Отключение отопления в многоквартирном доме признано незаконным

16.07.2012 18:07, Ивановская область. RegionFAS.ru:

В октябре 2011 года МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания» из-за долгов ТСЖ «Октябрь» на 6 дней отключило отопление многоквартирного жилого дома № 42 «а» по проспекту Текстильщиков г. Иваново. По данному факту прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново была проведена проверка законности действий предприятия. Т.к. в ходе проверки в действиях МУП «ИГТСК» были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, ее материалы были направлены в Ивановское УФАС России.

Сегодня состоялось заседание Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дела было установлено, что между МУП «ИГТСК» и ТСЖ «Октябрь» был заключен договор энергоснабжения. Исходя из специфики договорных отношений, которая заключается в том, что тепловая энергия приобреталась ТСЖ не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг гражданам (непосредственным потребителям), при осуществлении своих действий, направленных на отключение теплоснабжения, МУП «ИГТСК» должно было учитывать, прежде всего, положения подпункта «в» пункта 81, пунктов 85, 86 Правил коммунальных услуг.

Таким образом, при неуплате ТСЖ «Октябрь» возникшей задолженности за теплоснабжение МУП «ИГТСК» вправе было взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке, а отключение дома от тепловых сетей было нарушением условий предоставления коммунальных услуг, незаконным и недопустимым злоупотреблением доминирующим положением.

Таким образом, действия МУП «ИГТСК» были признаны нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «Услуги теплоснабжения» в географических границах г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район, Ивановской области путем прекращении поставки товара (отключение с 04.10.2011 многоквартирного жилого дома № 42 по проспекту Текстильщиков г. Иваново от тепловых сетей - прекращение теплоснабжения) прямо не предусмотренного нормативными правовыми актами (подпункт "в" пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307), что повлекло ущемление интересов как граждан – жителей многоквартирного жилого дома № 42 по проспекту Текстильщиков г. Иваново, так и ТСЖ «Октябрь».

По итогам рассмотрения дела материалы заседания были переданы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения о привлечении МУП «ИГТСК» к административной ответственности.

Справочно:


Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление ВАС № 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

МУП «ИГТСК» Приказом Ивановского УФАС России № 145 от 09.11.2011 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» на товарном рынке «Услуги теплоснабжения» в географических границах г. Иваново, г. Кохма, Ивановский район, Ивановской области с долей более 50 процентов

В соответствии с 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил коммунальных услуг).

Согласно статье 22 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 (далее – Порядок), определена последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Подпунктом "в" пункта 81 Правил коммунальных услуг предусмотрено право исполнителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 85 Правил коммунальных услуг предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Согласно подпункту "а" пункта 86 Правил коммунальных услуг действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме.

В пункте 28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) высказана позиция относительно того, что нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от тепловой энергии всего дома, если созданное в нем ТСЖ (ЖСК) имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.

По материалам сайта: http://www.regionfas.ru