенного, определим, в каких случаях подключение рассматривается как несанкционированное. Повторим, что потребителям запрещено подключать ВО, в частности, к ВИС напрямую или в обход счетчиков. Поскольку ИПУ воды и газа устанавливаются, как правило, сразу после первых отключающих устройств, подключение какого-либо оборудования уже после ИПУ вполне законно. В свою очередь, если оборудование подключено еще до счетчика, хоть и на участке частных сетей, соответственно, расход ресурса ИПУ не фиксирует, мы имеем дело с несанкционированным подключением. Если же ИПУ отсутствует и расчеты с потребителем ведутся по нормативам потребления, подключение оборудования также после первых отключающих устройств уже на участке сети, считающемся частной собственностью, не повлечет никаких негативных последствий.

К сведению. На практике встречается такая ситуация: собственники и пользователи нежилых помещений в МКД потребляют коммунальные услуги, но не вносят за них плату ни РСО, ни исполнителю (соответственно, не имеют ИПУ). Чаще всего их ВО подключено к сетям, находящимся в их частной собственности, факт несанкционированного подключения отсутствует. Имеет место лишь потребление услуг без внесения платы. Происходит это потому, что управляющий домом не располагает информацией о существовании таких потребителей, поскольку последние не сообщили ему об этом, а сам управляющий не осуществлял осмотров и обследований находящегося в его управлении дома, полагаясь на данные, предоставленные предшественниками. Кстати, нередко в подобных случаях имел место спор о принадлежности подобных помещений (являются ли они частной собственностью либо общей собственностью всех жильцов). Тем не менее фактическое пользование помещением в МКД налицо, как и потребление услуг. Правоотношения сторон не регулируются п. 62 новых Правил о несанкционированном потреблении. В данной ситуации исполнитель вправе потребовать от потребителя оплаты коммунальных услуг в пределах общего срока исковой давности (три года), естественно, с учетом фактического периода осуществления им деятельности по управлению домом (предоставлению коммунальных услуг). Плата должна быть рассчитана в общем порядке, в том числе с учетом платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. По мнению автора, при наличии ОПУ в этой ситуации перерасчету подлежит плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, начисленная другим собственникам помещений в МКД. Основание - ошибочный расчет, заключающийся в излишнем начислении платы в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных собственниками нежилых помещений.

Что касается подключения к ВИС (то есть до первых отключающих устройств на сетях водо- и газоснабжения), оно будет незаконным независимо от наличия или отсутствия ИПУ, который установлен уже на внутриквартирных сетях. И дело здесь не столько в безучетном потреблении коммунального ресурса, хотя при наличии ИПУ подключение к ВИС осуществляется в обход счетчика. Подключив потребляющее оборудование напрямую к ВИС, потребитель тем самым создал еще одну (параллельную имеющейся) сеть и внес изменения в конструкцию ВИС. Сделав это без согласования с исполнителем, который несет ответственность за надлежащее состояние ВИС, потребитель поставил под угрозу их безопасную эксплуатацию, в связи с чем такое подключение будет незамедлительно демонтировано при обнаружении. Кстати, из формулировки пп. "в" п. 53 прежних Правил <4> более ясно видно разграничение таких незаконных действий потребителя, как самовольное подключение к ВИС (без упоминания о счетчиках) и подключение к таким сетям в обход ИПУ.

<4> Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Дополнительно отметим: в новых Правилах подразумевается, что несанкционированное подключение осуществляется именно потребителем, а подключается именно ВО. Под потребителем понимается лицо, пользующееся на законном основании помещением в МКД и потребляющее коммунальные услуги. Определение ВО мы приводили выше. Выходит, что формально новые Правила не охватывают ситуацию, когда к ВИС подключено энергопотребляющее оборудование лиц, которые не пользуются помещением в МКД (например, операторов связи или владельцев временных торговых и иных объектов, размещенных на придомовой территории). Между тем данные лица потребляют коммунальные ресурсы, а их оборудование (пусть оно и не отвечает признакам ВО) подключено к ВИС, тем самым внесены изменения в ВИС, что и составляет суть несанкционированного подключения. Тот факт, что подобное подключение совершено лицом, законно или незаконно получившим доступ к общему имуществу, а не лицом, на законных основаниях пользующимся помещением в доме, по мнению автора, не должен иметь решающего значения для квалификации подключения в качестве несанкционированного.

