"Теплопередача. Количество теплоты". Физика – 8-й класс
Предложен урок для повторения и закрепления материала по трем способам теплопередачи, качественному и количественному описанию процессов нагревания или охлаждения вещества, горения топлива. Предлагается к использованию анимационный ролик, задание по анализу экспериментальных данных и задачи трех уровней сложности.
Цель урока. повторить материал о трех способах теплопередачи, формировать умения объяснять тепловые явления и количественно их описывать.
Развиваемые навыки. мыслительные, коммуникативные.
Ученики будут анализировать и интерпретировать данные, делать аргументированные выводы, применять научную информацию для решения задач.
Описание урока.
Организационный момент (готовность к уроку, настрой)
Формулировка цели урока.
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Этап 1. Повторение материала.
В качестве повторения на уроке использовался открытый для бесплатного использования ресурс в Интернете: www.bbc.co.uk/schools.
(В нашей школе ученики обучаются по Российской программе и по программе международного бакалавриата (www.ibo.org ). Уроки физики проводятся в основном на русском языке, но терминология дается на русском и английском языках. Использование материалов англоязычных сайтов и учебников позволяет разнообразить изучение физики и дополнительно мотивирует школьников.)
С помощью компьютера с колонками и проектора смотрим на экране учебный анимационный ролик “Energy transfer and storage – Activity”
(основной для повторения материал на английском языке можно посмотреть в приложении 1 )
В конце ролика предлагается тест с выбором одного из трех вариантов ответа, выполняем его вместе всем классом.
Тест с выбором ответа.
Кроме способов теплопередачи повторяем формулы для расчета:
количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении,
количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
Этап 2. Решение индивидуальных заданий I уровня.
Школьникам раздаются по карточки с тремя вопросами, на которые они письменно отвечают.
Примеры вопросов для формирования карточек приведены ниже.
На экране открываем список всех вопросов и по порядку отвечаем на них уже устно.
1. На каких способах теплопередачи основано отопление?
2. Какие способы теплопередачи отвечают за нагревание воды в кастрюле?
3. Чтобы деревья зимой не вымерзли, приствольные круги посыпают соломой, опилками, торфом. Для чего?
4. В какой цвет окрашивают наружные поверхности самолетов, искусственных спутников Земли, воздушных шаров чтобы избежать перегрева?
5. Благодаря какому способу теплопередачи можно греться у костра?
6. Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая нет?
7. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
8. По каким соображениям холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
9. Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг°С). Что это означает?
10. Почему чаще всего вода используется в системе отопления домов, в системе охлаждения двигателей?
11. Какое вещество при сжигании выделяет больше всего энергии?
12. Что показывает удельная теплота сгорания топлива? Например, что означает q=46МДж/кг для бензина?
13. Стальную и медную заготовки нагрели до одинаковой температуры и для закалки опустили в воду. Одинаковое ли количество теплоты отдали заготовки, если массы деталей равны?
14*. Что требует больше времени: нагревание воды на плите от 10 до 20°С или от 90 до 100°С?
15*. Почему нельзя расплавить гвоздь в пламени свечи?
Этап 3. Физический эксперимент.
Каждый школьник получает карточку с описанием физического эксперимента и таблицей результатов, в которой заполнена лишь одна строка с данными.
Школьники с одинаковым экспериментом объединяются в группу, обмениваются данными, заполняют всю таблицу и формулируют вывод.
Каждая группа выступает с описанием эксперимента, для наглядности используя необходимое оборудование, представляет итоговую таблицу и вывод.
В классе предварительно можно выбрать среди учеников – экспертов, например, школьников лучше всего проявивших себя в ответах на вопросы I уровня.
Эксперты сразу получают заполненную таблицу с экспериментальными данными и, после индивидуального обсуждения с учителем вывода, выступают в роли экзаменаторов групп.
Примеры физических экспериментов.
Сравнение теплоемкости веществ.
Приборы и материалы: набор цилиндров одинаковой массы из стали, меди, алюминия; сосуд с горячей водой; пластинка из парафина.
Задание: опустите цилиндр в сосуд с горячей водой и подержите 3-4 мин. Затем аккуратно поставьте их на парафиновую пластинку и пронаблюдайте за плавлением парафина под каждым цилиндром. Сделайте вывод.
По материалам сайта: http://festival.1september.ru