О состоянии водоснабжения и водоотведения населенных мест

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав поступившие материалы из территориальных управлений о принятых мерах по обеспечению безопасности питьевой воды и о выполнении мероприятий, изложенных в письмах Роспотребнадзора N 0100/7154-05-32 от 02.09.2005 "О питьевом водоснабжении", N 0100/7374-05-32 от 09.09.2005 "О сбросе сточных вод", N 0100/5000-05-32 от 30.06.2005 "О нарушении СанПиН в 1 и 2 поясах ЗСО поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения" и N 0100/4996-05-32 от 30.06.2005 "О санитарно-эпидемиологической безопасности синтетических полиэлектролитов, применяемых в практике водоподготовки", направляет информационно-методическое письмо "Оценка состояния водоснабжения и водоотведения".

Территориальным управлениям Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Республике Тыва, Чеченской Республике, по Курганской, Новосибирской, Тюменской областям, Ненецкому АО, Коми-Пермяцкому, Эвенкийскому АО в срок до 25.04.2006 представить объяснения о причинах непредставления запрашиваемой информации.

О принятых мерах по обеспечению контроля по вопросам водоснабжения и охраны водных объектов сообщить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к 1 декабря 2006 г.

Заместитель Руководителя

Л.П.ГУЛЬЧЕНКО

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Данное информационно-методическое письмо подготовлено специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.


Оценка состояния водоснабжения

Госсанэпиднадзор за организацией водоснабжения населения является приоритетным направлением в деятельности территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

Анализ полученного материала из территориальных управлений Роспотребнадзора показал, что решение вопросов разработки, утверждения и реализации региональных программ по обеспечению населения питьевой водой в большой мере зависит от степени активности службы соответствующих административных территорий. При этом не во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы по улучшению питьевого водоснабжения населения: 22 субъекта Российской Федерации не имеют программ по обеспечению населения питьевой водой. В субъектах Российской Федерации, где имеются утвержденные программы по обеспечению населения питьевой водой, выполнение предусмотренных мероприятий также встречает определенные трудности, связанные с недостатком финансирования, которое осуществляется из бюджетов всех уровней (федерального, областного, городских и районных), средств предприятий, владельцев водопроводов и других источников.

В настоящее время продолжается работа по рассмотрению проектов технических регламентов по водоснабжению и водоотведению, что позволит в соответствии с законом о техническом регулировании гармонизировать законодательство Российской Федерации в области питьевого водоснабжения с международными стандартами.

Однако состояние питьевого водоснабжения остается одной из актуальных проблем на территории Российской Федерации, представляющих реальную угрозу здоровью населения.

На фоне увеличения количества коммунальных водопроводов (на 2674 в сравнении с 2004 г.), повышения уровня надлежащей их технической эксплуатации, осуществления производственного контроля - качество воды в местах водозабора и в разводящей сети существенно не изменилось, большинство существующих систем водоснабжения требуют реконструкции и совершенствования технологии водоподготовки.

В соответствии с представленной территориальными управлениями Роспотребнадзора информацией, неудовлетворительное качество воды связано со следующими причинами:

- отсутствием зон санитарной охраны водоисточников;

- несоблюдением режима зон санитарной охраны: санитарно-оздоровительные мероприятия в зонах санитарной охраны водоисточников водопользователями не выполняются;

- несвоевременной корректировкой водопользователями проектов зон санитарной охраны (в порядке внедрения СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения");

- использованием в водоподготовке технически и морально устаревших технологий, сооружений;

- изношенностью водозаборных сооружений и разводящих сетей;

- частой реорганизацией предприятий, при которой объекты водоснабжения остаются "бесхозными";

- отсутствием лицензированных организаций по ремонту и эксплуатации водопроводных сетей на селе;

- перебоями в энергоснабжении.

В 2005 г. в Российской Федерации эксплуатировалось 21447 коммунальных и 44318 ведомственных водопроводов (в 2004 г. - 18773 коммунальных водопровода).

