Как сделать отопление частного дома своими руками

Сделать водяную систему отопления своими руками без сантехнических навыков непросто. Однако если речь идет о том, как смонтировать отопление небольшого частного дома, то здесь можно воспользоваться доступным подручными материалами и минимальными познаниями в области сантехнических и сварочных работ. Ниже предложен вариант, как сделать отопление частного дома при помощи самодельного котла, секций старого радиатора и ТЭНа.

Самодельный котел, секции радиатора и ТЭН для отопления своими руками

Предлагается довольно простая самодельная система водяного отопления, рассчитанная на обогрев небольшого летнего щитового домика в осенний и весенний период, когда на улице прохладно. Собрать эту конструкцию можно из доступного подручного материала. Покупать придется только ТЭН. Для более длительной службы всей системы и особенно самого ТЭНа желательно выбирать импортный вариант (например, итальянский) мощностью 1,2 кВт с термостатом.

Данная система отопления включает ТЭН для радиаторов отопления, самодельный котел и, собственно, сами секции радиаторов, соединенные муфтой и резиновыми патрубками. Последние детали можно взять от старого автомобиля, например, изъять из системы отопления автомобиля ЗИЛ-133.

При отоплении ТЭНами своими руками радиаторы можно сделать из оцинкованных труб диаметром 60 мм. Длину их следует определять в зависимости от места установки на стене дома. Например, для комнаты площадью 18 м2 требуется две трубы длиной 1,18 м, а для комнаты площадью 12 м2 — одна труба длиной 1,10 5 м. К радиаторам затем нужно приварить две распорки. Их можно сделать из стальных оцинкованных труб диаметром 27 мм и длиной 18 см.

Сваривать детали водяной системы отопления частного дома следует очень осторожно, делая шов длиной 3-5 мм, чтобы цинк изнутри трубы не смог выгореть. Торцевую часть радиатора — патрубок — можно сделать, используя трубу из черной стали длиной 100 мм. Патрубки должны быть длиной 50 мм. Их следует сделать из того же материала, а уголок можно взять стандартный заводской диаметром 56 мм.

Как сделать самодельный водяной котел для отопления

Самодельный котел для водяного отопления можно сделать из трубы, только из черной с толщиной стенки в 5 мм или из оцинкованной трубы с подходящим диаметром — 158 мм.


Перед тем как сделать котел отопления нужно трубу длиной 320 мм. заторцевать под углом 90° на токарном станке, хотя это можно сделать и с помощью болгарки по шаблону. Получившийся отрезок трубы затем нужно заварить с двух сторон металлическими листами толщиной 6-10 мм. Оцинкованные трубы желательно соединить с применением резьбовых соединений, сварка не подходит в этом случае, поскольку цинк при сварке выгорает.

Далее в одной боковой стенке (диаметр стенки 160 мм) нужно по центру прорезать отверстие диаметром 20 мм, по длине резьбы ТЭНа. К другой стенке следует по центру приварить патрубок диаметром 60 мм и длиной 50 мм.

Затем к самодельному водяному котлу для отопления нужно прикрепить сваркой трубу длиной 390 см, прорезав под нее в котле отверстие диаметром 100 мм (на расстоянии 50 мм от стенки). Затем в трубе нужно прорезать отверстие диаметром 20 мм, отступив от верхнего края на 330 мм (по центру).

К этому отверстию в дальнейшем будет подводиться патрубок диаметром 60 мм. Длина патрубка может быть от 110 мм до 200 мм — в зависимости от длины радиатора (средняя дина радиатора — 110 мм).

Муфту самодельного котла для отопления дома необходимо выточить на токарном станке из коррозионно-стойкой стали 45. Можно использовать сталь другой толщины или стальную гайку с резьбой 2 дюйма. Если нет возможности сделать это самостоятельно, можно заказать работу токарю.

Монтаж системы водяного отопления

После того как все детали для системы отопления будут выполнены, их нужно соединить между собой с помощью четырех резиновых патрубков длиной 90 мм. При монтаже отопления частного дома своими руками зажимать патрубки можно с помощью винтовых хомутов диаметром 70 мм. Для лучшей герметичности рекомендуется, прежде чем надевать их на трубы, промазать патрубки изнутри масляной краской. Закреплять секции радиаторов в комнатах можно на стандартные крючки, которые применяются для фиксации чугунных батарей.

После этих работ нужно в муфту ввернуть ТЭН. Делать это также желательно на краску, а для усиления герметичности соединения следует проложить листовой паронит толщиной 3 мм. Заворачивать ТЭН рекомендуется с помощью двух газовых ключей № 2.

Далее через трубу нужно залить теплоноситель на такой уровень, чтобы при нагревании он был выше патрубка на 200 мм, но не более, иначе при нагреве теплоноситель может пойти через край трубы, ведь он увеличится в объеме. Собранную систему необходимо заземлить для соблюдения мер безопасности. Для этого следует с помощью напильника и наждачной бумаги зачистить полоску шириной 10-15 мм на стыке патрубка с трубой. Затем следует установить жестяной хомут под болт Мб с двумя гайками под провод 1,5 мм2. По всему дому необходимо проложить общий контур заземления из провода 2,5 мм2. Этот провод нужно вывести через стену на улицу и прикрепить к железной трубе (длиной 2 м и диаметром 0,5 дюйма), врытой в землю на глубину не менее 1,4 м.

Помимо этого, можно в качестве защиты установить на фазовом и нулевом проводе (на случай, если один из них откажет) автоматические предохранители, рассчитанные на 16 А. При включении этих предохранителей будет запускаться ТЭН.

Постепенно нагреваясь, теплоноситель будет расширяться и подниматься внутри трубы. За уровнем подъема можно следить сверху. Когда температура достигнет 800 °С (а это произойдет приблизительно через 45 минут), должен сработать термостат, отключая подачу электроэнергии.

В отопительную систему, описанную в данном разделе, можно заливать в качестве теплоносителя воду. Однако на практике этот вариант не очень удобен: на зиму воду обязательно нужно сливать, а это дополнительные хлопоты, к тому же от воды ржавеют трубы. Желательно вместо воды использовать автомобильный тосол-40. Хотя и этот вариант имеет свои недостатки: при нагреве он испаряется, поэтому приходится регулярно доливать новые порции, при этом важно следить, чтобы уровень нагретого теплоносителя не достигал отметки 200 мм.

В связи с этим не удастся герметично закрывать систему каждый раз, поэтому при работе радиаторов в доме всегда будет витать характерный для тосола сладковатый запах.

Самый лучший вариант теплоносителя для данной системы — дизельное масло. Это вещество не испаряется, не замерзает, поэтому можно залить его один раз в систему, а верхнюю часть трубы герметично заварить, как это делается в бытовых масляных обогревателях.

Ко всему прочему, радиаторы, работающие на дизельном масле, быстрее нагреваются и дольше держат тепло, чем при использовании тосола и тем более — воды. Срок службы масла в герметичной системе практически не ограничен.

По материалам сайта: http://www.udec.ru