Пассажирские вагоны

• Купим полувагоны для технологической щепы, модели 12-4004 и 12-283.

• Купим цистерны модели 15-1556, 15-1556-03 для перевозки сжиженного газа - хлора.

• Продам колесные пары НОНК, цена 69000 руб с НДС.

1. Назначение, классификация, особенности конструкции

Пассажирские вагоны предназначены для размещения пассажиров при их перевозке с обеспечением необходимых удобств, а также вспомогательных транспортных операций и специальных пассажирских перевозок.

По способу перемещения пассажирские вагоны разделяются на несамоходные (вагоны локомотивной тяги) и самоходные, являющиеся, как правило, составными единицами поездов постоянного формирования моторвагонного подвижного состава — электросекций и дизель-поездов.

В зависимости от дальности следования поездов в них используются пассажирские вагоны: спальные, купейные или некупейные (открытого типа), с креслами или жесткими местами для сидения.


Современный парк пассажирских вагонов состоит из цельнометаллических вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров (86 %) и вспомогательного назначения (14 %). Вагоны локомотивной тяги, предназначенные для перевозки пассажиров, используемые в дальнем и межобластном сообщении, составляют более 70 % пассажирского парка. Все эти вагоны, включая специализированные и вагоны вспомогательного назначения, обращающиеся по магистральным путям МПС, представляют собой замкнутую тонкостенную оболочку, подкрепленную гофрами и поперечными балками 1 (рис. 5.1) рамы, стойками 2 стен и дугами 5 крыши. В результате образуется цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция, в которой используются нержавеющая, углеродистая и низколегированная стали. Такие конструкции называются цельнометаллическими вагонами (ЦМВ). Ходовая часть вагонов состоит из двух двухосных тележек типа ТВЗ-ЦНИИ М с улучшенной плавностью хода.

Тормоз — автоматический с электропневматическим и пневматическим управлением, имеется также ручной тормоз, привод которого обеспечивает удержание вагона на уклоне до 15‰. Ударно-тяговые приборы — автосцепка типа СА-3 с ограничителем вертикальных перемещений, резинометаллический поглощающий аппарат типа Р-2П или Р-5П.

Современное внутреннее оборудование, удобная планировка всех помещений вагонов, единство стилевого и цветового решения обеспечивает высокий комфорт для пассажиров и обслуживающего персонала.

Все массовые типы вагонов пассажирского парка спроектированы по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83), тележки — по габариту 02-ВМ, обеспечивающие скорость движения до 160 км/ч. Плавность хода находится в пределах 3,1—3,25. Производство отечественных купейных вагонов начато в 1992—1993 гг. некупейных— 1988—1990 гг. Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузовов в стационарных условиях составляет 1,0—1,11 Вт/м2*К, удельный расход электроэнергии 10,2—16,7 кВт/ч на 1000 пассажиро-км (в купейных вагонах). Кроме обычных в эксплуатации находятся, испытываются или разрабатываются пассажирские вагоны, предназначенные для скоростного (до 250 км/ч) или высокоскоростного (до 350—500 км/ч) движения поездов.

Основными помещениями для пассажиров являются купе, расположенные в кузове вагона, служащем также несущей конструкцией, способной воспринимать все виды нагрузок, возникающих в эксплуатации.

Для обеспечения температурных условий в помещениях вагона ограждение кузова (стены, крыша, пол) имеет изоляцию. К внутреннему оборудованию пассажирских вагонов относятся устройства, составляющие интерьер вагона и выполняющие его планировку в соответствии с назначением: перегородки между помещениями, облицовка стен, пола и потолка, места для лежания или сидения пассажиров, размещения багажа, окна, двери, различная арматура.

Каждый пассажирский вагон имеет систему электроснабжения, обеспечивающую питание электроэнергией всех его потребителей: устройства отопления, освещения, электробытовых приборов и др. К климатическим устройствам пассажирских вагонов относится комплекс оборудования, включающий установки отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, необходимые для обеспечения в вагоне нормальных температурных условий и воздухообмена. В санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов входят санитарные узлы и система водоснабжения.