Не отвечали санитарным правилам и нормам в 2005 году поверхностные источники питьевого водоснабжения - 40,8% (в 2004 году - 45,5%), подземные - 17,5% (в 2004 году - 16,7%).

В целом по Российской Федерации положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2005 году также остается неудовлетворительным.

Не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 32,29% водопроводов из поверхностных источников (в 2004 г. - 32,4%).

В местах водозабора не соответствовало по санитарно-химическим показателям - 26,08% проб (в 2004 г. - 24,2%), в том числе по содержанию солей тяжелых металлов - 3,05% (в 2004 г. - 4,4%); по микробиологическим показателям - 20,94% (в 2004 г. - 21,1%), в том числе с выделением возбудителей патогенной и условно-патогенной флоры - 0,37% (в 2004 г. - 0,3%).

Несмотря на относительную защищенность подземных вод, в 2005 году не соответствовало СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по санитарно-химическим показателям - 27,79% исследованных проб (в 2004 г. - 27,40%), в том числе по содержанию солей тяжелых металлов - 5,17% (в 2004 г. - 5,5%); по микробиологическим показателям - 5,76% (в 2004 г. - 5,7%), в том числе с выделением возбудителей патогенной и условно-патогенной флоры - 0,05% (в 2004 г. - 0,05%).

Серьезной проблемой остается техническое состояние разводящих сетей водоснабжения. В 2005 году 17,70% проб воды из водопроводной сети не соответствовало требованиям по санитарно-химическим (в 2004 г. - 19,05%) и 6,91% по бактериологическим показателям (в 2004 г. - 7,87%). От 40 до 80% разводящих сетей нуждается в замене.

Ежегодно возрастает количество аварий на водопроводных и канализационных сетях, устранение которых проводится несвоевременно и некачественно, что нередко приводит к возникновению вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний водного характера, число которых в 2005 году составило 17 с количеством пострадавших 1640 человек.

Только за последние четыре года в Российской Федерации зарегистрировано 85 крупных вспышек ОКИ и вирусного гепатита А водного характера, при которых пострадало более 5 тыс. человек.

Исходя из представленных отчетных данных за 2005 год, особого внимания требует водоснабжение сельского населения.

Количество коммунальных водопроводов в сельских поселениях составляет 76,41% от общего числа коммунальных водопроводов (16387 из 21447).

По микробиологическим показателям состояние централизованного водоснабжения сельских населенных мест, особенно из поверхностных источников, существенно отличается от состояния водоснабжения населения Российской Федерации. Не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям - 10,38% проб в коммунальных водопроводах в сельских поселениях (6,69% - в коммунальных водопроводах, всего); 9,76% - в ведомственных водопроводах в сельских поселениях (7,54% - в ведомственных водопроводах, всего).

В 2005 году в сельских поселениях из 129598 источников нецентрализованного водоснабжения 26445 (20,4%) не отвечает санитарным правилам и нормам (при этом нецентрализованное водоснабжение в целом - в 20,62%, в 2004 г. - в 22,1%). В 2004 году этот показатель (в сельских поселениях) составил 22%. Качество воды не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 27,7% проб (в 2004 году - 28,26%), по микробиологическим показателям - в 26,8% проб (в 2004 году - 28,74%).

Специалистами Роспотребнадзора приняты меры по информированию и санитарному просвещению населения в сельской местности по вопросу использования и содержания систем водоснабжения с использованием средств массовой информации.

Роспотребнадзором в 2005 г. выдано 2338 санитарно-эпидемиологических заключений по выбору участка для водопроводов и зон санитарной охраны, из них 91 материал по выбору земельного участка не соответствовал требованиям санитарного законодательства. Осуществлялся госсанэпиднадзор за 2342 строящимися и реконструируемыми объектами водоснабжения.

С целью обеспечения населения доброкачественной питьевой водой территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведены обследования зон санитарной охраны, подготовлена информация о выявленных нарушениях для органов местного самоуправления, выдано 865 предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства. По результатам обследований владельцами водопроводов разработаны и согласованы планы мероприятий на территориях ЗСО источников питьевого водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". В ряде субъектов Российской Федерации вопросы нарушений в зонах санитарной охраны рассматривались на заседаниях антитеррористических комиссий.

