Правильный антифриз для систем отопления?

Какой теплоноситель выбрать?

«Лить или не лить…

…в систему отопления антифриз?» — сей сакраментальный вопрос сегодня звучит из уст почти 99 % домовладельцев. Но все они, как и датский принц, ответа не находят. Смеем «утешить»: однозначного ответа на данный  вопрос пока действительно нет.

Содержание

Что такое антифриз ?

Антифриз, или, как его еще называют в народе, «незамерзайка», — специальный теплоноситель, предназначенный для жидкостных систем отопления. Видов антифриза немало. В основе каждого из них — водные растворы таких веществ, как соли. спирты, этиленгликоль, пропиленгликоль и т.п. в которые добавляются определенные присадки, призванные корректировать физико-химичпские свойства данных растворов.

Главное преимущество  незамерзающих жидкостей – в низкой температуре замерзания. В российских широтах получили наиболее широкое распространение антифризы на базе  водных растворов этиленгликоля: это такие марки, как DIXIS,  NORT, Hot Blood. Их растворы в достаточной концентрации имеют низкую температуру кристаллизации: до – 68 град. С. Изменив так или иначе соотношения концентрата и воды, получают жидкости с температурой замерзания от – 10° град.  до – 65° град. С. Кроме этого, при охлаждении антифриз имеет немалый температурный диапазон между началом  кристаллизации и  окончательным затвердеванием раствора.  В этом жидкостном составе уже присутствуют кристаллы льда — такое состояние воды мы наблюдаем в период таяния льдов на реке, и называется оно «шуга». Так, 35%-я концентрация этиленгликоля в растворе незамерзайка будет находиться как раз в этом самом состоянии «шуги» в температурном интервале  от – 20° град.  до – 30° град. С. Это исключает опасность «разрыва» системы при таких низких температурах, что в общем-то и есть главное основание к антифризам обращаться как теплоносителям.

Состав незамерзающих жидкостей состоит из набора самых разнообразных добавок – так называемых присадок, назначение которых —  придавать антифризу дополнительные нужные свойства:

  • защищать металлические элементы системы от коррозии;
  • растворяя, выводить образующиеся осадки и накипь;
  • предохранять от разрушения уплотнители – резину, тефлон, паронит, герметики

Специфика той или иной марки антифризов обусловливается как раз соответствующим набором данных присадок.

Антифризы, по сравнению с водой, обладают целым рядом преимуществ, главным из которых является более низкая температура замерзания


Потребности в антифризах для отопительных целей в России высоки — к этому склоняют нередкие внезапные отключения электроэнергии, порой надолго, особенно это часто случается в отдаленных населённых пунктах.  А убытки, которые могут понести от этого владельцы частных домов, нередко можно оценить суммами со множеством нулей.

И в чем бы, кажется, проблема? Если антифриз решает дело, так заливай его в систему отопления и спи спокойно! Тем не менее, практически все серьёзные производители отопительных котлов предостерегают от использования антифризов в своей продукции.

Предостережения от производителей антифризов ?

«…чугунные котлы не предназначаются для работы с незамерзающей жидкостью…производитель не несёт ответственности за возможные проблемы, вызываемые использованием антифризов». («ПроТерм»)

«…применение незамерзающих жидкостей в настенных котлах не допускается!» («VАILLANT» (Германия).

Иные, не столь щепетильные производители, иногда поступают более изощренно. Заявляют, к примеру, что в их изделиях применены прокладки из паронита, совместимого с некоторыми видами антифризов, помалкивая при этом о том, что материал, из которого сделаны уплотнители — эта проблема не единственная. проблема при эксплуатации в системах антифриза. Рекламные статьи и маркетологи обычно не информируют покупателя о каких-то  ограничениях на применение антифриза в котельном оборудовании. А вот в паспортах оборудования компаний-производителей всегда можно найти акцент: в качестве теплоносителя – только вода. Вся беда в том, что эти самые паспорта потребители тщательно штудируют уже после покупки котла.

Продавцов понять можно – их генеральная задача — сбыть товар. А вот наша задача — предоставить потенциальному покупателю достаточно объективную информацию. Так в чем же корень проблемы, связанной с применением антифризов в отопительных системах?