2. Планировки основных типов пассажирских вагонов

Пассажирский вагон открытого типа с креслами для сидения модели 61-828 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 12 часов. Пассажирский салон кузова (рис. 5,2, а) оборудован 31 двухместными стационарными креслами с подножками. На задних стенках откидывающихся спинок кресел укреплены складывающиеся столики, служащие сидящим сзади пассажирам. Окна в салоне оснащены опускными рамами с двойным остеклением, два из которых являются аварийными выходами, используемыми при экстремальных ситуациях. Все окна имеют занавески и светомаскировочные шторы. Отопительная система — водяная, нагрев воды в котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом.

Электроснабжение вагона обеспечивается от поездной магистрали с напряжением 3000 В и от генератора напряжением 50 В. Принудительная приточная вентиляция непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Основное освещение всех помещений, кроме тамбуров и туалетов, люминесцентное, а в тамбурах, туалетах и аварийное — лампами накаливания.

Тормоз — автоматический с пневматическим и электропневматическим управлением, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Переходные площадки оборудованы резиновыми ограждениями баллонного типа. Вагон оснащен пожарной сигнализацией, трансляционной сетью, звуковой сигнализацией. Плавность хода вагона не более 3,25, средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова в стационарных условиях не более 1,11 Вт/м2*К. Некупейный пассажирский вагон модели 61-836 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм. Пассажирский салон кузова (рис. 5.2, б) включает в себя 9 отделений, каждое из которых оборудовано двумя поперечными нижними (с рундуками) и одним продольным диванами, над которыми размещены спальные полки и полки для багажа. Продольные диваны могут быть преобразованы в два места для сидения со столиком между ними. Между поперечными диванами у окна установлен откидной стол. В зоне продольных полок вагон оснащен глухими окнами, а на стороне поперечных полок — окнами с опускными рамами. Все окна вагона имеют двойное остекление, два окна пассажирского салона — аварийные выходы. Электроснабжение, освещение, отопление и вентиляция — типовые. Вагон оборудован системами холодного и горячего водоснабжения, системой пожарной сигнализации, радиосетью. Год начала производства вагона 1990. Плавность хода вагона 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2*К.

Пассажирский купейный вагон модели 61-820К с кондиционированием воздуха, созданный АО ТВЗ, предназначен для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм. Спальный вагон повышенной комфортности I типа II класса с 4-х местными купе для пассажиров создан на базовой модели 61-820. Основной отличительной его особенностью является наличие моноблочной крышевой установки кондиционирования воздуха S81B и системы автономного электроснабжения с генератором 32 кВт производства германской фирмы «Хагенук» и «Фага». Комфортные условия в поездке создают различные системы жизнеобеспечения.

Система кондиционирования воздуха с помощью микропроцессорного устройства в теплый период времени года в установившемся режиме осуществляет автоматическое регулирование температуры в вагоне в пределах +24 °С ± 2 °С. Система водяного отопления при температуре наружного воздуха минус 40 °С при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже плюс 18 °С, а при нагреве воды электронагревателями температура автоматически поддерживается в пределах +22 °С ± 2 °С. Для обогревания в межсезонный период в служебном отделении, купе для пассажиров и проводников установлены электронагреватели.

Купе I—IX(рис. 5.3, а) оборудованы мягкими сидениями и полками, раздвижным столом, выдвижной лестницей для подъема на верхнюю полку, шкафами-нишами для одежды с полочками для головных уборов. Для размещения личных вещей имеется багажная ниша, малая багажная полка над окном, служащая для размещения мелких предметов. Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа. В вагоне установлены термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф. Имеется душевая установка, а также смонтированы розетки для подключения электробритв и пылесоса. Освещение в пассажирском отделении и купе проводников — люминесцентное со встроенными статическими преобразователями, а у каждого пассажирского места — индивидуальные светильники с люминесцентными лампами. Имеется радиотрансляционная сеть и телефонная связь. Система горячего и холодного водоснабжения с запасом воды 1000 литров обеспечивает работу санитарно-технического оборудования туалетных помещений, мойки служебного отделения и кипятильника для приготовления кипяченой воды и ее последующего охлаждения водоохладителем. Низковольтные потребители электроэнергии питаются от автономной системы электроснабжения при движении вагона свыше 40 км/ч за счет работы подвагонного генератора с номинальной мощностью 32 кВт, подвешенного на раме вагона, имеющего приводот средней части оси колесной пары тележки, тормозного конца вагона. При скоростях движения до 40 км/ч и на стоянках низковольтные потребители питаются от аккумуляторной батареи 88 ВНЖ-300У2 с номинальным напряжением 110 В, установленной на выкатных тележках в двух взрывобезопасных аккумуляторных боксах, а при отстое — от внешней трехфазной сети напряжением 380 В. Высоковольтные потребители работают от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.

