Больше тепла городу

Иллюстрация с сайта pixshark.com, фотографии Сергея Мордвинова

В этому году осень в Новосибирске резко меняет настроение: в пятницу на термометре +30 °С, а уже в понедельник — порывистый ветер и холодный дождь. Задача коммунальных служб — экстренно подстроиться к погоде и подключить отопление. Каждый год жители города испытывают одни и те же проблемы: в квартире холодно, счета за тепло выросли, а телефон управляющей компании не отвечает. В способах их решения разобрался корреспондент Сиб.фм, побывав на круглом столе с чиновниками, ответственными за ЖКХ, и представителем крупнейшей генерирующей компании в Сибири — АО «СИБЭКО».

Из чего состоит система отопления города?

Система отопления Новосибирска состоит из больших ТЭЦ, 86 малых и средних котельных и насчитывает 3600 километров магистральных теплосетей.

«Я всегда говорю, особенно при развороте системы, что есть ещё система внутридомовая, которую в километрах трудно оценить, но тысяч 7 так наберётся», — добавляет начальник департамента энергетики и ЖКХ Новосибирска Сергей Клестов.

Когда начинается отопительный сезон?

По нормам, используемым в городском хозяйстве, отопление положено включать, когда среднесуточная температура достигает 8 °С, объясняет министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ким.


В 2015 году в Новосибирской области такая температура была зафиксирована только 19 сентября. Отопление дали на четыре дня раньше, а потому вхождение в отопительный сезон 2015-2016 ещё можно назвать мягким.

Какова готовность тепловых сетей?

По состоянию на 1 сентября 98% жилых домов готовы к эксплуатации, приводит данные Клестов. Для примера, на тот же период в 2014 году было готово только 78%.

Почему у соседа тепло, а у меня холодно?

25 509 домов или 100% было полностью подготовлено к началу отопительного сезона в регионе

Система теплоснабжения устроена так, что тепло не может появиться во всех квартирах одновременно, рассказывает министр Ким. Если разбить процесс на большие этапы, то сначала открываются задвижки на прямом и на обратном проводе дома. Затем идёт заполнение дома водой и восстановление циркуляции. Так происходит по всему жилому фонду. Только потом инженеры приступают к регулировке системы отопления. «Разом это сделать невозможно», — подчёркивает министр ЖКХ.

Зачем удлинять отопительный сезон?

Учитывая опыт последних лет, связанный с резкими температурными скачками, для комфорта потребителей энергетики предлагают начинать отопительный период ещё раньше. «Мы живём в достаточно резко континентальном климате. И осень, и весна характеризуются резкими перепадами, — напоминает технический директор „СИБЭКО“ Руслан Власов. — старт отопительного сезона постоянно мигрирует на более ранние даты. Так, Новосибирск уже второй год начинают подключать с 15 сентября, в то время как в предыдущие года это были двадцатые числа сентября».

Надо сдвигать график на пять-семь дней и начинать отопительный сезон раньше, уверен Власов.

Увеличенные сроки, по его мнению, позволят запустить систему более безболезненно, избежав негатива со стороны жителей.

В Новосибирске в 2015 году отремонтировано порядка 135 километров тепловых сетей (в три раза больше, чем в предыдущем году)

Как общаться с управляющими компаниями?

При возникновении коммунальных проблем, в том числе и с отоплением, необходимо прежде всего обратиться с жалобой в управляющую компанию. По каждой проблеме существуют определённые сроки для их устранения.

Государственная жилищная инспекция по-прежнему получает много жалоб жителей на отопление, сетует замначальника Государственной жилищной инспекции Леонтий Коновалов.

«Я не знаю, может быть, управляющие компании вместе с мэрией увеличили бы информационную составляющую в разъяснении, что у вас не сегодня будет тепло в доме», — рассуждает он.

За что штрафуют управляющие компании?

Если управляющая компания вовремя не отреагировала на жалобу жильца, он может обратиться с заявлением в Государственную жилищную инспекцию. Инспекция, в свою очередь, составляет протокол и направляет его в суд. Суд может назначить штраф.

1 сутки даются управляющей компании на устранение протечки кровли

Коновалов рассчитывает, что в скором времени число жалоб изменится из-за новых штрафов для управляющих компаний. Если раньше их наказывали штрафом от 5 до 10 тысяч, то теперь сумма выросла до 250 тысяч рублей. «Поэтому управляющие компании напрямую заинтересованы готовиться [к отопительному сезону] заранее. Будем надеяться, что сезон пройдёт без каких-либо эксцессов», — говорит замначальника жилищной инспекции.

Почему растут долги?

Причина проста: благосостояние людей падает. К началу отопительного сезона стало абсолютно ясно, что долги населения за тепло растут. Министерство ЖКХ и энергетики констатирует, что дебиторская задолженность по Новосибирской области достигла 2 млрд рублей. При этом 40% этой суммы — долги населения, остальное задолжали юридические лица.

«Цифра такая впечатляющая. Естественно, она влияет на восполнение оборотных средств, оперативное реагирование, приобретение материалов, выплату зарплаты, оплату налогов и так далее. К большому сожалению, такая картина по всей стране. Я думаю, что мы ещё не научились вовремя оплачивать заказанную услугу», — считает Ким.

В генерирующей компании АО «СИБЭКО» уточнили, что всегда готовы работать в индивидуальном порядке с каждым должником, решать вопрос погашения задолженности, заключать рассрочки. Но если злостный неплательщик не выходит на контакт и не пытается решить проблему задолженности, ресурсоснабжающая организация вынуждена обращаться в суд.

Министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области убеждён, что долги растут ещё и из-за психологии людей: «Мы знаем свои права, а про обязанности свои мы ни вспоминать, ни знать не хотим».

По материалам сайта: http://sib.fm