    • Первое. Начнем с того, что антифриз – это вещество, у которого иные физические свойства, чем у воды.  Это — как естественная плата за низкие температуры замерзания, ведь ничего не бывает просто так, без последствий. Если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Теплоёмкость антифризов на 15-25 % меньше, нежели у воды; Вязкость вдвое-втрое выше; Объёмное расширение больше на 45- 60%. Причём указанные величины меняются при изменении концентрации растворов,  и они различаются у разных производителей. Различны и такие величины, как теплопроводность, температура кипения, другие физические характеристики. На практике это значит, что при намерении использовать в системе  антифриз, следует заблаговременно скорректировать проект системы отопления, внеся в него изменения. Ведь все базовые проектные расчёты берут во внимание физические свойства воды, а не антифризов. Потребуется увеличить почти наполовину тепловую мощность радиаторов, на столько же увеличить объём расширительного бака, на 60% больше должна быть величина напора циркуляционного насоса, изменить основные параметры системы отопления, в т.ч. мощность котла. Наверняка надо будет скорректировать и цену оборудования.
    • Второе. Антифризы на базе этиленгликоля  критично восприимчивы к экстремальным режимам работы систем отопления, в особенности к перегреву. Если температура воды хотя бы в одной точке системы превысит критическую для конкретного антифриза величину, происходит термическое разложение этиленгликоля, а также антикоррозионных добавок, при этом образуются кислоты и выпадают твердые осадки. Когда осадки выпадут на нагревательные элементы котлов, образуется так называемый «нагар», ухудшающий заметно теплообмен на нагревательном элементе. Образующиеся в процессе разложения этиленгликоля кислоты взаимодействуют с металлами системы отопления, вызывая их коррозию. Термическое разложение разного рода присадок нередко приводит к потере защитных свойств антифризов по отношению к уплотнительным материалам: – резине, парониту и т. п. Образуются течи в местах соединений. Нельзя допускать использование трубопроводов, имеющих внутри цинковое покрытие. И последнее из важных обстоятельств. Перегреваясь, антифриз может привести к повышенному пенообразованию. А оно, в свою очередь, ведет к такому распространенному явлению, как завоздушивание системы.

Из всего вышесказанного следует, что самой большой опасностью для этиленгликолевых антифризов является банальный перегрев. В то же время, можно это нежелательное явление исключить, но только при условии тщательного контроля режима работы как котла, так и всей системы системы отопления. Увы, это не всегда возможно. Становится понятным, отчего изготовители котельного оборудования настоятельно предостерегают от использования антифризов – ведь корректно сконструировать топливный котёл без учета точных физических свойств теплоносителя не представляется возможным.

  • Третье. Антифризы обладают таким свойством, как  повышенная проницаемость, или текучесть. Чем резьбовых соединений, уплотнителей и прокладок больше, тем вероятнее становятся протечки. «Коварство» незамерзающих жидкостей в системах отопления состоит в том, что протечки появляются в те моменты, когда отопление выключено и система остывает. При охлаждении уменьшаются объёмы  металлических соединений и вследствие этого появляются микроканалы, по которым начинает помаленьку течь антифриз. По данной причине соединения в системах отопления должны быть все без исключения и в любой момент доступны для осмотров и ремонтов. Нельзя скрывать соединения ни под штукатуркой, ни под облицовкой, ни в  монолите.

Обратите внимание! Антифризы на основе этиленгликоля являются токсичными. Их НЕ ПРИМЕНЯЮТ для нагревания воды в системах горячего водоснабжения (ГВС), где теплообменники не герметичны. Антифриз может попасть в точки разбора горячей воды, тогда как  проникновение его паров в жилые помещения  недопустимо.

Если все перечисленные особенности и свойства антифризов игнорировать, можно получить заметное снижение эффективности отопительной системы и сокращение срока службы оборудования.

Пропиленгликолевые антифризы ?

Их логично выделить в отдельную главу. В последнее время в России всё чаще используют эти антифризы нового поколения. Речь идет именно о хорошо известных в европейских странах уже с конца 90-х гг. прошлого столетия пропиленгликолевых антифризах.

В их основе — пищевой пропиленгликоль. Это экологически чистое вещество. Вот эти антифризы совершенно безвредны. Их можно без опаски использовать в двухконтурных системах отопления.

Теплотехнические и гидравлические качества их схожи со свойствами этиленгликолевых антифризов, но они проявляют меньшую агрессивность к металлам и материалам отопительной системы. Характерен тот факт, что многие из ведущих производителей котлов отопления уже разрешили использовать пропиленгликолевые антифризы в своём оборудовании.