Большое внимание в вагоне уделено противопожарной защите. С этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.

На случай аварийных ситуаций предусмотрена система пожарной сигнализации (УПС ТМ), имеются два огнетушителя. Возможен отбор воды из системы водоснабжения, для чего в туалете тормозного конца и коридоре нетормозного конца вагона имеются краны для подключения гибких шлангов.

Блочная конструкция внутреннего оборудования, откидные панели и съемные люки обеспечивают свободный доступ к трубам, изоляции, электропроводке, а единый центр управления и контроля всех систем способствует простоте и удобству обслуживания вагона. Год начала производства вагона 1963. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,0 Вт/м2.К; максимальная продолжительность следования в пути до первой экипировки 24 ч.

Пассажирский купейный вагон СВ модели 61-4165 обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона (рис. 5.3, б), наличием кухни, душа, современного оборудования, единства стилевого и цветового решения в оформлении интерьера. В кухне предусмотрены: стол для приготовления бутербродов, стол-мойка, откидное сидение, установлены две электроплитки напряжением 50 В и 220 В, термоэлектрический холодильник. Просторное душевое отделение имеет душевую кабину с краном-смесителем, вешалку и сидение для отдыха, зеркало, для подключения фена установлена розетка с напряжением 220 В. При температуре наружного воздуха до минус 40 °С система водяного отопления при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже +18 °С; при нагреве воды в котле электронагревателями температура в вагоне поддерживается автоматически в пределах +20 °С. Электроснабжение вагона — от подвагонного генератора ЭГВ.01 .У1, а на стоянках и при скорости движения до 40 км/ч — от аккумуляторной батареи типа 40 ВНЖ-300-ПУ 2, установленной во взрывобезопасном боксе на выкатных тележках. Освещение вагона — люминесцентными светильниками со встроенными статическими преобразователями. Освещение тамбуров, котельного отделения, душевой кабины, а также аварийное и дежурное по вагону — лампами накаливания. Вагон оборудован тормозной системой, в которой электропневматический тормоз является основным, пневматический — резервным, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Два окна в боковом коридоре — аварийные выходы. В вагоне имеется вызывная сигнализация и трансляционная радиосвязь. Год начала производства вагона 1993. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2.К; удельный расход электроэнергии 10,2 кВт*ч/1000 пассассажиро-км.

Специализированный пассажирский вагон — бар модели 4166 . созданный впервые АО ТВЗ, предназначен для эксплуатации на магистральных путях МПС. Ограждение его кузова — унифицированная цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция типа оболочки. При изготовлении вагона использованы нержавеющая, низколегированная и углеродистая стали. Планировка вагона-бара (рис. 5.4, а) позволяет организовывать досуг во время длительных поездок, а также проводить различные мероприятия, как например, презентации, приемы, встречи и др.

Основное помещение вагона-бара — салон с барной стойкой, танцевальным и обеденным залами. Салон оборудован двумя телемониторами для просмотра видеопрограмм от имеющегося в вагоне видеомагнитофона. Предусмотрена установка акустической системы, позволяющей прослушивать стерео- и монопрограммы, а также имеются электро-и радиорозетки. Удобные мягкие кресла, диван, удачно подобранное сочетание обивки мебели, стен и потолка, использование для отделки ценной породы дерева, большое количество зеркал — все это создает комфорт и располагает к отдыху. Для удобства уборки салона столы оборудованы подъемными механизмами, допускающими откидывание столешницы в вертикальное положение.