При проведении проверок организаций, эксплуатирующих водопроводы, специалистами Роспотребнадзора уделяется внимание состоянию производственного контроля. Лабораторные исследования в порядке производственного контроля проводятся в основном по сокращенной схеме - из-за отсутствия материально-технической базы. В связи с отсутствием лабораторной базы не все водопроводы охвачены производственным контролем в сельской местности.

За неудовлетворительное санитарно-эпидемиологическое состояние водоснабжения, по данным отчетной статистической формы N 18, по Российской Федерации были приняты следующие меры административного воздействия:

- число наложенных административных штрафов, всего: 5407 (в 2004 г. - 5678), в том числе на юридических лиц - 8,9% (в 2004 г. - 7,8%). На рассмотрение судьям передано 269 дел о нарушениях санитарного законодательства на объектах водоснабжения (в 2004 г. - 264 дела соответственно). Число переданных судьям дел о приостановлении эксплуатации объектов водоснабжения, оказания услуг и т.п. - 397; число вынесенных постановлений о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел - 130, из них постановлений, по которым приняты решения о привлечении к уголовной ответственности, - 11. Материалы в прокуратуру направлялись Роспотребнадзором в Ленинградской, Астраханской, Нижегородской, Пермской, Саратовской, Челябинской, Сахалинской областях, в Республиках Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской, Марий Эл.

Продолжается работа по мониторингу качества питьевой воды.

В г. Санкт-Петербурге по требованию территориального управления Роспотребнадзора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" выполнена работа по оценке риска здоровью населения в зависимости от качества питьевой воды в г. Санкт-Петербурге и обоснованию возможности использования воды, имеющей отклонения от нормативных требований по органолептическим показателям, на период выполнения мероприятий по реконструкции систем водоснабжения. В г. Санкт-Петербурге организован мониторинг качества воды источников централизованного водоснабжения и водопроводной сети. Ведется сбор информации в электронном формате обо всех исследованиях по качеству воды, осуществляемых аккредитованными испытательными лабораторными центрами Роспотребнадзора и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

В соответствии с представленной информацией, синтетические полиэлектролиты используются в технологиях очистки питьевой воды в г. Санкт-Петербурге, Тверской, Рязанской, Саратовской, Челябинской, Омской, Сахалинской областях, Приморском крае, в Ямало-Ненецком автономном округе.

В г. Санкт-Петербурге в территориальном управлении Роспотребнадзора представляются проектные решения по использованию дозирования флокулянта, программы лабораторных исследований и производственных испытаний вновь внедряемых флокулянтов. В 2005 г. разработаны проекты по замене используемого в настоящее время флокулянта на ПРАЕСТОЛ 650 TR. Проводятся научные разработки новых технологий водоподготовки. В Рязанской области вместо ранее используемого реагента ПАА-гель МП "Водоканал" планирует использовать флокулянт - полиакриламид Sedipur AF 205.

Учитывая изложенное, с целью обеспечения безопасности питьевой воды территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо:

1. Руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.2005 N 0100/10185-05-32 "Об оперативном взаимодействии территориальных управлений Федеральной службы с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления".

2. Руководствоваться основными принципами планирования, указанными в МУ 5.1.2031-05 "Планирование деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

3. Учитывать при подготовке основных направлений деятельности на 2007 г. приоритетность вопросов водоснабжения населения.

4. Уделить внимание фактическому положению дел по этому вопросу в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 19, п. 3).

5. Требовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц своевременного обновления указанных программ (в связи с тем, что в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды утверждается на срок не более 5 лет).

6. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществления производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", при этом особое внимание уделить возможным чрезвычайным ситуациям (п. 3.8), связанным с аварийными выпусками сточных вод и авариями на опасных производствах, отключениями электроэнергии.