Невзирая на более высокую цену пропиленгликолевых антифризов, они имеют реальные  перспективы и, думается, в недалеком будущем  прочно утвердятся на отечественном рынке незамерзающих жидкостей.

Сегодня и тот, и другой тип  антифризов под различными брендами производятся на ряде российских предприятий.

Физические свойства антифриза отличаются от свойств воды. Теплоемкость антифризов на 15–20% меньше, чем у воды; вязкость в 2–3 раза выше; объемное расширение на 40–60% больше. Конечно, это усредненные показатели, все зависит от конкретной марки и производителя, но общая тенденция именно такова. Кроме этого, у разных антифризов разнятся величины теплопроводности, температуры кипения, другие характеристики

Есть ли альтернатива антифризам? ?

Да, альтернатива есть.

  1. Во-первых, следует назвать сооружение отопительных систем с электронезависимыми котлами. Подобные  котлы производятся и в России, и за рубежом. Они хорошо известны.  Правда, надо помнить о том, что их эксплуатация накладывает ряд известных ограничений на конструкцию всей системы.
  2. Во-вторых, возможно обращение к резервным источникам электропитания. Известны аккумуляторные и электрогенераторные.  Первые включают автомобильный аккумулятор, а также зарядное устройство  и преобразователь напряжения. Когда электроснабжение прекратится, устройство автоматически включится и обеспечит работоспособность системы до 8 -12 часов беспрерывной работы. Длительность этого периода зависит от мощностей электрооборудования системы отопления, а также от ёмкости аккумулятора, кроме того, ее можно увеличить добавлением добавочных аккумуляторов. При возобновлении подачи электроэнергии устройство в автоматическом режиме  переключает подзарядку аккумуляторов. Стоимость подобных устройств от 100 у.е. Им не требуется отдельного помещения. они «неприхотливы» к сервису, необязательно квалифицированное обслуживание.

Мини-электростанции (электрогенераторные источники питания) при наличии горючего способны обеспечить практически неограниченную длительность работы, но они  существенно дороже и им требуется отдельное  помещение, не говоря уже о сложности эксплуатации.

Выбирая, на каком теплоносителе остановиться, надо хорошо представлять, насколько вероятно продолжительное (дольше суток) отключение электрической энергии. Если это у вас маловероятно, будет лучше, если вы просто зальете в систему отопления воду и установите аккумуляторный, к примеру,  источник бесперебойного питания. Так будет обеспечена стабильность параметров системы и долгий срок службы котла. Если же ваш дом  находится, так сказать,  в «чистом поле», и у вас возможны длительные отключения, — тогда лучше будет залить антифриз. Тогда хотя бы дорогостоящее оборудование не превратится в металлолом. Заливая антифриз, надо проверить, не выпадает ли жидкость в осадок, смешиваясь с водой. Если есть осадок, надо использовать дистиллированную воду.

Важный момент! Ни в коем случае нельзя заливать  антифриз в оцинкованные трубопроводы.

Дело в том, что водогликолевая смесь, взаимодействуя с цинком, создает обильный осадок, могущий совсем вывести систему отопления из строя. Не рекомендовано разбавлять антифриз больше, чем на 50%, такие действия ухудшают его антикоррозионные свойства.

Не надо также забывать и о том, что антифриз неизбежно «стареет», так что стоит заменять наполнитель с той периодичностью, какую указывает его производитель. Обычно это порядка 4-5 лет. В момент замены необходимо промывать специальными составами всю систему.

В заключение осталось повторить утверждение: «однозначного ответа нет». Каждый из домовладельцев сам решает, какой теплоноситель выбрать, тщательно взвесив все «плюсы» и «минусы». Стоит отметить, что за весь период активного использования этиленгликолевых антифризов в домах России не было случаев серьёзных аварий котельного оборудования по причине антифризов.  Хочется иногда думать, что, возможно, не столь страшен этот чёрт, как его малюют. Так или иначе, учитывать физические свойства антифризов и следовать  вышеприведённым рекомендациям по эксплуатации их будет верным выбором, т.к. минимизирует негативные последствия их эксплуатации.

Тосол в качестве теплоносителя? ?

По материалам сайта: http://otopleniepro.ru