Порядок доначисления платы

В п. 62 новых Правил подчеркнуто, что при обнаружении несанкционированного подключения исполнитель обязан произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Если ВО подключено в обход ИПУ, очевидно, что фактически потребленные коммунальные услуги не были учтены и в связи с этим должны быть оплачены. Если же в помещении отсутствует ИПУ, а расчет платы ведется по нормативам потребления, может возникнуть вопрос о том, нужно ли доначислять плату, если и при установлении нормативов потребления были учтены объемы коммунальных ресурсов, необходимые для удовлетворения всех потребностей граждан. Представляется, что в ситуации, когда к ВИС подключено именно ВО в понятии, примененном в новых Правилах, оснований доначислять плату нет (впрочем, вообще нелогично осуществлять подключение к ВИС в отсутствие ИПУ, если можно подключиться непосредственно к ВО, соблюсти закон, тогда у исполнителя не возникнет никаких претензий). Другое дело, если подключено оборудование, которое не находится в помещении МКД (известны случаи, когда жильцы подключали к ВИС электроснабжение своих гаражей, находящихся рядом с домом), соответственно, доначисление платы в данном случае необходимо.

Как следует из п. 62 новых Правил, при доначислении платы учитывается объем коммунального ресурса, равный произведению мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и времени его работы. Считается, что такое оборудование работало круглосуточно начиная с даты осуществления несанкционированного подключения до даты устранения его исполнителем. Заметим, до 01.09.2012 перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги был правом, а не обязанностью исполнителя и осуществлялся исходя из нормативов потребления с учетом показаний ОПУ при его наличии (п. 34 прежних Правил).

В свою очередь, дату несанкционированного подключения следует указать в акте о его выявлении, который составляется исполнителем коммунальных услуг с привлечением РСО. Как правило, обследования ВИС на предмет самовольных подключений производятся по заявлениям собственников помещений в домах, оснащенных ОПУ. Также факты несанкционированных подключений нередко выявляются при проведении проверок правильности снятия потребителем показаний ИПУ, состояния этих ИПУ. Назначая комиссию для проведения таких проверок, исполнитель приглашает для участия в ней и представителя РСО. Кстати, уведомить РСО о сроках проведения проверок правильности снятия показаний ИПУ УК и ТСЖ обязаны в силу пп. "е" п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения <5>. При составлении акта можно воспользоваться положениями законодательства об энергоснабжении (см. например, п. 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).

<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено несанкционированное подключение (п. 62 новых Правил). Кстати, прежние Правила устанавливали конкретный период перерасчета, равный шести месяцам, предшествующим месяцу, в котором было выявлено несанкционированное подключение (п. 34). Примечательно то, что раньше исполнитель мог (но не был обязан) приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае выявления факта самовольного подключения потребителя к ВИС лишь через месяц после письменного предупреждения потребителя (пп. "в" п. 80 прежних Правил). Одновременно потребителю предоставлялась возможность устранить выявленные нарушения, а до тех пор расчет платы велся с учетом нормативов потребления.