Система освещения салона оборудована люминесцентными лампами со встроенными преобразователями. Для создания обстановки, соответствующей характеру проводимых мероприятий, возможна различная комбинация включения светильников прямого света, отраженного света и подсветки стойки бара. Непосредственно к салону примыкает помещение кухни-раздаточной, оборудованной электроплитой, двумя холодильниками, сервировочными столами и мойкой. Для отдыха обслуживающего персонала в вагоне предусмотрены 4-местные купе для барменов и 2-местное — для проводников. Купе оборудованы мягкими спальными полками, местами для багажа, верхней одежды и мелких вещей. В вагоне-баре имеются два туалетных помещения новой конструкции. Большое количество дополнительного оборудования вагона-бара существенно изменило электроснабжение. Электропитание нагревателей системы отопления осуществляется от поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока, всех низковольтных потребителей — от двух индивидуальных систем электроснабжения, каждая с подвагонным генератором с напряжением 50 В, а на стоянках — от двух аккумуляторных батарей, находящихся во взрывобезопасных боксах. Управление электроснабжением осуществляется с пультов, установленных в служебном отделении и в помещении кухни-раздаточной.

В вагоне предусмотрены пожарная сигнализация, аварийные выходы, огнетушители, расположенные в легко доступных местах. Надежная теплоизоляция, достаточная мощность систем отопления и вентиляции создают в вагоне-баре комфортную атмосферу независимо от температуры наружного воздуха.

Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83) с тележками габарита 02-ВМ, допускающими скорость движения до 160 км/ч. Масса вагона (тара) 48,5 т, количество мест для посетителей 23. Год начала производства вагона-бара 1993.

Специализированный вагон-салон модели б1-4167 . созданный впервые АО ТВЗ для туристического поезда АО «Спутник», представляет собой офис на колесах и отличается повышенным комфортом, дизайном, пожарной безопасностью и предназначен для эксплуатации на магистральных путях МПС. Рациональная планировка (рис. 5.4, б), компоновка оборудования внутренних помещений, оснащенность различной оргтехникой позволяют проводить совещания, официальные приемы, презентации и другие мероприятия как в пути следования, так и на стоянках. Для этой цели в вагоне предусмотрено все необходимое для плодотворной работы в поездке.

В отдельном кабинете находится персональный компьютер и принтер, в салоне — стол для заседаний и мягкие стулья с подлокотниками для 12 человек, угловой диван, телевизор, видеомагнитофон, холодильник, а также три пассажирских купе для индивидуальных переговоров. В раздаточном помещении, где установлены электроплитки, термоэлектрический холодильник, шкафы для посуды, мойка, обеденный стол, для участников встреч можно приготовить кофе, чай, легкие закуски. В вагоне-салоне детально продуманы все системы жизнеобеспечения: освещение создает мягкий рассеянный свет, оригинальность внешнего вида окон за счет наличия солнечных занавесок и декоративных штор, единство стилевого и цветового решения деталей, узлов и фурнитуры в оформлении интерьера. Электроснабжение потребителей осуществляется постоянным и переменным током напряжением 3000 В, 220 В и 50 В от подвагонного генератора, аккумуляторной батареи или внешнего источника.

Комбинированное освещение выполнено с использованием люминесцентных светильников и ламп накаливания, система водоснабжения включает в себя подачу холодной и горячей воды к местам потребления. Обшивка продольных стен, пола, потолка выполнена отдельными блоками, что обеспечивает доступ к изоляции, электропроводке, трубам при монтаже и при плановых видах ремонта. Применение износостойких и трудновозгораемых материалов в конструкциях узлов и деталей повышает их надежность и долговечность, обеспечивая противопожарные требования, предъявляемые к вагону. Спокойный безопасный ход обеспечивается двухосными тележками с двойным рессорным подвешиванием люлечного типа.

Большое внимание уделено безопасности пассажиров. Включение и выключение всех потребителей электроэнергии вагона производится с пульта управления, находящегося в служебном отделении, туда же выведены сигнальные лампы систем защиты и датчики контроля. Аккумуляторные батареи типа 40-ВНЖ-300У П2 установлены во взрывобезопасном боксе на выкатных тележках. В экстренных ситуациях используется тормозная система, включающая в себя электропневматический тормоз, применяемый в качестве основного, пневматический — резервный, ручной тормоз и четыре стоп-крана. Имеются два аварийных окна-выхода, вызывная сигнализация и трансляционная радиосеть. Вагон оборудован установкой пожарной сигнализацией УСП-Т и двумя дымовыми извещателями. Год начала производства 1993. Количество мест в салоне 12, спальных 8, для проводников 2, масса тары без экипировки 47,7 т, конструкционная скорость 160 км/ч, плавность хода не более 3,25. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ, тележки по габариту 02-ВМ (ГОСТ 9238-83).

