Использование среднемесячных объемов и нормативов при расчете платы за отопление

Сегодня много обращений поступает на наш сайт с вопросом об оплате за отопление. ведь именно благодаря этой коммунальной услуге счета на оплату становятся многим не по карману.

В этой статье мы рассмотрим случаи использования при расчете размера платы за отопление нормативов потребления или среднемесячных объемов при наличии на многоквартирных домах общедомовых приборов учета .

Большинство граждан уже знают о том, что в сфере расчета размера платы за коммунальные услуги произошли большие изменения за последнее время, кто-то уже ознакомился с новшествами, а кто-то ещё в самом начале этого долгого и зачастую непонятного пути.

С 01.09.2012 года вступили в силу правила расчета размера платы за коммунальные услуги. утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354), до этого на протяжении 6 лет действовал порядок расчета, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Постановление № 307).

Согласно Постановлению № 354 при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета расчет должен производиться согласно его фактическим показаниям, а сама тепловая энергия распределяется пропорционально занимаемой общей площади.

То есть начисление платы за отопление предполагается только в отопительный период, есть показания – есть начисления, закончился отопительный период, нет показаний – соответственно в счет-квитанциях нет начисления платы за эту услугу. Все понятно и логично на наш взгляд, но что же произошло фактически, когда стали применять эти правила расчета, утвержденные Постановлением № 354 .


Многие вспомнят, что в январе 2013 года, когда граждане получили счет-квитанции на оплату коммунальных услуг за декабрь 2012 года, на государственные власти и надзорные органы обрушился шквал обращений о правильности начисления платы, так как сумма в квитанциях у некоторых возросла более чем в 2 раза.

Что же такое произошло? Все дело в том, что в период, когда действовало Постановление № 307, расчет размера платы за отопление производился равными частями в течение 12 месяцев - всего года, независимо от того, что в летние месяцы отопления в наших домах вообще не было.

Методика начисления платы за отопление при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета была такова: за ежемесячную плату принимались среднемесячные объемы тепловой энергии за предыдущий год, либо норматив потребления тепловой энергии, установленный для конкретного региона, если среднемесячные объемы отсутствовали, производилось равномерное ежемесячное начисление платы за отопление, а в конце года производилась корректировка в соответствии с показаниями общедомового прибора учета за целый год.

Приходила так называемая тринадцатая квитанция, в которой либо оплаченная сумма уменьшалась в счет будущих платежей, либо наоборот производилось доначисление платы за отопление, если начисленная сумма за год по среднемесячным объемам или нормативу оказалась меньше фактически потребленной тепловой энергии по показания общедомового прибора учета.

В такой методике было мало приятного, ведь такую систему расчета очень сложно проконтролировать обычным потребителям, да и где гарантия, что корректировка будет произведена верно. Но свои плюсы в ней все-таки были, это касается равномерного распределения материальной нагрузки по оплате за коммунальные услуги для граждан. То есть другими словами, граждане, получая заработную плату или пенсии, уже планируют что, ежемесячно на коммунальные услуги необходимо тратить, например, 2 000 рублей и не больше в течение всего года.

По новым правилам, утвержденным Постановлением № 354, расчет размера платы за отопление производится по фактическим показаниям общедомового прибора учета. соответственно только в отопительный период.

Естественно, что нагрузка по оплате за коммунальные услуги в целом за счет отопления увеличится в несколько раз в зимние месяцы, а многие оплатить в январе или феврале по 6 000 – 8 000 рублей вместо обычных 2 000, оказываются не готовы. Да и как тут спланировать расходы? Ведь заработная плата или пенсии не увеличиваются в отопительный период. Отсюда появляется много недовольств и возмущений со стороны граждан.

Следует отметить, что Правительством РФ 27 августа 2012 года было утверждено Постановление №857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 857).

Согласно этому документу на некий переходный период, органам власти субъектов РФ разрешено самостоятельно принимать решение о методике расчета размера платы за отопление в 2012 – 2014 гг. То есть это означает, что они должны выбрать один из методов расчета в течение всего года – по Постановлению № 307 или по фактическому потреблению тепловой энергии - по Постановлению № 354.

Именно поэтому в разных регионах РФ разные методики расчета размера платы за отопление. У одних при наличии общедомового прибора учета на доме расчет производится по его фактическим показаниям только в отопительный период, а у других по нормативам или среднемесячным объемам в течение 12 месяцев .

Выявить какая методика лучше, наверное, нельзя, или лучше сказать, это будет неправильно. У каждой есть свои минусы и плюсы. По методике Постановления № 307 расчет меньше бьет по карману потребителей в ежемесячных расходах, а применяя методику Постановления № 354, начисление становится более прозрачным для потребителей, но увеличивает материальную нагрузку по оплате в зимние месяцы.

К тому же, в большинстве случаев методика расчета и в том и другом случае не так страшна, как объемы тепловой энергии и тарифа на неё. Совершенно нелепым иногда кажется при среднемесячной температуре - 10 и - 14С предъявлять объемы тепловой энергии как в месяцы с температурой - 30 и - 40С.

Если бы исполнители коммунальных услуг – управляющие компании, ТСЖ или ЖСК, более ответственно подходили к выполнению своих обязанностей – своевременно регулировали температуру подачи тепловой энергии в дома в зависимости от погоды, принимали все необходимые меры по уменьшению теплопотерь инженерного оборудования, правильно, грамотно и доступно объясняли методику расчета и распределение тепла, тогда и вопросов по оплате за отопление становилось бы в разы меньше. И то ежегодное повышение тарифов и изменение методик начисления не вызывали бы таких возмущений от граждан.

Ну, это все рассуждения, а вообще, возможно лицензирование деятельности управляющих компаний с 2015 года оставит на рынке только добросовестных и квалифицированных исполнителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые не просто собирают деньги, а хотят и могут оказывать услуги по управлению многоквартирными домами.

По материалам сайта: http://raschetgkh.ru