Подчеркнем, что в новых Правилах говорится о доначислении платы за коммунальные услуги, потребленные без надлежащего учета, расчет объема которых производится с учетом мощности подключенного ВО. О перерасчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не упоминается. Действительно, если ОПУ отсутствует, такая плата рассчитывается по нормативам потребления и уже была начислена потребителю, который пользуется помещением в доме (если лицо, самовольно подключившее свое оборудование к ВИС, не является законным пользователем помещения, по мнению автора, взимать с него плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не следует). Однако, если дом оснащен ОПУ, объем коммунальных услуг, плата за которые доначислена нарушителю, ранее был начислен в составе платы, предоставленной на общедомовые нужды, иным собственникам помещений в МКД. Исключение этого объема из объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в целом по дому, повлечет уменьшение соответствующей платы для всех собственников помещений, в том числе для самовольно подключившегося собственника, естественно, если ранее ему такая плата начислялась. Если же данному потребителю плата не начислялась вообще, есть все основания сделать это: потребители, добросовестно выполняющие свои обязанности и вносящие плату за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, не могут быть умалены в правах по сравнению с потребителями, осуществившими несанкционированное подключение и не получавшими от исполнителя платежных документов с указанием начисленной платы.

О том, что собственники помещений в МКД не обязаны оплачивать коммунальные услуги, потребленные лицом, осуществившим несанкционированное подключение, свидетельствует и судебная практика. Так, Определением от 07.06.2012 N 33-6721/2012 Свердловский областной суд утвердил решение районного суда, содержащее следующие выводы. К ВИС после ОПУ было подключено оборудование операторов связи и систем коллективного приема телевидения, а затраты на потребление ими электроэнергии не были включены в состав платы по договорам между операторами связи и УК. Одновременно в расчет платы потребителей за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, УК были включены расходы на потребление электроэнергии операторами связи. Соответственно, районный суд пришел к правильному выводу о необходимости перерасчета потребителю платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, с исключением из нее упомянутых выше расходов.

Новые Правила закрепили правовое основание для подобных исков собственников помещений. Так, в силу п. 62 данного документа, если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством РФ порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей). Излишне начисленная плата за услуги, предоставленные на общедомовые нужды (если в доме есть ОПУ), вносилась исполнителю коммунальных услуг. Одновременно исполнитель получит эту же сумму с нарушителя. В связи с этим неосновательно обогатившимся лицом следует считать именно исполнителя коммунальных услуг.

Если в МКД отсутствует ОПУ, исполнитель обязан перечислять РСО плату за коммунальный ресурс в том же объеме, в котором он начисляет плату за коммунальные услуги потребителям. Отсутствие у исполнителя (и, как следствие, у РСО) данных о несанкционированном подключении означает, что реальные убытки понесла РСО. Однако взыскивать их она будет с исполнителя, если оборудование нарушителя подключено к ВИС, ведь точкой поставки является внешняя граница ВИС. В этом случае налицо факт потребления исполнителем коммунального ресурса без оплаты. Если установить дату несанкционированного подключения не удастся, плата за соответствующий коммунальный ресурс может быть взыскана с исполнителя, по мнению автора, за тот же период, за который новые Правила позволяют доначислить плату за коммунальные услуги нарушителю.

* * *

Несмотря на то что новые Правила не дают определения понятия "несанкционированное подключение", можно прийти к выводу, что потребляющее оборудование подключено несанкционированно, если оно подключено к ВИС независимо от наличия в помещении потребителя ИПУ, а при наличии индивидуального счетчика - в его обход (при этом неважно, относятся ли сети к общему или частному имуществу). Также несанкционированным можно считать подключение к ВИС оборудования, принадлежащего лицам, не имеющим прав на помещения в доме и, значит, не являющимся потребителями коммунальных услуг. Доначисление платы производится по мощности подключенного оборудования с учетом его круглосуточной работы за установленный в ходе проверки период.

Если же исполнитель услуг не имел информации о потреблении услуг в каком-либо определенном помещении дома (при этом все потребляющее оборудование размещено на сетях, не являющихся общим имуществом) и не выставлял собственнику платежные документы, говорить о несанкционированном подключении не приходится, однако есть все основания требовать внесения платы за коммунальные услуги, исчисленной в общем порядке, в пределах общего срока исковой давности.

Однако и в том, и в другом случае иные потребители коммунальных услуг в доме, оснащенном ОПУ, вправе требовать от исполнителя перерасчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, поскольку им без законных оснований была предъявлена плата за услуги, фактически потребленные третьим лицом.

По материалам сайта: http://paritet-gkh.ru