Специализированный пассажирский вагон для перевозки драгоценностей и денег модели 61-4159 гарантирует сохранность перевозимого груза за счет рациональной планировки внутренних помещений вагона (рис. 5.5, а), наличия решеток на всех окнах и наружных дверях, системы вызывной и специальной сигнализаций с установкой специальных кнопок и блокировкой каждой наружной двери с выводом звукового и светового сигналов на тамбуры и на нумератор в купе начальника караула охраны. Кузов вагона цельнометаллический и защищен, включая окна, пуленепробиваемыми бронированными листами. Вагон оборудован трансляционной радиосетью с установкой радиоточек в служебном и кухонном отделениях, столовой и во всех купе. Комфортные условия сопровождающему персоналу обеспечивают: система вентиляции; система отопления с водяным котлом, работающим как на твердом топливе, так и с электронагревом; система водоснабжения с баком для воды емкостью 1430 литров; холодильная установка с емкостью для хранения запасов продуктов. Электроснабжение вагона осуществляется от подвагонной аккумуляторной батареи (300 А*ч), обеспечивающей работу потребителей напряжением 50 В при движении, и напряжением 50 В и 220 В от внешнего источника питания на остановке.

Специализированный пассажирский вагон для спецконтингента модели 61-827 . Планировка (рис. 5.5, б) и конструкции внутреннего оборудования вагона обеспечивают размещение спецконтингента и обслуживающего персонала при перевозках в условиях умеренного климата. В вагоне предусмотрено: водяное отопление с нагревом воды в котле электронагревателями или твердым топливом, освещение естественное и лампами накаливания, механическая приточная вентиляция, системы холодного и горячего (для служебных помещений) водоснабжения. Вагон оборудован автоматическим пневматическим, электропневматическим и ручным тормозом, автосцепкой СА-3, поглощающим аппаратом типа Р-2П, переходными площадками с резиновым ограждением баллонного типа, вызывной и специальной сигнализацией, трансляционной радиосетью (лучевая антенна). В вагоне установлены подвагонный ящик для хранения продуктов в охлажденном виде, а также плита в кухонном отделении, работающая на твердом топливе. Электроснабжение индивидуальное напряжением 50 В от генератора или аккумуляторной батареи и централизованное от подвагонной магистрали напряжением 3000 В. Год начала производства 1990. Масса вагона (тара) без экипировки 50 т. Количество мест: служебных 10, для спецконтингента 75. Конструкционная скорость 160 км/ч. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83). Плавность хода не более 3,25. Удельный расход электроэнергии не более 10,43 кВт/ч 1000 пассажиро-км. Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,11 Вт/м2.К. Максимальная теплопроизводительность отопления не менее 40,6 кВт(ккал/ч). Запас воды в системе водоснабжения 1000 литров, мощность комплектов электрооборудования, длительная, 8 кВт. Энергоемкость вагона 1140750 кВт*ч.

В эксплуатации находится большое количество типов отечественных и зарубежных пассажирских вагонов, построенных в более ранние периоды времени, имеющих различные планировки кузова и внутреннего оборудования, а также особенности систем жизнеобеспечения. Купейный вагон модели 61-807 — с кондиционированием воздуха, централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным полупроводниковым преобразователем тока; некупейный спальный вагон модели 61-806 с облегченным на 2,8 т кузовом благодаря применению безникелевой нержавеющей стали в его конструкции; некупейный спальный вагон модели 61-900 — повышенной населенности, достигнутой за счет увеличения длины кузова с 23,6 до 26,0 м и др. Оригинальной планировкой отличается вагон габарита 02-ВМ (рис. 5.6, а), в кузове которого размещены восемь двухместных купе с мягкими спальными местами на 16 пассажиров. Между смежными купе находится умывальное отделение, вход в которое сделан из каждого соседнего купе.

