Отопление и теплоснабжение

теплоэнергетика

Перед тем как ответить на Ваш вопрос, нужно разобраться в точности формулировок. Под понятием «Электронное моделирование аварийных ситуаций», поставленном в вопросе, более вероятно, подразумевается «электронное моделирование при разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций». А под формулировкой « …план ликвидации аварий на котельной с применением электронного моделирования…», наиболее вероятно, подразумевается разработка плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, на системах теплоснабжения подключенных к котельной подвергнутой проверке инспектором.

В случае, если эти все вопросы сформулированы и направлены представителю уполномоченного органа местного самоуправления поселения, городского округа, то это означает, что вопрос поставлен в рамках подготовки поселения, городского округа к отопительному периоду для муниципальных образований.

Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований изложены в подпункте 1, пункта 18, раздела V, Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».

Ответственность за невыполнение требований пункта 18 изложены в пункте 19 выше указанного Приказа Минэнерго России.

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;


2) …………

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил

Плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций (далее ПЛАС) разрабатывается для теплосетевого хозяйства каждого источника теплоснабжения рассоложенных в административно-территориальных границах поселения, городского округа и тепловые сети источников расположенных в других административных округах сети которых расположены (проходят транзитом) через административный, муниципальный округ получившее предписание инспектора, или осуществляющее подготовку к ОЗП (отопительному зимнему периоду).

Приказ Минэнерго России устанавливает срок составления и содержание ПЛАС с применением электронного моделирования до начала отопительного периода текущего года, с установлением требований к его содержанию.

Конечная дата подготовки паспортов готовности к отопительному периоду определяется руководителем в зависимости от климатических условий. Срок выдачи паспорта не может устанавливаться позднее 01 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций и не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Проверяет наличие и соответствие ПЛАС муниципального образования требованиям Приказа Минэнерго Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду.

Хотелось бы отметить некоторые «подводные камни» ожидающие представителей муниципальных образований и теплосетевых организаций проводящих подготовку к отопительному периоду. Перечислим два из них.

Правила оценки готовности к отопительному периоду, установлены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В свою очередь Закон о теплоснабжении имеет плотное переплетение со статьями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

При быстром прочтении можно не заметить круг обязательств возлагаемых на теплосетевые организации и муниципальные образования Законом «О теплоснабжении» и Законом «Об энергосбережении….» игнорирование которых, в первую очередь, приведет к перерасходу денежных средств предприятия ложащихся в тариф по теплоснабжению и бюджета муниципалитета.

Обязательство первое относится к организациям осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения по производству, отпуску и передаче тепловой энергии. Это обязательство включает в себя проведение энергетического обследования предприятия.

Обязательство второе; нормирование технологических потерь тепловой энергии при передаче теплоты от источника к потребителю, нормирование удельного расхода топлива на источнике при производстве тепловой энергии. Нормирование запаса топлива на источнике тепловой энергии.

Обязательство третье; разработка схем теплоснабжения муниципальных образований, поселений, городских округов.

Считаем эти три обязательства ключевыми при рассмотрении вопроса о ПЛАС.

Рассмотрим наиболее затратный, максимально связанный с ПЛАС, объединяющий между собой муниципалитеты и теплоснабжающие организации – «разработку схем теплоснабжения».

Требования к разработке схемы теплоснабжения установлены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». В процесс разработки схем теплоснабжения вовлечены как муниципальные округа, так и теплоснабжающие организации. Администрации поселений, городских округов и муниципалитеты являются разработчиками, т.е. заказчиками схем теплоснабжения. Теплоснабжающие организации предоставляют всю необходимую информацию для разработки схемы теплоснабжения, а по результатам разработки и утверждения схемы теплоснабжения, на основе решений указанных в Схеме, устанавливают тариф на производство и передачу тепловой энергии. Игнорирование участия в разработке Схемы теплоснабжения приводит к невозможности учесть затраты при формировании тарифа на мероприятия по модернизации, реконструкции в сетях и на источниках теплоснабжения. Органы тарифного регулирования опираются на решения, перечисленные в Схемах теплоснабжения муниципального образования.