7. Потребовать от юридических лиц, осуществляющих питьевое водоснабжение населения, обеспечить периодичность лабораторных исследований в порядке производственного контроля с кратностью, указанной в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

8. Запретить использование в водоподготовке неразрешенных синтетических полиэлектролитов.

9. Рекомендовать предприятиям, осуществляющим водоподготовку, в субъектах Российской Федерации к применению наиболее безопасные и эффективные реагенты для очистки воды с учетом региональных особенностей исходной воды, прошедшие санитарно-эпидемиологическую экспертизу в установленном порядке.

10. Осуществлять госсанэпиднадзор за выполнением юридическими лицами, получившими санитарно-эпидемиологические заключения по материалам отвода земельных участков и строительства объектов водоснабжения, поставленных условий по соблюдению норм санитарного законодательства.

11. Добиваться строительства групповых водопроводов для сельских населенных пунктов и подключения их к районным.

12. Потребовать от соответствующих организаций исполнения обязательств по надлежащему водоснабжению жилых помещений (в том числе горячему), в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 "О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг".

Оценка состояния водоотведения

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ситуацию по соблюдению в субъектах Российской Федерации требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" на основании представленных донесений.

Проведенный анализ показал, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году ухудшилось качество воды водоемов 1 категории по санитарно-химическим показателям: доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим нормативам, увеличилась с 27,1% (2004 г.) до 28,0% (2005 г.). В 2005 году также ухудшилось качество воды водоемов и 2 категории по микробиологическим показателям - с 22,1% (2004 г.) до 24,3% (2005 г.).

В результате загрязнения стоками водоемов 2 категории в Удмуртской Республике (с. Шаркан) в 2005 году зарегистрирована вспышка энтеровирусной инфекции с числом заболевших 49 человек, в т.ч. 42 ребенка. В апреле 2005 года в Хабаровском крае была зарегистрирована вспышка вирусного гепатита А в пос. Тулучи Ванинского района с числом пострадавших 33 человека. Материалы по вспышке переданы в прокуратуру Ванинского района. В Ростовской области в августе 2005 г. в г. Каменск и п. Чистоозерный Каменского района зарегистрировано 2 случая заболевания ОКИ, вызванных атоксигенным штаммом холерного вибриона 01 серогруппы, биовара Эльтор Огава. Причиной заболевания явилось купание в озере Ветровского карьера п. Чистоозерный. Информация передана в прокуратуру Каменского района.

В ряде субъектов Российской Федерации продолжается сброс неочищенных сточных или недостаточно очищенных сточных вод в водоемы.

Причинами сброса сточных вод в водоемы без очистки являются: нарушения эксплуатации очистных сооружений, где количество стоков превышает проектную мощность очистных сооружений; отсутствие очистных сооружений; физически и морально устаревшие очистные сооружения, не соответствующие современным требованиям по степени очистки (Республика Бурятия, Ярославская, Астраханская области), аварийные ситуации (Архангельская область). Более половины очистных сооружений в Калининградской, Московской области не обеспечивают проектный режим очистки. В процессе проведения мероприятий по контролю за объектами водоотведения выявлено, что подвергаются полному комплексу очистки только 70% сточных вод в Новгородской области, отсутствует дехлорирование сточных вод. Дехлорирование не проводится в Белгородской, Астраханской, Архангельской областях, Еврейской АО. В Республике Карелия из 114 очистных сооружений только 48 работают в проектном режиме; в Челябинской области - из 135 очистных сооружений только 1 обеспечивает нормативную очистку сточных вод. Из-за отсутствия в населенных местах систем ливневой канализации с очистными сооружениями талые и ливневые воды по рельефу местности попадают в водоемы, загрязняя их, в том числе нефтепродуктами, минеральными маслами, СПАВ и т.д. (Удмуртская Республика, Алтайский край).

Основными источниками загрязнений открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта вблизи водоемов.