Вагон скоростного поезда относится к подвижному составу межобластного сообщения. В его планировке (рис. 5.6, б) предусмотрен пассажирский салон с 38 двухместными поворачивающимися мягкими креслами. Электроснабжение вагона централизованное переменным током напряжением 380/220 В, отопление электрическое, освещение люминесцентное. Вагон снабжен системой кондиционирования воздуха, водоохладителем питьевой воды, радиотрансляционной сетью, внутренней телефонной связью.

В парке пассажирских вагонов находится подвижной состав вспомогательного назначения, который спроектирован на базе пассажирских вагонов. Сюда относятся почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны. Типы, основные параметры и размеры почтовых вагонов стандартизованы: ПП — предназначен для перевозки почтовых отправлений, обработки и обмена их в пути следования, оборудован устройствами для механизации погрузочно-разгрузочных работ; ПП-1 —для перевозки почтовых отправлений в контейнерах и обмена их в пути следования.

Почтовый вагон типа ПП модели 61-514 (рис. 5.7, а) имеет трактовую и транзитную кладовые, зал для сортировки писем, служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха бригад и проводников в длительных поездках.

Трактовая кладовая оборудована полками для посылок, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.

Вагон почтовый типа ПП-1 модели 61-525 (рис. 5.7, б), предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, имеет грузоподъемность 23 т, площадь производственных помещений 53 м2. Его багажная кладовая оборудована грузоподъемным устройством 0,5 т с электроприводом. Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами накаливания, отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, с программным управлением работой электронагревателей котла. Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой, вентиляция приточная механическая, автоматизированная (от температурных преобразователей) и естественная. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 6, масса тары 45 т; база вагона 17 м, тележки 2,4 м; длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; конструкционная скорость 160 км/ч; габарит 1-ВМ (ГОСТ 9238-83). Изготовитель — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова. Год начала серийного производства 1990.

Багажный вагон модели 61-517 (рис. 5.8, а) предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах, а современный вагон модели 61-524.1 и в грузовых поездах. Кузов этого вагона цельнометаллический, имеет два тамбура, котельное и служебное помещения, три купе, два туалета с душевыми установками, два коридора, кладовую для груза, оборудованную ручной талью грузоподъемностью 3 т на монорельсе и консольными поворотными кранами с такими же талями, расположенными у погрузочных дверей. Электроснабжение вагона индивидуальное, освещение лампами накаливания. Отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, оснащенным программным управлением работой электронагревателей котла.

Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой. Вентиляция приточная механическая автоматизированная от температурных преобразователей и естественная. Вагон оборудован устройствами сигнализации и связи. Ходовая часть — двухосные тележки тип II по ГОСТ 10527-84, автосцепка СА-3 с резинометаллическими поглощающими аппаратами Р-2П, тормоз электропневматический и ручной. Грузоподъемность вагона составляет 16 т, масса тары не более 51 т. Длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; база вагона 17,0 м, тележки 2,4 м. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 4. Конструкционная скорость вагона 160 км/ч, габарит подвижного состава 1-ВМ по ГОСТ 9238-83. Год начала производства 1990. Изготовитель — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова.

Багажно-почтовый вагон (рис. 5.8, б) предназначен для эксплуатации на направлениях, где выполняются незначительные перевозки багажа и корреспонденции, а следовательно, нецелесообразно применять отдельно багажные или почтовые вагоны. В кузове такого вагона предусмотрены багажная кладовая и кладовая для почты, в каждую из которых можно разместить по 10 т груза. Вагон располагает всеми необходимыми устройствами, позволяющими производить все операции с багажом и корреспонденцией, а также обеспечить нормальные условия жизнеобеспечения в длительных поездках.

Вагон-ресторан (рис. 5.8, в) имеет обеденный салон, обеспечивающий одновременное обслуживание до 48 человек, кладовую для хранения продуктов, кухню и другие помещения и оборудование, позволяющее готовить пищу и обслуживать пассажиров в длительных поездках.