В процессе разработки схемы теплоснабжения разрабатывается электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа содержащая:

а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов;

б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения;

в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное;

г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть;

д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии;

е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку;

ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя;

з) расчет показателей надежности теплоснабжения;

и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения;

к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей.

Сравнивая требования к разработке схемы теплоснабжения, установленные Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 и требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 видим их сходство по большинству из пунктов.

Отметим тот факт, что согласно Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения от 10 тыс. человек до 100 тыс. человек соблюдение требований, по разработке «Электронной модели схемы теплоснабжения», утвержденных постановлением, не является обязательным. И как раз в этом пункте скрыт четвертый «подводный камень». Суть его заключается в том, что ни один из органов исполнительной власти не позволит избежать разработки электронной модели схемы теплоснабжения.

Осознавая сходство требований Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 и требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103 в малом зале министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области проведено совещание совместно с представителями Центрального управления Ростехнадзора «по вопросам требований к электронному моделированию при разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, с целью включения данного раздела в электронные модели схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения разрабатываемых на территории Московской области».

По итогам совещания принято решение (цитата ):

1. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской

области.

1.1 Вести мониторинг в муниципальных образованиях Московской

области по разработке электронных моделей систем теплоснабжения,

водоснабжения и водоотведения.

1.2 Для получения паспорта готовности к осенне-зимнему периоду

необходимо наличие электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабженияи водоотведения.

1.3 Учитывать, что электронные модели должны располагать полным топологическим описанием по объектам с решениями по устранению аварийных ситуаций.

1.4 Рекомендовать Главам муниципальных образований Московской

области в рамках актуализации схем теплоснабжения и подготовки к осенне-зимнему периоду разработать электронные модели схем теплоснабжения независимо от численности населения.

Таким образом, мы видим неотвратимость проведения работ по электронному моделированию и по разработке паспорта подготовки предприятия и муниципального образования к отопительному сезону.

Но не спешите видеть в этом только отрицательные стороны. В решение общего собрания Министерства ЖКХ Московской области и Центрального управления Ростехнадзора есть положительные стороны. Вернемся к затратной части, жестко бьющей по бюджету организаций. Отдельная разработка паспорта готовности к отопительному сезону и разработка схемы теплоснабжения обходится участникам рынка в «копеечку ». Так например для разработки электронной модели схемы теплоснабжения существующий рынок предлагает программные комплексы стоимостью в пределах 1 000 – 1 500 тыс. рублей. Разработка ПЛАС стоит не намного дешевле. Для проведения разовых работ по разработке электронных моделей не целесообразно приобретение подобных комплексов. Необходимо учесть – покупка программного комплекса повлечет за собой дорогостоящее обучение персонала компании. Решение служит обращение к специализированным организациям, купивших набор программных комплексов в силу специфики своей деятельности. Нужно полагать о наличии у данных организации высоквалифицированного штата прошедшего обучение и овладевшего навыками работы с программным обеспечением.

Законодательство Российской Федерации, ни в коем случае не ограничивает возможность муниципальных образований и теплоснабжающих организаций выполнять перечень работ самостоятельно. Вы можете воспользоваться возможностью самостоятельно разработать ПЛАС и схему теплоснабжения городского поселения, и подать его на рассмотрение в администрацию муниципального образования. В этом Вам не смогут отказать.

В заключение хотелось бы вернуться к таким «подводным камням», как энергетическое обследование и разработка нормативов для тарифного регулирования. Результаты энергетического обследования предприятия, расчетов и экспертизы нормативов в области ТЭК должны полностью перекликаться с разработанными и утвержденными схемами теплоснабжения и электронным моделированием. Это позволит безболезненно пройти все этапы тарифного регулирования, достичь показателей надежного и качественного теплоснабжения потребителей муниципального округа. Выполнить требования правительства Российской Федерации по достижению целевых показателей энергосбережения и энергоэффективности.

Главный специалист ЗАО «Юрэнерго » Пономарев Д. В.

По материалам сайта: http://energovopros.ru