Во многих городах Российской Федерации для обеззараживания стоков применяются "классические" технологии - обеззараживание хлором. Недостатками "классического" метода обеззараживания являются: сложности при транспортировке хлора, хранении, дозировании, неэффективность хлора в отношении вирусов.

Внедрение новых методов обеззараживания сточных вод ведется медленно из-за отсутствия финансирования.

Методы обеззараживания сточных вод с использованием УФО имеются на единичных очистных сооружениях в Республиках Хакасия, Башкортостан, Саха (Якутия), Коми, в Приморском крае, Ханты-Мансийском АО, Калининградской, Вологодской, Саратовской, Белгородской, Калужской, Новгородской, Московской, Читинской областях, вводятся в Ульяновской области, планируются в Липецкой области, г. Санкт-Петербурге. Технология озонирования сточных вод применяется в г. Невинномысске Ставропольского края. На КОС ООО "Юрхаровнефтегаз" в Надымском районе Ямало-Ненецкого АО сточные воды после очистки и обеззараживания сжигаются.

По данным территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: в Республике Дагестан в бассейн Каспийского моря продолжают поступать неочищенные стоки из выпусков в черте городов Махачкала, Дербент, Избербаш, в результате чего снижается уровень его курортной значимости; в Ростовской области - 340 млн. куб. м/год стоков (20%) сбрасывается в р. Дон; в Чукотском АО - до 5 млн. куб. м/год стоков (около 1,8 млн. куб. м/год стоков из 8 створов попадают в р. Казачка и Анадырский лиман); в Волгоградской области в р. Волга продолжается сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков по 4-м выпускам; в Мурманской области - в Кольский залив осуществляется сброс без очистки.

Ежегодно сбрасывается без очистки или недостаточной очистки: в Хабаровском крае - 222,48 млн. куб. м/год стоков; в Республике Хакасия - 49,9 млн. куб. м/год; в Удмуртской Республике - 812,456 тыс. куб. м/сутки стоков и 489,655 тыс. куб. м недостаточно очищенных промышленных стоков; в Приморском крае - 78,4% сточных вод; в Амурской области - 90,99 млн. куб. м/год; в Курской области ежегодно сбрасывается 117 тыс. куб. м; в Саратовской области - 38,78 млн. куб. м/год; в Корякском АО - 909735 куб. м/год сбрасывается на рельеф.

Вопросы очистки сточных вод и их водоотведения в водные объекты рассматривались на заседаниях правительства в Республике Коми, Ростовской области. Вопросы водоотведения входят в целевые программы (Республики Коми, Карелия, Рязанская, Липецкая, Смоленская, Тульская, Новгородская, Калужская, Читинская области, г. Санкт-Петербург), проект республиканской целевой программы "Каспий" разработан в Республике Дагестан. Специалистами территориального управления Роспотребнадзора по Корякскому АО в администрацию округа дважды представлялся на рассмотрение региональный план действия по охране окружающей среды, куда вошли и мероприятия по охране водных объектов, сбросу сточных вод, однако конкретных мер по принятию (рассмотрению) регионального плана администрацией округа не принято.

В качестве положительных примеров следует отметить строительство очистных сооружений, реконструкцию сетей в Республике Коми, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Пермской, Московской, Челябинской областях. В Саратовской области ведется единичное строительство; в Томской области - очистные сооружения не строятся вообще.

Программы производственного контроля разработаны не на всех канализационных очистных сооружениях субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что только в Ямало-Ненецком АО для всех канализационных очистных сооружений разработаны и согласованы с территориальным управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому АО программы производственного контроля. Выполнение производственного контроля качества обеззараживания очищенных сточных вод по микробиологическим, гельминтологическим и санитарно-химическим показателям и утвержденным предельно допустимым сбросам осуществляется производственными лабораториями или аккредитованными лабораториями других организаций. Отчеты о работе производственных лабораторий КОС ежемесячно представляются в территориальные отделы Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому АО. Кроме того, территориальным управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому АО в прокуратуру г. Ноябрьска (ЯНАО) подготовлена информация "Значимые объекты, которые могут оказать экологическое и санитарно-эпидемиологическое влияние".