К специализированным вагонам пассажирского парка относятся также вагоны-электростанции, вагоны-клубы, служебные, столовые и др. спроектированные на базе пассажирских вагонов. Вагон-электростанция предназначен для обеспечения электроэнергией пассажирских вагонов, оборудованных централизованной системой электроснабжения. Вагоны оснащены двумя или тремя дизель-генераторными установками мощностью по 200 кВт каждая. Вагон-электростанция с тремя дизель-генераторными установками общей мощностью 600 кВт обеспечивают электроэнергией 15 пассажирских вагонов и потребителей самой электростанции. Вагон имеет машинное отделение, оборудованное тремя дизель-генераторами типа У18ГС-2К-КВ, отделение управления, в котором установлен главный пульт управления, а также помещения и их оснащение, позволяющие выполнять необходимую работу в допустимых условиях жизнеобеспечения обслуживающего персонала.

Особенности конструкции и планировок вагонов пригородных поездов обусловлены системой их эксплуатации — массовой перевозкой пассажиров с частыми и короткими остановками. Поэтому планировка, внутреннее оборудование, отопление и конструкция кузовов отличаются от пассажирских вагонов дальнего и межобластного сообщений. На примере современного прицепного вагона дизель-поезда модели 63-849 рассмотрим особенности его конструкции, планировки и систем жизнеобеспечения.

Кузов вагона цельнометаллический, с внутренней обшивкой из декоративного пластика или тонколистового проката с полимерным покрытием и теплоизоляцией. Конструкция подножек позволяет его эксплуатацию на участках дорог, имеющих высокие или низкие посадочные платформы. Увеличенная ширина проходов позволяет производить быструю высадку и посадку пассажиров при коротких остановках поезда. Входные наружные двери кузова раздвижные с пневматическим приводом, а из тамбура в салон раздвижные без привода, в торцевых стенах двери имеют конструкцию, аналогичную применяемой в пригородных поездах. В пассажирском салоне (рис. 5.9) установлены сдвоенные диваны на 6 и 4 пассажира. Для размещения багажа, верхней одежды и головных уборов вдоль боковых стен укреплены полки и сдвоенные крючки. Внутри салона на торцевых стенах смонтирована аппаратура связи «пассажир—машинист» и радиооповещения пассажиров.

Освещение в вагоне (общее рабочее, дежурное и аварийное) обеспечивается светильниками с лампами накаливания. В боковых стенах кузова предусмотрено 10 глухих окон, 12 опускных и 2 окна аварийного выхода. Вагон оборудован унифицированной автоматической системой пожаротушения для тягового подвижного состава (УАСП) и системой контроля нагрева букс. Количество пассажирских мест в вагоне: для сидения — 110, номинальная населенность (количество мест для сидения и плюс 5 стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади) — 230.

Масса тары вагона составляет 40,9 т, коэффициент тары (удельная материалоемкость, приходящаяся на одно пассажирское место при номинальной населенности) равен 0,178. Тележки типа КВЗ-ЦНИИ типа II обеспечивают конструкционную скорость передвиже¬ния вагона локомотивом 120 км/ч с плавностью хода не менее 3,25. Кузов спроектирован по габариту 1-ВМ, тележки 02-ВМ (ГОСТ 9238-83). Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова при скорости движения вагона 120 км/ч составляет 1,15 Вт/м2.К.

Двухэтажные пассажирские вагоны обеспечивают наиболее рациональное использование габарита подвижного состава и повышение провозной способности линий при минимальных затратах средств. Особенно это относится к пригородным массовым перевозкам пассажиров, едущих на небольшие расстояния. Опыт эксплуатации показал, что применение двухэтажных вагонов в пригородном сообщении позволяют пропускную способность существующих линий увеличить на 30 %, а эксплуатационные расходы снизить от 10 до 25 % и более и уменьшить капитальные вложения в расчете на одно пассажирское место на 5—10 %. При этом масса двухэтажных вагонов, приходящаяся на одного пассажира, составляет 260 кг против 420 кг при одноэтажной компоновке, уменьшаются также энергозатраты на тягу и тяговое обеспечение. Средняя часть кузова двухэтажного вагона имеет пониженный пол. Над тележками расположены тамбуры с входными дверями и лестницами для доступа на второй этаж. В пассажирском парке имеются туристические двухэтажные вагоны с застекленным куполом для обозрения местности.

