"Теплопередача. Количество теплоты". Физика – 8-й класс

Предложен урок для повторения и закрепления материала по трем способам теплопередачи, качественному и количественному описанию процессов нагревания или охлаждения вещества, горения топлива. Предлагается к использованию анимационный ролик, задание по анализу экспериментальных данных и задачи трех уровней сложности.

Цель урока. повторить материал о трех способах теплопередачи, формировать умения объяснять тепловые явления и количественно их описывать.

Развиваемые навыки. мыслительные, коммуникативные.

Ученики будут анализировать и интерпретировать данные, делать аргументированные выводы, применять научную информацию для решения задач.

Описание урока.

Организационный момент (готовность к уроку, настрой)

Формулировка цели урока.


Этап 1. Повторение материала.

В качестве повторения на уроке использовался открытый для бесплатного использования ресурс в Интернете: www.bbc.co.uk/schools.

(В нашей школе ученики обучаются по Российской программе и по программе международного бакалавриата (www.ibo.org ). Уроки физики проводятся в основном на русском языке, но терминология дается на русском и английском языках. Использование материалов англоязычных сайтов и учебников позволяет разнообразить изучение физики и дополнительно мотивирует школьников.)

С помощью компьютера с колонками и проектора смотрим на экране учебный анимационный ролик “Energy transfer and storage – Activity”

(основной для повторения материал на английском языке можно посмотреть в приложении 1 )

В конце ролика предлагается тест с выбором одного из трех вариантов ответа, выполняем его вместе всем классом.

Тест с выбором ответа.

Кроме способов теплопередачи повторяем формулы для расчета:

количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении,

количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

Этап 2. Решение индивидуальных заданий I уровня.

Школьникам раздаются по карточки с тремя вопросами, на которые они письменно отвечают.

Примеры вопросов для формирования карточек приведены ниже.

На экране открываем список всех вопросов и по порядку отвечаем на них уже устно.

1. На каких способах теплопередачи основано отопление?

2. Какие способы теплопередачи отвечают за нагревание воды в кастрюле?

3. Чтобы деревья зимой не вымерзли, приствольные круги посыпают соломой, опилками, торфом. Для чего?

4. В какой цвет окрашивают наружные поверхности самолетов, искусственных спутников Земли, воздушных шаров чтобы избежать перегрева?

5. Благодаря какому способу теплопередачи можно греться у костра?

6. Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая нет?

7. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

8. По каким соображениям холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?

9. Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг°С). Что это означает?

10. Почему чаще всего вода используется в системе отопления домов, в системе охлаждения двигателей?

11. Какое вещество при сжигании выделяет больше всего энергии?

12. Что показывает удельная теплота сгорания топлива? Например, что означает q=46МДж/кг для бензина?

13. Стальную и медную заготовки нагрели до одинаковой температуры и для закалки опустили в воду. Одинаковое ли количество теплоты отдали заготовки, если массы деталей равны?

14*. Что требует больше времени: нагревание воды на плите от 10 до 20°С или от 90 до 100°С?

15*. Почему нельзя расплавить гвоздь в пламени свечи?

Этап 3. Физический эксперимент.

Каждый школьник получает карточку с описанием физического эксперимента и таблицей результатов, в которой заполнена лишь одна строка с данными.

Школьники с одинаковым экспериментом объединяются в группу, обмениваются данными, заполняют всю таблицу и формулируют вывод.

Каждая группа выступает с описанием эксперимента, для наглядности используя необходимое оборудование, представляет итоговую таблицу и вывод.

В классе предварительно можно выбрать среди учеников – экспертов, например, школьников лучше всего проявивших себя в ответах на вопросы I уровня.

Эксперты сразу получают заполненную таблицу с экспериментальными данными и, после индивидуального обсуждения с учителем вывода, выступают в роли экзаменаторов групп.

Примеры физических экспериментов.

Сравнение теплоемкости веществ.

Приборы и материалы: набор цилиндров одинаковой массы из стали, меди, алюминия; сосуд с горячей водой; пластинка из парафина.

Задание: опустите цилиндр в сосуд с горячей водой и подержите 3-4 мин. Затем аккуратно поставьте их на парафиновую пластинку и пронаблюдайте за плавлением парафина под каждым цилиндром. Сделайте вывод.

По материалам сайта: http://festival.1september.ru