Вместе с тем в Ярославской области согласованные программы производственного контроля имеются только на крупных объектах и отсутствуют на объектах в сельской местности. В Курской области производственный лабораторный контроль осуществляют только половина предприятий водоканалов.

Большая работа по вопросам водоотведения проведена территориальным управлением Роспотребнадзора по Вологодской области: в адрес органов местного самоуправления, руководителей ЖКХ, водоканалов направлены предложения по охране водоемов - источников хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, разработке и согласованию планов водоохранных мероприятий в ЗСО источников водоснабжения, разработке мероприятий по совершенствованию очистки и обеззараживания сточных вод перед сбросом в водные объекты с использованием органических флокулянтов, проведены 4 комплексные проверки с заинтересованными организациями по соблюдению водопользователями санитарного законодательства. Вопросы эффективности обеззараживания сточных вод рассматриваются при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов ПДС вредных веществ в водоемы, включаются в условия лицензионных соглашений на водопользование.

В последнее время отмечается увеличение темпов роста жилищного строительства. Строительство жилых районов и микрорайонов ведется без решения вопросов их реконструкции и расширения канализационных сетей, мощностей очистных сооружений. Территориальным управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области практикуется выдача санитарно-эпидемиологического заключения при отводе земельных участков под строительство (реконструкцию) объектов только при условии перекладки (ремонта) разводящих канализационных сетей или участии в долевом строительстве и реконструкции канализационных сооружений.

Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу вопросы подготовки и эксплуатации пляжей г. Санкт-Петербурга ежегодно выносятся на рассмотрение в городскую Чрезвычайную санитарно-противоэпидемическую комиссию (ЧСПК). С целью выполнения решений ЧСПК администрациями районов, в ведении которых находятся зоны рекреаций и пляжи, проводятся мероприятия по улучшению условий отдыха населения. В течение купального сезона осуществляется лабораторный контроль за состоянием воды водоемов в зонах рекреации. Отбор проб производится ежегодно перед началом и в течение купального сезона, с мая по октябрь, ежемесячно на химический и еженедельно - на бактериологический анализы. Информация о готовности пляжей и состоянии воды ежемесячно (на период купального сезона) публикуется на сайте территориального управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и публикуется в СМИ.

О проведенной работе по контролю за состоянием поверхностных водоемов в местах водозаборов, рекреаций и выпусков сточных вод (санитарно-гигиенический мониторинг), эксплуатации очистных сооружений и их техническом состоянии во всех субъектах Российской Федерации информируются органы самоуправления, инспектирующие органы, депутаты, средства массовой информации.

Учитывая изложенное, с целью усиления госсанэпиднадзора за водоотведением на территориях необходимо:

1. Потребовать от региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от руководителей ЖКХ, водоканалов разработки (доработки) мероприятий по совершенствованию очистки сточных вод, по решению вопросов обеззараживания стоков и дехлорирования сточных вод (при обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы, по санитарной очистке и благоустройству территорий городских и сельских поселений.

2. Потребовать от руководителей предприятий активизировать работу по модернизации промышленных предприятий (оборудованию сооружений по очистке сточных вод), особенно для целлюлозно-бумажных и гальванических производств, внедрению новых технологий, замене токсичных электролитов на менее токсичные.

3. Потребовать от водоканалов, иных хозяйствующих субъектов, независимо от подчиненности и форм собственности, организовать проведение производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов.

4. Принять меры по выполнению требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".

5. Применять меры административной ответственности к руководителям водоканалов и иных предприятий, допускающих сброс неочищенных бытовых и производственных сточных вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения.

6. Проводить расследование каждого случая вспышки ОКИ водного характера с передачей дел в правоохранительные органы.

7. Уделить особое внимание вопросам качества воды мест рекреационного водопользования. Организовать проведение лабораторного контроля качества воды водоемов перед началом купального сезона, в период его проведения и после окончания.

По материалам сайта: http://www.bestpravo.ru