3. Внутреннее обустройство кузова пассажирских вагонов

Внутреннее обустройство пассажирских вагонов выполняется в зависимости от типа, назначения и планировки кузова. Оно состоит из комплекса помещений и обустройств, создающих максимальные удобства и комфорт пассажирам в пути следования. Все эти помещения имеют соответствующее оборудование. Каждое из отделений, предназначенных для пассажиров некупейного спального вагона (рис. 5.11), имеет шесть спальных мест или девять мест для сидения. Для этих целей оно оборудовано двумя поперечными 5 и одним продольным 8 диванами, двумя поперечными 1 и одной продольной спальными полками. Над спальными полками жестко укреплены полки для багажа 2, а под поперечными диванами устроены рундуки 6 для ручной клади. У окна между поперечными диванами укреплен откидной столик 3. На торцевых частях перегородок, разделяющих отделения друг от друга, устроены ступеньки и поручни 4, используемые при подъеме пассажира на верхние спальные места. Над каждым диваном на перегородках размещены газетные сетки, брюкодержатели, крючки-вешалки, державки для матрацев. На потолке установлены дефлекторы и решетки для подачи воздуха в помещение из воздушного канала принудительной вентиляции, а также светильники с люминесцентными лампами. Продольный диван сборный, состоящий из двух боковых сидений 8 и средней откидной части 7, которая поворачивается на шарнирах кронштейна и закрепляется на зацепы, установленные на подоконном брусе. Установка откидной средней части в нижнее положение позволяет образовать сплошную нижнюю спальную полку или в поднятом положении два места для сидения и столик между ними под окном. Верхняя продольная спальная полка подвешена на тягах, в дневное время суток ее можно убрать вверх под багажную полку.

Служебное помещение, предназначенное для дежурных проводников, обычно оборудовано диваном с рундуком, полками и нишами для размещения чистого постельного белья, раковиной для мойки посуды, аптечкой, репродуктором, крючками-вешалками для одежды, шкафом для посуды, электрощитом, осветительными приборами и др. В купе для отдыха проводников смонтированы диван с рундуком, верхняя откидная спальная и глухая багажная полки, шкаф-столик под окном. На перегородке укреплены крючки для одежды, газетные сетки и брюкодержатели. Для размещения чистого постельного белья над потолком коридора купе устроена ниша. По концам пассажирского помещения расположены два коридора: большой косой и малый. В большом коридоре установлены шкафы для размещения кипятильника и преобразователя тока, ящик для топлива и огнетушитель. В малом коридоре находится ящик для мусора, огнетушитель и шкаф для хранения электроламп.

Купейный жесткий вагон на 38 спальных мест имеет девять четырехместных и одно двухместное купе, разделенные друг от друга перегородками, и раздвижными дверями, размещенными со стороны коридора. В каждом четырехместном купе жесткого купейного вагона расположены два дивана с рундуками (в двухместном — один) и верхние откидные спальные полки. В нерабочем состоянии спальные полки можно поднимать вверх и закреплять в вертикальном положении посредством пружинных защелок. Под окном установлен столик, а над потолком коридора со стороны каждого купе расположены ниши для багажа. Над каждым спальным местом смонтированы софиты для чтения, установлены газетные сетки, брюкодержатели, крючки-вешалки. На потолке в купе размещены решетки и жалюзи, через которые поступает воздух, подаваемый принудительной вентиляцией или кондиционерной установкой, а также репродуктор и светильники. Внутреннее оборудование купе мягких пассажирских вагонов отличаются от жестких тем, что в более просторном помещении размещены мягкие нижние диваны со спинками и мягкие верхние полки для лежания.

Открытые пассажирские вагоны с креслами для сидения оснащены двумя рядами мягких двухместных кресел, размещенных вдоль каждой боковой стены пассажирского салона. Кресла оборудованы механизмом для изменения положения наклона спинки так, что пассажир может удобно сидеть или полулежать. Салон оборудован светильниками, над креслами устроены полки для багажа, крючки-вешалки для одежды. Вагон имеет два тамбура, два туалета, котельное и служебное отделения.

Смотрите так же:

По материалам сайта: http://myrailway.ru